Механизация погрузочно разгрузочных работ это
Перейти к содержимому

Механизация погрузочно разгрузочных работ это

  • автор:

МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

замена тяжелых, трудоемких и медленных процессов физического труда грузчиков работой специальных машин. Для М. п.-р. р. применяется различного типа подъемно-транспортное оборудование: транспортеры, подъемные краны, тельферы, рольганги, электрокары, лебедки и др. М. п.-р. р. достигается также применением бункерных эстакад, саморазгружающихся вагонов, вагоноопрокидывателей. В тех случаях, когда применение сложных механизмов и оборудования при незначительном грузообороте не является рентабельным, используются средства простейшей механизации: роликовые ломы, медведки, домкраты, тачки на шарикоподшипниках и т. п. М. п.-р. р. сокращает до минимума простои вагонов под грузовыми операциями, облегчает труд грузчика, дает высокую производительность труда, сокращает потребность в рабочей силе и снижает стоимость работ. «Механизация процессов труда является той новой для нас и решающей силой, без которой невозможно выдержать ни наших темпов, ни новых масштабов производства» (Сталин).

Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство . Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941 .

  • МЕТЧИК
  • МЕХАНИЧЕСКАЯ ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

Смотреть что такое «МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ» в других словарях:

  • Механизация производства — замена ручных средств труда машинами и механизмами с применением для их действия различных видов энергии, тяги в отраслях материального производства или процессах трудовой деятельности. М. п. охватывает также сферу умственного труда (см … Большая советская энциклопедия
  • Механизация и автоматизация производства — («Механизация и автоматизация производства»,) ежемесячный научно технический журнал, орган министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР. Издаётся в Москве с 1947. В 1947 58 выходил под названием «Механизация… … Большая советская энциклопедия
  • ГРУЗЧИКИ — ГРУЗЧИКИ, рабочие, проф. занятием которых является перевалка всевозможных грузов на жел. дор. станциях, в портах, на речных пристанях, складах и т. п. Перевалка грузов может производиться или непосредственно вручную (на спине, на плече), или при… … Большая медицинская энциклопедия
  • Автоматизация производства — процесс в развитии машинного производства, при котором функции управления и контроля, ранее выполнявшиеся человеком, передаются приборам и автоматическим устройствам. А. п. основа развития современной промышленности, генеральное… … Большая советская энциклопедия
  • Урожай — (Plankton) Определение термина урожай, уборка урожая Информация об определении термина урожай, уборка урожая Содержание Содержание Определение термина Уборка урожая Урожайность Определение термина урожай Урожай – это количество уродившегося … Энциклопедия инвестора
  • ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ — совокупность действий по наилучшему использованию подвижного состава, жел. дор. устройств и оборудования для перевозки грузов и пассажиров. Т. э. ж. д. на советском жел. дор. тр те разделяется на три основные отрасли: 1) организацию движения… … Технический железнодорожный словарь
  • Херсонский морской порт — Херсонский торговый морской порт Год основания 1778 г. Расположение Херсон (Украина) Ключевые фигуры … Википедия
  • Кран-погрузчик — Не следует путать с Кран перегружатель. Кран погрузчик (лесопогрузчик, перегружатель) передвижной башенный кран на рельсовом ходу. Обычно изготавливается в исполнении с порталом для прохода под краном железнодорожного состава. Описание… … Википедия
  • Оборот вагона — У этого термина существуют и другие значения, см. Оборот. Оборот вагона железнодорожный термин[1]; означает: основной показатель использования вагонного парка ж. д. по времени, включающий цикл операций от момента окончания погрузки вагона… … Википедия
  • Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Механизация погрузочно разгрузочных работ это

Средства механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ общего назначения

Многообразие видов строительных грузов и требования современной технологии грузовой переработки требуют применения комплекса погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских машин. Тип применяемой машины определяется требованием технологического процесса грузовой работы, соответствием параметров и эксплуатационных качеств машин условиям выполнения технологических операций.

К средствам механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ общего назначения в соответствии с принятой классификацией относятся стационарные краны — козловые, мостовые, башенные погрузчики и портальные; мобильные краны — автомобильные, пневмоколесные, краны на специальном шасси, железнодорожные, гусеничные, бортовые манипуляторы на передвижных транспортных средствах, одноковшовые погрузчики и экскаваторы, универсальные автопогрузчики.

Стационарные краны

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
  • Техника безопасности при работе с нефтепродуктами
  • Технология и организация работ по погрузке нефтепродуктов
  • Специализированные транспортные средства для перевозки нефтепродуктов
  • Характеристика нефтепродуктов, применяемых в строительстве
  • Техника безопасности при выгрузке труб из полувагонов
  • Технологические схемы доставки
  • Специализированные автотранспортные средства для перевозки
  • Трубы, плети, мобильные здания и блочные устройства, используемые в строительстве
  • Техника безопасности при погрузке лесоматериалов

Стационарные краны обслуживают определенные фронты погрузочно-разгрузочных работ на складах, их нельзя без демонтажа передислоцировать на другой вид работ или участок. Стационарные краны можно условно назвать складскими.

Электрические козловые краны предназначены для погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ на открытых складах предприятий стройиндустрии, складах материально-технического обеспечения строительных организаций и перегрузочных складах. Их используют для грузовых операций с контейнерами и другими штучными грузами, а с применением сменных грузозахватных устройств — и для операций с насыпными (сыпучими) грузами.

Козловый кран состоит из решетчатых ферм, установленных на высоких опорах, передвигающихся на рельсовых тележках по подкранным наземным путям. В качестве грузоподъемного механизма применяют электротали или обычные грузовые тележки, передвигающиеся по верхнему или нижнему поясу фермы крана. Механизмы передвижения обеих ходовых тележек имеют собственные приводы; кран снабжен системой крайних ограничителей положений всех рабочих механизмов, противоупорными и противоугонными рельсовыми захватами. Краны некоторых типов имеют специальные лебедки с блочной системой, обеспечивающие их самомонтаж. Пролеты крана, а также дополнительные консоли позволяют одновременно перекрывать складские площадки, автомобильные и железнодорожные подъездные пути грузовых фронтов.

Рис. 1. Козловый кран КК-12,5
1 — опорные стойки; 2 —ригель; 3 — грузовая тележка; 4 — кабель; 5 — механизм передвижения; 6 — кабина управления

Рис. 2. Мостовой кран ручной однобалочный

Краны предназначены для работы на открытом воздухе с температурой окружающей среды от —40 до +40°С. Работой крана управляют из кабины, монтируемой на одной из его опор.

Мостовые краны представляют собой одно- или двухбалочный мост, передвигающийся на колесах по рельсам, которые уложены на балках эстакады на открытых площадках (опорные), либо на балках, прикрепляемых к стенам зданий (подвесные).

Дня кранов с дистанционным управлением связь осуществляется по одноприводной линии связи со стационарного или переносного пульта либо по радиосигналу.

Рис. 2.5. Башенный кран-погрузчик БКСМ -14ПМЗ
1 — портал; 2 — балочная стрела

Все мостовые краны используют на грузовых работах на складских площадках (под навесом, закрытых или открытых). При оборудовании грейферным захватом возможна переработка сыпучих или кусковых материалов с объемной насыпной массой 0,9—4 т/м3.

Башенные краны-погрузчики отличаются от других башенных кранов наличием заниженной башни, Они в основном имеют горизонтальную стрелу.

Краны передвигаются по рельсовым путям и могут переходить на перпендикулярно расположенные пути. При наличии портала краны обслуживают железнодорожные составы, проходящие по внутреннему пути в пределах колеи крана.

Стрелы кранов имеют грузовую тележку и обеспечивают обслуживание открытых складов и грузовых площадок в радиусе 22—35 м.

Башенные краны обслуживают открытые материальные склады строительных организаций, предприятий строительной индустрии и различные перегрузочные склады.

Портальный кран представляет собой передвижной портал, на котором смонтирована полноповоротная колонна с подъемной стрелой и кабиной машиниста. Портал передвигается по рельсам, уложенным на подготовленном основании. Ходовые тележки портала имеют групповой, индивидуальный или централизованный привод.

Портальные краны используют на перегрузочных складах, примыкающих к водным магистралям и имеющих подъездные автомобильные и железнодорожные пути. Портальные краны кроме крюковой подвески имеют различное сменное грузозахватное оборудование, позволяющее ему перерабатывать штучные грузы различных габаритов, а также сыпучие и кусковые строительные материалы.

Мобильные краны

Мобильные краны благодаря своей маневренности используются в основном при погрузочно-разгрузочных работах на строительных площадках, их можно также перебазировать на временные перегрузочные склады для производства грузовых операций.

Мобильные краны всех типов состоят из самоходного шасси, на котором монтируется поворотная платформа с рабочей стрелой.

Автомобильные краны смонтированы на шасси грузовых автомобилей. Кран состоит из поворотной платформы, на которой смонтированы рабочие механизмы, стрела, портал и кабина машиниста.

Рис. 4. Автомобильный край КС-3571Б
1 — телескопическая стрела; 2 — силовая установка

Краны имеют электрическое, механическое и гидравлическое управление механизмов. При механическом приводе управление осуществляется от силовой установки двигателя через коробку передач и коробку отбора мощности, промежуточный редуктор и раздаточную коробку. В кранах с электроприводом энергия подается от генератора, питающегося силовой установкой через раздаточную коробку. Краны с гидравлическим приводом управляются от силовой установки шасси через гидромоторы и насосы, приводящиеся в действие через коробки передач и отбора мощности.

Автомобильные краны снабжены выносными опорами, обеспечивающими устойчивость крана и уменьшение нагрузки на шасси при подъеме грузов максимальной массы. Равномерное распределение нагрузки между выносными опорами обеспечивается стабилизатором, который выключает подвеску заднего моста при подъеме груза. Все рабочие операции на кране могут совмещаться; при этом ими управляют из кабины машиниста, а движением крана в транспортном положении или с грузом — из основной кабины.

Автомобильные краны используют на погрузочно-разгрузочных работах на открытых складских площадках, грузовых фронтах с подъездными автомобильными путями и строительных площадках.

Пневмоколесные краны по виду шасси разделяются на длиннобазовые (с базой свыше 4,1 м) и короткобазовые (с базой не более 3.5 м).

Рис. 5. Короткобазовый пневмоколесный кран КС-4371
1 — стрела; 2 —кабина управления; 3 — шасси; 4 — силовая установка

Длиннобазовые пневмоколесные краны монтируют на шасси с применением сборочных единиц от автомобилей. У кранов 2—5 осей, из которых две являются ведущими. Краны имеют дизель-электрический и механический приводы, а также решетчатые стрелы. Пневмоколесные длиннобазовые краны используют на погрузочно-разгрузочных работах с различными штучными грузами, преимущественно на строительных площадках, а также на временных перегрузочных складах.

Короткобазовые пневмоколесные краны монтируют, на специальном шасси с применением сборочных единиц от автомобилей и имеют большую маневренность и проходимость. Ходовое устройство крана имеет две оси. Могут быть следующие схемы исполнения: одна ось управляемая, а другая приводная; две оси управляемые и приводные; две оси приводные, из них одна управляемая.

Короткобазовый пневмоколесный кран имеет гидравлический при вод управления и телескопическую выдвижную стрелу, на которую может навешиваться гусек. Благодаря маневренности и проходимости короткобазовый кран можно широко использовать на погрузочно-разгрузочных работах в стесненных условиях как на строительной, так и на складских площадках.

Все пневмоколесные краны при транспортировке и грузовой работе в основном управляются из кабины, расположенной на поворотной платформе. Краны оборудованы выносными опорами.

Краны на специальном шасси автомобильного типа отличаются от других мобильных кранов высокой транспортной скоростью, повышенной проходимостью и маневренностью и лучшими грузовыми характеристиками при работе без выносных опор.

Кран состоит из шасси автомобильного типа с 3— 8 осями, жесткой балансирной подвески и телескопической стрелы, что обеспечивает движение кранов по дорогам различной категории. Все краны имеют кабину шасси и отдельную кабину для управления краном при производстве грузовых работ.

Оси крана имеют по два и четыре колеса. На шасси кранов грузоподъемностью 25 и 40 т силовая установка шасси обеспечивает работу всех рабочих механизмов, а на кранах грузоподъемностью 63 и 100 т имеется дополнительный двигатель для механизмов на поворотной части. Краны имеют гидравлический привод, телескопические выдвижные стрелы и выносные опоры.

Рис. 6. Кран на спецшасси автомобильного типа КС-5473
1 — телескопическая стрела; 2 — удлинитель: 3 — крюк вспомогательного подъема; 4 — крюк основного подъема

Благодаря возможности телескопирования стрел краны за каждый цикл могут изменять грузоподъемность и повышать производительность в сравнении с пневмоколесными кранами, имеющими решетчатые стрелы.

Краны на специальном шасси автомобильного типа можно широко использовать при погрузочно-разгрузочных работах на рассредоточенных строительных объектах, включая грузовые операции в стесненных условиях, а также на кратковременных выгрузочных площадках строительных организаций.

Железнодорожный кран состоит из четырехосной ходовой тележки с колеей 1524 мм и поворотной платформы, на которой смонтированы силовая установка, рабочие механизмы, пульт управления, кузов, опоры стрелы и портала. Кран оборудован выносными опорами, но может работать и без них. Основное грузозахватное устройство — крюковая подвеска. Кроме того, возможно использование двухканатного грейферного ковша. Кран полноповоротный, имеет дизель-электрический привод управления, а также может работать с кабельным питанием от внешней сети (380 В, 50 Гц). Железнодорожные краны используют на грузовых фронтах перегрузочных временных и постоянных складов с небольшими объемами работ, Гусеничные краны обладают высокой проходимостью и маневренностью. Обладая низким средним удельным давлением на грунт (0,6—2,4 МПа), гусеничный кран может работать на грунтовых уплотненных площадках.

Рис. 7. Гусеничный кран МКГ -25БР

Гусеничные краны по исполнению разделяют на две группы: самоходные краны, смонтированные на специальной гусеничной ходовой тележке и смонтированные на базе универсальных экскаваторов.

Гусеничные краны работают без выносных опор. Гусеничные краны с грузоподъемностью до 25 т в основном имеют механический привод исполнительных механизмов от силовой дизельной установки. При грузоподъемности свыше 25 т применяйся дизель-электрический привод, возможен также комбинированный привод, когда кран оборудуется собственной электростанцией с питанием электроэнергией от внешней сети. Привод на шасси — дизель-электрический.

Гусеничные краны используют преимущественно для монтажных работ. Однако их можно использовать для погрузочно-разгрузочных работ на строительных площадках при приеме с прибывающих автотранспортных средств различных строительных конструкций, оборудования, большегрузных контейнеров.

Бортовые манипуляторы — новый вид кранов. Их применяют в качестве навесных на передвижных автотранспортных средствах. Бортовой кран-манипулятор состоит из поворотной колонны, шарнирно сочлененной стрелы с поворотной головкой — гидромотором, к которой подвешиваются сменные грузозахватные приспособления. Привод бортового манипулятора осуществляется от гидравлического насоса базового автомобиля через гидрораспределительную! коробку, гидравлические цилиндры управления шарнирно сочлененной стрелой, а также от гидродвигателя, вмонтированного в оголовок стрелы. Давление в гидравлической системе до 25 МПа.

Бортовой манипулятор МКС -4531, смонтированный на автомобиле ЗИЛ -4331, может использоваться для перевозки грузов в пакетах и контейнерах и разгрузке их на строительной площадке, а такЯ же для автономных погрузочных работ на складах без привлечения стационарных или других мобильных погрузочных кранов. Всеми грузовыми операциями управляет водитель.

Универсальные автопогрузчики изготовляют из стандартных узлов и деталей грузовых автомобилей. Рабочим органом является грузоподъемная рама с вилочным захватом.

Грузоподъемник автопогрузчика может наклоняться вперед и назад с диапазоном изменения угла. Управление гидроподъемником гидравлическое. Давление в системе до 16 МПа. Передние колеса автопогрузчиков ведущие, задние управляемые. На автопогрузчике кроме вилочного захвата используется и другое сменное оборудование _крановая безблочная стрела, погрузочный ковш, грейфер и т. д.

Универсальные автопогрузчики применяют при грузовых операциях на складах различных типов.

Одноковшовые и многоковшовые экскаваторы. Экскаваторы — высокопроизводительные самоходные землеройные машины. Но вместе с тем они могут производить погрузочные работы с сыпучими и кусковыми материалами и успешно взаимодействуют при механизированных операциях с автомобилями-самосвалами.

Экскаватор состоит из рабочего, ходового и силового оборудования, передаточных механизмов и платформы для установки оборудования.

По типу рабочего оборудования экскаваторы делятся на машины с циклическим органом — одноковшовые и непрерывного действия — многоковшовые.

По виду ходового оборудования экскаваторы бывают пневмоколесные и гусеничные, по типу двигателя — дизельные, дизель-электрические и электрические.

Наиболее распространены одноковшовые экскаваторы. По типу привода на шасси, управлению рабочими органами и повороту платформы эти экскаваторы бывают гидравлические полноповоротные и неполноповоротные с жесткой подвеской рабочего органа, а также полноповоротные с гибкой подвеской рабочего органа.

Одноковшовые экскаваторы приспособлены для установки различных рабочих органов. Основной рабочий орган — ковш — закрепляется на подъемно-поворотной стреле. В качестве сменных рабочих органов на экскаваторе устанавливают прямую и обратную лопаты, драглайн, грейферный ковш и погрузочный ковш.

Одноковшовые экскаваторы применяют при погрузочно-разгрузочных работах в карьерах и при штабелировании сыпучих и кусковых грузов на открытых площадках.

Одноковшовые погрузчики относятся к самоходным машинам с рабочими органами циклического действия.

В зависимости от ходовой части одноковшовые погрузчики бывают пневмоколесными и гусеничными. Пневмоколесные одноковшовые погрузчики в сравнении с гусеничными обладают большей скоростью перемещения и мобильностью.

Шасси одноковшового пневмоколесного погрузчика представляет собой: жесткую сварную раму с двумя ведущими мостами, подушенными к раме жестко и балансирно, и с двумя или четырьмя ведущими колесами и двумя управляемыми или шарнирно сочлененную раму со всеми ведущими колесами. Основной рабочий орган погрузчика — ковш. Применяются также сменные органы — вилочные подхваты, челюстные захваты, крановые безблочные стрелы.

Рис. 8. Одноковшовый пневмоколесный погрузчик
а — ТО-6А грузоподъемностью 2т: 1 — рабочий орган; 2 — рычаги поворота; 3 —стрела; 4 — гидроцилиндр поворота рабочего органа; 5 — гидроцилиндр подъема и опускания стрелы; 6— портал; б— ТО-18 с шарнирно сочлененной рамой; / — передняя полурама; 2 — опрокидной ковш; 3 — передний ведущий мост; 4 — гидроцилиндр поворота ковша; 5 —кабина; 6 — двигатель; 7 — задний ведущий мост; 8 — шарнирное сочленение полурам

Управление рабочими органами у одноковшовых пневмоколесных погрузчиков может осуществляться через механическую двухскорост-ную реверсивную коробку перемены передач (ТО-6А), а также через гидромеханическую коробку (ТО-18А, ТО-25 и ТО-21-1).

Одноковшовые погрузчики применяют для погрузочно-разгрузоч-ных работ с различными грузами (преимущественно сыпучими и кусковыми грузами в карьерах), а также на предприятиях строительной индустрии, складах заполнителей бетонов и перегрузочных складах.

Многоковшовые погрузчики относятся к самоходным машинам непрерывного действия.

Рабочий орган многоковшового погрузчика — это ковши, закрепленные на подвижных приводных цепях, и питатель с подгребающими шнеками. Погрузчики смонтированы на специальном пневмо-колесном шасси. Рабочий орган погрузчика может подниматься в транспортное и рабочее положения с помощью двух гидроцилиндров одностороннего действия. В конструкции погрузчика предусмотрен ленточный поворотный разгрузочный конвейер, приводящийся в рабочее положение с помощью специального механизма.

Механизация погрузочно-разгрузочных работ

схемы комплексной механизации переработки

Механизация погрузочно-разгрузочных работ — использование машин и механизмов для погрузки грузов на ж.-д. и автомобильный подвижной состав, выгрузки с него, перегрузки с одного вида транспорта на другой и перемещения грузов внутри складских помещений, на территории грузовых районов, подъездных путях промышленных предприятий и т. п. Основным цель механизации трудоёмких и тяжёлых погрузочно-разгрузочных работ — облегчение труда занятых на их выполнении людей.
На железнодорожный транспорте при переработке грузов, которая является одним из основные производств, этапов, определяющих качество и уровень работы железных дорог, механизация наряду с повышением производительности груда — важное средство сокращения времени простоя подвижного состава, улучшения сохранности грузов и вагонов.
Для осуществления механизации погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожный транспорте применяют различных подъёмно- транспортные погрузочно-разгрузочные машины и оборудование, в зависимости от полноты использования которых в выполнении конкретных операций различают механизированным, комплексно-механизированным и автоматизированным грузопереработку. К механизированной грузопереработке относят работы, при выполнении которых только основные операции производятся машинами (например, захват и перемещение груза из вагона в кузов автомобиля грузоподъёмным краном), а вспомогательные операции — застропка груза, его направление, отстропка, оттяжка при укладке в штабель и т. п.— осуществляются вручную.

Типовые схемы комплексной механизации переработки: а — тарно-штучных грузов, перевозимых в крытых вагонах б— сыпучих и кусковых грузов грейферами; в — сыпучих грузов одноковшовым тракторным погрузчиком и грузоподъёмным краном; г — смёрзшихся грузов с применением виброрыхлителя; д — сыпучих грузов разгрузчиком непрерывного действия; е — универсальных контейнеров; ж — крупнотоннажных контейнеров с применением специальных захватов; 1 — вагон; 2 — склад ангарного типа; 3 — погрузчик; 4 — стеллаж; 5— автомобиль; 6 — штабель груза; 7 — козловой кран; 8 — грейфер; 9 — бункер; 10 — эстакада; 11 — вибратор; 12 — стреловой грузоподъёмный кран; 13 — проезд для транспорта; 14 — склад; 15 — повышенный путь; 16 — механический разгрузчик; 17 — самоходный поворотный конвейер; 18, 19 — контейнеры.
К комплексно — механизированной грузопереработке относят работы, при ведении которых весь производств, процесс от начала до конца операции выполняют машины, а труд людей сведён к управлению этими машинами или осуществлению вспомогательные операций без применения ручного труда. При этом обычно используются специализированным погрузочно-разгрузочные средства, выполняющие определенные операции с рядом однотипных грузов. К таким работам относятся погрузка, выгрузка, сортировка контейнеров; тяжеловесных и тарно-штучных грузов в пакетах (см. Пакетные перевозки); переработка грузов на поддонах; перегрузка лесоматериалов. При выгрузке металлов и изделий из них используют также электромагнитные захваты. Грузопереработка насыпных и навалочных грузов осуществляется с применением грузоподъёмных кранов, ковшовых погрузчиков, экскаваторов, погрузчиков и разгрузчиков непрерывного действия. При перевозке таких грузов в полувагонах и на специализированным подвижном составе осуществляется выгрузка в вагоноопрокидывателях и с применением инерционных разгрузочных машин, на сливных эстакадах, на специально оборудованных повышенных путях. Выгрузку легкосыпучих грузов (цемента, зерна и т. п.) ведут пневматические установками, а в ряде случаев (из бункеров)— самотёком.
Комплексная механизация создаёт предпосылки для организации автоматизированной грузопереработки, при которой могут быть автоматизированы только отд. (главным образом основные) грузовые операции (частичная автоматизация) либо весь процесс может осуществляться без непосредственного участия человека (полная автоматизация).
Показатели оценки механизации работ (в т. ч. комплексной) — уровень и степень механизации. Уровень механизации определяется как отношение объёма работ, выполненных механизированным способом, ко всему объёму погрузочно-разгрузочных работ (в % ), степень механизации — как отношение трудовых затрат при механизации к общим трудовым затратам на весь объём работы (в %). При учёте произведённых работ их оценивают в тонно-операциях, понимая под одной операцией комплекс работ, выполняемых с грузом от момента его захвата рабочим органом машины (или руками человека) до освобождения. К учёту выполненных работ принимаются тонно-операции при перемещении грузов из крытого или открытого склада в вагон или автомобиль (погрузка); из вагона или автомобиля к крытый (или открытый) склад (выгрузка); из вагона в вагон или автомобиль, из автомобиля в вагой (перегрузка); внутри крытого или открытого склада с целью перевески, перекладки, проверки груза, освобождения складской площади и др. (не в процессе погрузки, выгрузки из вагонов и автомобилей), когда в выполнении этих операций возникает производств, необходимость, а также с целью проверки штучных и тарно-упаковочных грузов при расформировании пакетов по требованию грузополучателя (автопредприятия) с последующей погрузкой их на автомобили (внутрискладские операции).
Для выполнения отд. операций погрузки, выгрузки, сортировки грузов и др. погрузочно-разгрузочных работ машины и устройства включаются в определённой технологической последовательности в схему комплексной механизации. Для практического использования разработаны типовые схемы комплексной механизации (см. рис.). Типовая схема комплексной механизации переработки тарно-штучных грузов, перевозимых в крытых вагонах, предусматривает выгрузку груза из вагона, промежуточное складирование, а затем погрузку его электропогрузчиками или малогабаритными автопогрузчиками в автомобили. По этой схеме возможно как напольное, так и стеллажное хранение грузов в складе на стандартных поддонах. Для грузовых станций с небольшим объёмом грузопереработки сыпучих и кусковых грузов схема комплексной механизации предусматривает использование козлового крана грузоподъёмностью 5 г, оснащённого съёмными грейферами вместимостью 1,5—2 м3. В схеме комплексной механизации переработки сыпучих и кусковых грузов на повышенных путях и с помощью одноковшовых тракторных погрузчиков предусмотрена разгрузка грузов из полувагонов самотёком через открытые люки. Наиболее перспективной является схема комплексной механизации, в которой повышенный путь высотой 2,4 м перекрыт двухконсольным козловым краном, оснащённым моторным грейфером для загрузки автомобилей-самосвалов с применением виброрыхлителя смёрзшихся грузов и с использованием вибратора для очистки полувагонов от остатков сыпучих грузов, двух электрическое или пневматических люкоподъёмников. В типовых схемах комплексной механизации выгрузки сыпучих грузов из закрытых складов принята технология работ в основные по варианту «вагон—автомобиль». Для этого используются электропогрузчики и автопогрузчики, оборудованные ковшами, бульдозерно-грейферными захватами. Наибольшую производительность обеспечивает применение разгрузчиков непрерывного действия с рабочими органами, позволяющими выгружать также и слёживающиеся грузы. При выгрузке сыпучих грузов из хопперов и цистерн-цементовозов применяются схемы выгрузки самотёком и с использованием всасывающих устройств автоцементовозов. Комплексная механизация переработки лесоматериалов и тяжеловесных грузов по типовой схеме осуществляется с применением козловых, мостовых и стреловых грузоподъёмных кранов со сменными приспособлениями для захвата металлической, железобетонных изделий, круглого леса и пиломатериалов. Технологический процесс работы контейнерных пунктов предусматривает схему комплексной механизации с использованием двухконсольных козловых кранов, позволяющих осуществлять операции погрузки, выгрузки и сортировки универсальных контейнеров. Для перегрузки контейнеров брутто 3 и 5 т применяются козловые краны грузоподъёмностью 5 т с пролётом 11,3 и 16 м. Застропка, отстропка и перегрузка среднетоннажных контейнеров производятся автостропами. Перегрузку крупнотоннажных контейнеров осуществляют специальными козловыми кранами с пролётом 25 м грузоподъёмностью на захвате 20, 32 и 40 т. Для работы с крупнотоннажными контейнерами их оснащают захватами с жёсткой рамой на один типоразмер контейнеров и с раздвижной телескопия. рамой — на несколько типоразмеров.

Тема 2.2 Организация и механизация погрузочно-разгрузочных и подготовительных работ

Погрузочно-разгрузочные машины (ПРМ) предназначены для погрузки грузов в транспортные средства и разгрузки их с транспортных средств. Принципы классификации погрузочно-разгрузочных машин и устройств предусматривают отнесение их к той или иной группе в зависимости от нескольких основных признаков:

  • вид перерабатываемых грузов;
  • тип транспортных средств, для обработки которых ПРМ предназначена;
  • степень подвижности применяемой при погрузке или выгрузке ПРМ;
  • принцип действия основного рабочего органа машины.

Наряду с основными классификационными признаками, по мере необходимости могут быть использованы и некоторые дополнительные: грузо­подъемность, емкость рабочего органа, род и мощность двигателя, тип ходового оборудования и др. По первому признаку различают ПРМ, предназначенные для переработки грузов:

  • насыпных строительных и промышленных;
  • тяжеловесных, крупногабаритных и длинномерных;
  • штучных (преимущественно перевозимых в таре и упаковке);
  • массовых сельскохозяйственных.

Классификация по типу транспортных средств позволяет выделить ПРМ, предназначенные для обработки вагонов, автомобилей, судов. В зависимости от степени подвижности принято относить ПРМ к одной из сле­дующих групп:

  • стационарные машины, устанавливаемые на неподвижной опоре;
  • полустационарные машины, имеющие ходовое оборудование, допускаю­щее возможность ограниченного передвижения в пределах грузового фронта;
  • передвижные машины, свободно передвигающиеся с достаточно высокими скоростями и на значительные расстояния.

Разновидностью ПРМ являются машины с оборудованием, устанавливаемым непосредственно на транспортном средстве, предназначен­ном для перевозок груза (самопогрузчики), обеспечивающим возможность механизи­рованной по­грузки или выгрузки перевозимого груза, без помощи дру­гих средств механиза­ции. Классификация по принципу действия рабочего органа подразделяет все ПРМ на две группы:

  • механизмы циклического действия;
  • машины непрерывного действия.

К первой группе относятся машины, установки и устройства, рабочий орган которых выполняет цикл последовательных операций, связанных с черпанием, захватом, перемещением на ограниченное расстояние или выгрузкой материалов — сыпучих, штучных и др. К этой группе относятся экскаваторы и погрузчики одноковшовые, краны-погрузчики, автомобильные краны, автопогрузчики, электропогрузчики, специальные погрузчики и некоторые установки пневматического действия, а также разгрузчики железнодорожных вагонов. Ко второй группе относятся машины, установки и устройства, рабочий орган которых непрерывно осуществляет забор материалов, а также непрерывно производит перемещение их к месту выгрузки и складирование. К этой группе машин относят многоковшовые погрузчики с подгребающим и черпающим питателями; конвейеры ленточные передвижные, ковшовые (элеваторы) и винтовые (шнеки), применяемые в качестве вспомогательных транспортных устройств к основным погру-зочно-разгрузочным машинам и установкам; большая часть разновидностей установок пневматического действия и разгрузчиков железнодорожных вагонов с вспомогательными устройствами к ним. Разгрузчики железнодорожных вагонов и вспомогательные устройства к ним включают шесть групп машин, установок и устройств: – разгрузчики железнодорожных вагонов (полувагонов, платформ и крытых вагонов); – машины и установки для восстановления сыпучести смерзшихся материалов (вибрационно-штыревые рыхлители-разгрузчики, виброударные клиновые рыхлители-разгрузчики и бурофрезерные рыхлительные машины); – устройства для удаления остатков сыпучих материалов из полувагонов (люковибраторы, накладные вибраторы на стенки, накладные вибраторы на автосцепку продольного действия); – маневровые устройства (оборудование и лебедки с тяговым усилием 50, 120 и 250 кН); – люкоподъемники и другие устройства разгрузочных фронтов (электрические и пневматические люкоподъемники, установки для открывания и закрывания люков); – устройства для выдачи материалов со склада потребителям — вибролотковые затворы — питатели, лапчатые питатели, паровые регистры для восстановления сыпучести смерзшихся материалов в емкостях складов. По эксплуатационным и конструктивным признакам машины, установки и устройства подразделяют: – по назначению — на универсальные (имеющие большое число сменных рабочих органов или органы универсального типа) и специализированные; – по степени подвижности — на подвижные (самоходные, полуприцепные, прицепные) и стационарные; – по типу движителя самоходные машины подразделяют на пневмоколесные (на пневматических или грузо-шинах), гусеничные и рельсовые; пневмоколесные могут иметь свой собственный ход (тягач, базовый автомобиль или специальное шасси) или быть смонтированы на базе пневмрколесных тракторов; – по типу привода — с использованием двигателей внутреннего сгорания, электрических, пневматических, гидравлических, а также комбинированных приводов (например, дизель-электрические и др.); – по системе управления — с механическим, гидравлическим, пневматическим, электрическим и комбинированным управлением (например, гидромеханическим и др.). К основным технико-экономическим параметрам погрузочно-разгрузочных машин и механизмов относят: — производительность; — вылет рабочего органа; — высоту подъема; — расход топлива/электроэнергии — время эксплуатационной готовности; — скорость передвижения; — количество операторов; — периодичность технического обслуживания; — затраты времени и материалов на техническое обслуживание; — стоимость единицы. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ при перевозке различных видов грузов, в том числе наливных. Погрузочно-разгрузочные пункты – важнейшая деталь работы по грузоперевозкам. Как правило, такие пункты выполняют одну из следующих ролей: — грузообразующие пункты, где груз загружается в транспортные средства; — грузопоглощающие пункты, в которых происходит разгрузка и складирование грузов; — разгрузочно-погрузочные пункты, которые выполняют вышеперечисленные функции, а также являются транзитными пунктами. Погрузочно-разгрузочные пункты могут иметь разный характер работ по времени их действия. По данному типу можно различить погрузочно-разгрузочные пункты, которые работаю постоянно и те, которые являются временными. К первому типу можно отнести такие пункты, как торговые базы и элеваторы. Ко второму типу можно отнести е погрузочно-разгрузочные пункты, которые работают сезонно или короткое время, например, склады при строительных объектах. Также погрузочно-разгрузочные пункты можно разделить на универсальные и специализированные. Первые способны принимать и складировать любые типы грузов, вторые же предназначены лишь для хранения определенного вида грузов [1]. При каждом погрузочно-разгрузочном пункте работает специальный пост, который осуществляет контроль за организацией погрузки и разгрузки транспортных средств. В понятие «поста» входят: подъездные пути, специальные площадки для разворота транспортных средств, склады и оборудование, с помощью которого взвешивается тот или иной груз. Погрузочно-разгрузочные пункты представляют собой объекты, где производят погрузку-разгрузку грузов и оформление документов на их перевозку. Погрузочно-разгрузочные пункты включают погрузочно-разгрузочные посты или площадки, на которых производят непосредственно операции погрузки-разгрузки [2]. Данные посты должны быть оснащены соответствующим грузоподъемным оборудованием. Несколько погрузочно-разгрузочных постов, расположенных рядом в пределах одной территории, образуют фронт погрузочно-разгрузочных работ, размер которого зависит от количества постов, габаритных размеров транспортных средств, применяемых грузоподъемных машин, а также от схемы расстановки транспортных средств [7]. Боковая расстановка удобна при организации передвижения автопоездов в пределах фронта погрузки или разгрузки по прямоточной или поточной системе, что очень важно для сокращения времени на маневрирование подвижного состава и обеспечивает сокращение площади для маневрирования. В то же время данная схема расстановки малоприменима для подвижного состава, приспособленного для погрузки и разгрузки только со стороны заднего борта или задних дверей кузова. Торцовая расстановка транспортных средств получила широкое распространение при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на складах, оборудованных грузовыми рампами. Она сокращает длину фронта и обеспечивает удобства для осуществления необходимых логистических операций со стороны заднего борта или задних дверей кузова. Недостатками этого варианта являются невозможность разгрузки или загрузки автопоездов с прицепами. Ступенчатая расстановка транспортных средств представляется наиболее удобной для использования погрузочно-разгрузочных машин и механизмов. Основными элементами постоянно действующих погрузочно-разгрузочных пунктов являются: закрытое или открытое складское хозяйство, весовые устройства, погрузочное разгрузочные средства (механизмы, приспособления и такелажный инвентарь), сеть подъездных путей к местам погрузки-разгрузки, наружное освещение, служебные и бытовые помещения, средства связи. Весовое хозяйство погрузочно-разгрузочного [3] пункта должно иметь товарные весы (для взвешивания отдельных частей груза), автомобильные (для взвешивания автомобиля с грузом и без него) или тензометрические (взвешивание автомобиля без его остановки на скорости до 3 км/ч). Масса груза при взвешивании на автомобильных весах равняется разности между общей массой автомобиля с грузом и массой автомобиля до погрузки (или после разгрузки). Подъездные пути должны иметь твердое покрытие (включая площадки для временной стоянки) и содержаться в исправном состоянии. Погрузочно-разгрузочные площадки (пункты) должны быть организованы в соответствии со следующими правилами и требованиями. Подъездные пути к площадкам (пунктам) должны иметь твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии: спуски и подъемы в зимнее время должны очищаться от льда и посыпаться песком или шлаком. Как исключение, могут быть допущены улучшенные естественные подъездные пути, обеспечивающие полную безопасность движения. При пересечении подъездными путями канав, траншей и железнодорожных линий устраиваются настилы и мосты для переездов. Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем движении автомобилей и не менее 3,5 м при одностороннем движении с соответствующим уширением на закруглениях дорог. Погрузочно-разгрузочные площадки (пункты) должны иметь размеры, обеспечивающие нормальный фронт работ для нужного количества автомобилей При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках (пунктах) расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту), — не менее 1,5 м [2]. Если автомобили устанавливаются для погрузки или разгрузки вблизи здания, между этим зданием и задним очертанием автомобиля должен соблюдаться интервал не менее 0,5 м, а на площадке должен быть устроен отбойный тротуар или брус. Поверхность погрузочно-разгрузочной площадки (пункта) должна быть ровной, без выбоин, ухабов и сколько-нибудь значительных уклонов. Покрытие площадки должно быть равноценно покрытию подъездные путей; захламленность площадки не допускается. Движение автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках (пунктах) и подъездных путях к ним регулируется дорожными знаками и указателями. Как правило, движение должно быть поточным; если же в силу производственных условий поточное движение организовать нельзя, то автомобили следует подавать под погрузку и разгрузку задним ходом с таким расчетом, чтобы выезд их с территории площадки происходил свободно, без маневрирования. Погрузочно-разгрузочные работы являются составным элементом тран­спортного процесса, в значительной степени влияющим на его организа­цию. Затраты времени на погрузочно-разгрузочные работы существенно сказываются на производительности подвижного состава. Погрузочно-разгрузочные работы включают предварительную подго­товку груза (рыхление, взвешиванне, пересчет, затаривание, маркиров­ка и д. т.), установку подвижного состава под погрузку, переноску груза с места его хранения на подвижной состав, укладку груза в кузов, укры­тие и увязку груза, оформление документов. В операции по разгрузке груза входят: установка подвижного соста­ва под разгрузку, развязывание груза и снятие укрытия, снятие груза с подвижного состава, перевеска или пересчет и переноска его к месту хранения, укладка и оформление документов (содержание и последователь­ность работ меняются в зависимости от рода груза и организации погру­зочно-разгрузочных работ). Непосредственно погрузочно-разгрузочные работы(захват груза, его подъем, перемещение и т. п.) относятся к основным операциям. Дополни­тельными операциями являются: открытие или закрытие бортов пли две­рей кузова автомобиля, взвешивание или пересчет грузов, укрепление бре­зента, увязка грузов, навешивание пломбы, подноска и относка шлангов цистерн, привертывание и отвертывание их и др. Наиболее распространенный наливной груз — это нефть, рас­тительные масла, животные жиры, вино, спирт и др. С техноло­гической точки зрения их разделяют на требующие подогрева при перегрузке во избежание застывания или загустения и не требу­ющие подогрева, т. е. сохраняющие хорошую текучесть безпо­догрева. Специальный комплекс для наливных грузовсостоит из мор­ского и железнодорожного грузовых фронтов, склада в виде ем­костей для хранения, насосной станции, перегрузочных трубопро­водов и пункта дистанционного централизованного управления грузовыми операциями. МГФ включает причал со швартовными приспособлениями и устройства для соединения береговых и су­довых трубопроводов. Эти устройства могут быть двух типов: 1) механизмы и приспособления для подъема шлангов, подачи их на борт и регулирования в процессе обработки танкера; 2) стен­деры, представляющие собой концевые управляемые звенья бе­реговых трубопроводов, непосредственно соединяемые с судовыми патрубками. Учет отпускаемого или принятого груза можно про­изводить путем замера в резервуарах на базе калибровочных таб­лиц или с помощью встроенных в трубопроводы автоматических счетчиков. Последний способ является более современным и ра­циональным. ‘ ЖГФ включает пути для размещения цистерн в процессе за­грузки-разгрузки, а также трубопроводы и присоединительные устройства для подключения к загрузочным и разгрузочным пат­рубкам и горловинам цистерн. Комплексы могут быть обратимыми и необратимыми, т. е. до­пускающими как загрузку, так и разгрузку судов, или предназна­ченными только для загрузки или разгрузки. Грузы перемеща­ются самотеком, перекачиваются береговыми насосами или насо­сами танкера, а также комбинированным способом: темп и дру­гими насосами одновременно через буферные резервуары. Для перегрузки застывающих наливных грузов системы тру­бопроводов устраивают таким образом, чтобы на время переста­новки цистерн, выполнения операций попереключению присоеди нительных устройств на МГФ и ЖГФ жидкость циркулировала по замкнутому кольцу без остановки. Подача груза во время слива и налива зависит от мощности перекачивающих средств и изменяется в большом диапазоне — от 200 до 6000 м^ч на один трубопровод. Наливные грузы на сухогрузных причалах перегружаются на­сосами танкера,хотя можно использовать и переносные насосы. При высокой подаче насосов и стабильной подаче в большом ко­личестве цистерн на грузовой фронт по причалу прокладывают трубопровод вдоль железнодорожных путей, который соединен с грузовой системой танкера гибким шлангом. Трубопровод имеет несколько выходных патрубков с вентилями, которые гибкими шлангами присоединены к цистернам. Шланги, имеющие большой диаметр и массу, поднимают и перемещают специально выделен­ным краном. Вместо трубопровода можно применять коллектор со шлан­гами, который обычно монтируют на портале крана. Использова­ние трубопровода или коллектора позволяет одновременно обра­батывать несколько цистерн. При невысокой подаче насосов и не­большом количестве цистерн (до 60 ед. в сутки) их можно об­рабатывать поочередно через гибкий шланг, по которому груз поступает непосредственно из трубопроводов танкера в цистерну через верхнюю горловину. Такой шланг удерживает и перемещает с одной цистерны на др портальный кран. Одна из важнейших задач организации комплексно-механизированных погрузочно-разгрузочных работ состоит в предельном уменьшении числа перегрузок. Комплексная система механизации и автоматизации трудоемких погрузочно-разгрузочных работ является важнейшим средством увеличения производительности труда и ус¬корения оборота вагонов, повышения пропускной способности фронтов погрузки и разгрузки подвижного состава. Железнодорожный транспорт выполняет перевозку большого разнообразия грузов, включающих в себя наливные, насыпные и навалочные, машины и механизмы, прокат и лесоматериалы, контейнерные и пакетные, негабаритные и тяжеловесные, а также целый ряд огнеопасных, взрывоопасных и ядовитых грузов и т.д. Погрузочно-разгрузочные операции заключаются в загрузке и разгрузке подвижного состава (вагонов, автомобилей, судов), перегрузке из одного его вида в другой, сортировку, перекладку и перемещение грузов на складах и др. Для выполнения грузовых операций и сохранности грузов железные дороги располагают комплексом устройств и сооружений, состоящих из крытых складов, контейнерных и навалочных площадок, весового хозяйства и др. В целях облегчения погрузочно-разгрузочных работ, сокращения времени простоя вагонов под грузовыми операциями и улучшения условий труда применяют типовые схемы комплексной механизации переработки грузов (рис. 11.6). Комплексная механизация создает условия для организации автоматизированной переработки грузов. При этом может быть применена частичная автоматизация, при которой только отдельные (главным образом основные) грузовые операции автоматизированы. Для осуществления механизации и автоматизации грузовых операций на железнодорожном транспорте применяют различные подъемно-транспортные, погрузочно-разгрузочные машины и оборудование, в зависимости от полноты использования которых в выполнении конкретных операций различают механизированную, комплексно-механизированную и автоматизированную грузопереработку. Показателями оценки механизации работ являются уровень и степень механизации. Уровень механизации определяется как отношение объема работ, выполненных механизированным способом, ко всему объему погрузочно-разгрузочных работ (в %), степень механизации — как отношение трудовых затрат при механизации к общим трудовым затратам на весь объем работы (в %).Для выполнения отдельных операций погрузки, выгрузки, сортировки грузов и других погрузочно-разгрузочных работ подъемно-транспортные машины и устройства включаются в определенной технологической последовательности в схему комплексной механизации. По характеру перемещения грузов подъемно-транспортные машины бывают периодического, непрерывного и комбинированного действия. К машинам циклического действия, перемещающим груз порциями, относятся различные краны и машины напольного транспорта. К машинам непрерывного действия, перемещающим груз горизонтально, вертикально или наклонно, — конвейеры, элеваторы, установки гидравлического и пневматического транспорта. Выбор средств механизации определяется в зависимости от вида груза (насыпной, штучный, длинномерный, наливной и др.) и его физико-механических свойств, а также типа транспортных средств и объема выполняемых работ. Для выполнения погрузочно-разгрузочных, перегрузочных, укладочных работ с насыпными или тарно-штучными грузами применяют погрузчики периодического действия с различными грузозахватными приспособлениями, самоходные погрузчики непрерывного действия, специальные вагоноразгрузочные машины, которые осуществляют только разгрузку вагонов. Электропогрузчики (рис. 11.7, а), имеющие различные грузозахватные приспособления, используют для выполнения погрузочно-разгрузочных работ в стесненных условиях внутри складов, вагонов, контейнеров, на территории грузовых районов. Для переработки грузов на открытых площадках применяют автопогрузчики (рис. 11.7, б) грузоподъемностью от 1 до 40 т. Тракторные погрузчики (рис. 11.7, в), оборудованные различными грузоподъемными органами, используются для переработки широкой номенклатуры грузов: сыпучих (ковшом), круглого леса (лесным захватом), штучных грузов (монтажным крюком). Погрузчики непрерывного действия (рис. 11.7, г) предназначены для погрузки сыпучих грузов непрерывным потоком в вагоны, выгрузки грузов в штабели и отвалы, перегрузки грузов с одного вида транспорта в другой. Такие погрузчики на автомобильном, железнодорожном или гусеничном ходу имеют питатель, транспортирующий и отвальный конвейеры. Питатели выполняются в виде винтов, лопасти, ковшей, фрез, нагребающих лап, шаровых головок и др. В качестве транспортирующих устройств применяются скребковые, ленточные, винтовые конвейеры, многоковшовые элеваторы. Вагоноразгрузочные машины применяются в основном для разгрузки из вагонов грузов, перевозимых навалом. Сыпучие грузы из крытых вагонов выгружают механическими лопатами (рис. 11.8, а), скребковыми и одноковшовыми разгрузчиками. Основным средством разгрузки массовых насыпных материалов, перевозимых в крытых вагонах и полувагонах, являются вагоноопрокидыватели (рис. 11.9), обеспечивающие выгрузку грузов поворотом или переворачиванием подвижного состава. На разгрузке зерна используются специализированные инерционные разгрузочные машины (рис. 11.10). Принцип действия инерционной разгрузочной машины основан на использовании механических продольных колебаний кузова вагона от центробежного привода с неуравновешенными массами. Привод обеспечивает амплитуду горизонтальных колебаний до 90 мм, вертикальных — до 20 мм при частоте до 2 Гц. Возникающие при этом силы инерции перемещают частицы груза от торцов вагона к середине. Поперечное высыпание груза обеспечивается наклоном вагона на 7—10° в сторону выгрузки. Для наклона вагона в месте разгрузки предусмотрено возвышение одного рельса над другим. Разгрузка неслеживающихся сыпучих материалов из одного вагона длится 10—12 мин. Для выгрузки цемента используют пневматические разгрузчики (рис. 11.11, а) и специализированные системы герметизированного типа. Для размораживания смерзшихся грузов предусмотрены специальные устройства — тепляки, обеспечивающие разогрев вагонов теплоносителем с нижней его подачей (рис. 11.11, б), нижней и верхней, а также нижней, боковой и верхней. При этом в зависимости от схемы тепляка и наличия охлаждения частей вагона температура теплоносителя достигает 100—150 °С и выше. Типовая схема тепляка ряда металлургических комбинатов (рис. 11.12) рассчитана на установку в двух секциях 30 полувагонов. Для предохранения деталей полувагонов от повреждений во время разогрева груза в тепляках предусмотрено их охлаждение водой с помощью специальной системы. Эта система охлаждает тормозное оборудование подачей воды снизу через трубы, расположенные внутри железнодорожной колеи, и сверху — через трубы, расположенные на уровне верхней обвязки кузова полувагонов. При верхнем обогреве полувагонов с грузом, загруженным не на всю высоту кузова, должно производиться охлаждение внутренних стен кузова, свободных от груза. Малотоннажные отправки осуществляются в контейнерах, что позволяет механизировать и автоматизировать погрузку, разгрузку и перевалку их с одного вида транспорта на другой, используя автопогрузчики, мостовые и козловые электрические краны, а также другие механизмы и устройства. В связи с преимуществами контейнерных перевозок (бесперегрузочная доставка груза от склада грузоотправителя до склада грузополучателя или непосредственно из сферы производства в сферу потребления и др.) на магистральных железных дорогах и подъездных путях предприятий, базах материально-технического снабжения,в речных и морских портах для погрузки, выгрузки и хранения контейнеров создано около 1500 контейнерных пунктов, в том числе более 200 для работы с крупнотоннажными контейнерами. Особенно эффективны международные ускоренные контейнерные перевозки грузов по Транссибирской железнодорожной магистрали, обеспечивающие валютные поступления. Регулярное ускоренное обращение контейнерных поездов от морского порта Восточный до западных границ страны является конкурентоспособным для дополнительного привлечения клиентуры. Действующая контейнерная транспортная система располагает комплексом технических средств, технологических процессов и организационных мер, экономических и правовых нормативов, обеспечивающих эффективную перевозку грузов. Техническая база системы включает парк унифицированных универсальных и специализированных контейнеров, средств их перевозки на всех видах транспорта. Контейнерные пункты со значительным объемом работы, обеспечивающие прием от отправителей, выдачу получателям, а также передачу потока контейнеров с одного вида транспорта на другой, хорошо оснащенные погрузочно-разгрузочными и перегрузочными средствами, называют контейнерными терминалами (рис. 11.13). В целях наиболее эффективного использования грузоподъемности подвижного состава разработаны схемы погрузки разного типа контейнеров на вагоны различных моделей. Например, специализированная платформа-контейнеровоз, оборудованная упорами для крепления за нижние угловые фитинги, позволяет загружать шесть 10-тонных, или три 20-тонных, или один 30-тонный и один 20-тонный контейнеры, что по сравнению с универсальной платформой улучшает использование грузоподъемности на 36 %. Грузовые операции с жидкими и газообразными грузами имеют существенные особенности. На предприятиях нефтеснабжения, в товарных цехах нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, на крупных сливоналивных пунктах, к которым доставка продуктов осуществляется железнодорожным транспортом, сооружают эстакады. По конструктивному исполнению эстакады бывают односторонние и двухсторонние, которые подразделяются на стояковые, предназначенные для налива однородных продуктов, и галерейного типа с несколькими продуктовыми коллекторами, подвешенными над рабочей площадкой и служащими для разлива груза. Эстакады галерейного типа в большинстве случаев имеют наливные устройства. Взамен распространенной технологии налива цистерн с эстакады все более широкое распространение получают установки безэстакадного налива — с повышенного уровня сифоном или под давлением через нижний сливной прибор. Погрузочно-разгрузочные работы с газами, легковоспламеняющимися жидкостями, ядовитыми и едкими веществами производятся по индивидуальным технологиям с использованием специального оборудования и подвижного состава. Для каждого типа цистерны заводом-изготовителем в составе технической документации разрабатывается инструкция по эксплуатации, сливу и наливу перевозимого продукта, учитывающая конструктивные особенности модели вагона. Кроме того, в отраслях промышленности существуют свои инструкции по обслуживанию специальных цистерн в эксплуатации и выполнению мер безопасности, в которых учитываются свойства конкретного перевозимого продукта и принятая в отрасли технология его погрузки и выгрузки. Подготовительные операции перевозочного процесса.Подготовка груза к перевозке включает в себя следующие основные операции:

  • упаковка и затаривание груза
  • группировка груза по направлениям и получателям
  • взвешивание и пересчет
  • маркировка грузового места
  • составление товарно-транспортных документов и подготовка пропусков на право проезда к месту погрузки и выгрузки

Содержание работ по подготовке груза к перевозке зависит от вида груза. Штучные грузы требуют, как правило, выполнения всего комплекса операций, а некоторые практически не требуют никакой подготовки для своей перевозки. Например, это могут быть навалочные или насыпные грузы нетоварного характера: снег, вывозимый с городских улиц, строительный мусор и тому подобное. Предъявленный к перевозке груз должен обеспечивать безопасность движения транспортного средства, его сохранность. Для реализации этой цели отправитель: надежно закрепляет груз внутри упаковочной емкости; — фиксирует подвижные части груза относительно его неподвижной части; — контролирует прочность улов, соединений и других деталей груза, предназначенных для крепления внутри транспортного средства; — в случае необходимости производит дооборудование груза крепежными деталями. — Предварительные работы — Предварительные работы начинаются Перевозчиком после получения заявки, имеют целью определение принципиальной возможности перевозки груза Заказчика, а также заключение договора перевозки. Они включают: — — анализ массогабаритных характеристик КТГ; — — определение состава автопоезда, в наибольшей степени отвечающего особенностям конкретной транспортной операции; — — выезд для предварительного обследования маршрута перевозки КТГ, предложенного Заказчиком; — — разработка, в случае необходимости, альтернативного маршрута перевозки с учетом имеющегося опыта работы на разных маршрутах; — — согласование объема услуг, как основных, так и сопутствующих, поручаемых Заказчиком для выполнения Перевозчиком; — — подготовка договора перевозки, его согласование с Заказчиком и окончательное оформление. — — выставление Исполнителем счета на предоплату подготовительных работ; — — оплата Заказчиком счета на оплату подготовительных работ. — Подготовительные работы — Подготовительные работы начинаются Перевозчиком после поступления на его расчетный счет предварительной оплаты и имеют целью выполнение всего комплекса организационно-технических мероприятий, необходимых для начала транспортировки груза Заказчика. Эти работы включают: — — выезд для окончательного обследования маршрута перевозки КТГ, согласованного Заказчиком, а также подъездных путей в места погрузки и разгрузки; — — проектирование маршрута перевозки и трассы перевозки; — — разработка транспортно-технологической схемы перевозки; — — разработка или заказ на сторону проектной и другой документации; — — изготовление нестандартизированного оборудования; — — подготовка и настройка транспортных средств под конкретную транспортную операцию; — — подготовка, в случае необходимости, трассы перевозки: реконструкция и строительство транспортных путей и искусственных сооружений, подготовка коммуникаций на маршруте движения автопоезда и т.д. и т.п.; — — оформление согласований и получение специального разрешения на перевозку КТГ; — — оформление согласований и получение специального пропуска на перевозку КТГ; — — подготовка автомобиля прикрытия Перевозчика; — — заключение Перевозчиком договора на сопровождение автопоезда с грузом Заказчика автомобилем ГИБДД; — — заключение Перевозчиком договоров с организациями и службами, обеспечивающими перевозку груза Заказчика; — — выставление Исполнителем счета на оплату непредвиденных работ подготовительного этапа; — — оплата Заказчиком счета на оплату непредвиденных работ подготовительного этапа; — — выставление Исполнителем счета на предоплату работы по перевозке груза; — — оплата Заказчиком счета на оплату работы по перевозке груза; — — подача автопоезда для погрузки груза Заказчика; — — выполнение монтажных и погрузочных работ; — — оформление акта сдачи-приемки оплаченных подготовительных работ. Подготовка грузовых вагонов к погрузке Погрузка груза должна производиться в технически исправные, годные для перевозки данного груза вагоны, очищенные от остатков ранее перевозимого груза, средств крепления, мусора, грязи, снега и льда. В зимнее время пол вагона в местах опирания грузаи средств крепления должен быть посыпан сухим песком слоем до 2 мм. — Пригодность вагонов в техническом отношении для перевозки грузов определяет железная дорога. — Пригодность грузовых вагонов в коммерческом отношении определяет отправитель, если погрузка груза производится его средствами, или железная дорога, если погрузка груза производится средствами железной дороги. — Борта платформ, люки и двери полувагонов, если таковые предусмотрены конструкцией грузового вагона, должны быть закрыты и заперты на запоры. Клиновые запоры бортов платформ необходимо осадить вниз до упора. Допускается погрузка грузов на платформы без бортов, если крепление грузов не предусматривает их использование. — Секции продольных бортов платформ сцепа должны быть открыты, если они препятствуют перемещению груза при движении вагонов в кривых участках пути. — При погрузке груза, не размещающегося в пределах длины пола платформы или полувагона, торцевые борта платформы должны быть откинуты на кронштейны, а торцевые двери полувагона — открыты и закреплены. Груз не должен опираться на откинутые торцевые борта платформы. При необходимости его размещают на подкладках. — При перевозке грузовна платформах с открытыми секциями боковых бортов последние должны быть закреплены с помощью колец, имеющихся на продольных бортах, за металлические крючки, расположенные на продольных балках рамы платформы. В случае отсутствия колец все противоположные секции бортов отправитель обязан увязать проволокой диаметром не менее 4 мм, которая пропускается под платформой ниже уровня боковых и хребтовых балок. Проволока не должна соприкасаться с деталями тормозной рычажной передачи и препятствовать их перемещению. — Ответственность за правильность закрепления или увязки бортов несет отправитель. — Борта платформы после закрепления должны занимать вертикальное положение. — На левых крайних секциях опущенных продольных бортов должен быть нанесен несмываемой белой краской номер платформы. Характеристика перевалочных пунктов (баз). Организация временного хранения грузов. В зависимости от сортамента перерабатываемых грузов склады подразделяются на специализированные, предназначенные для хранения определенных видов грузов, и универсальные, на которых хранятся различные грузы. Среди специализированных выделяются специальные склады с соответствующими оборудованием и режимом хранения. К ним относятся хранилища нефтепродуктов, химикатов, газов, топлива, а также рудные и шихтовые дворы и т.д. По характеру технического устройства склады классифицируются на открытые (площадки), полузакрытые (навесы) и закрытые (здания). Открытые склады предназначены для хранения материалов и изделий, не подверженных влиянию атмосферных осадков; полузакрытые – для хранения материалов, не подверженных влиянию температурных изменений, но подверженных атмосферным воздействиям (огнеупоры, сменное оборудование). Закрытые склады – это здания и другие хранилища, полностью защищающие содержимое от атмосферных воздействий. Складские помещения оснащаются стеллажами, подъемно-транспортным, весовым и другим оборудованием. Средства оснащения должны обеспечивать условия хранения грузов, удобство выполнения складских работ и увеличение вместимости складов. Организация работ на складах предусматривает приемку, размещение, хранение, подготовку к выдаче и выдачу грузов, а также учет движения грузов. За порядок на складе, сохранность и учет движения материалов несет ответственность заведующий складом (кладовщик). При размещении и хранении материалов должны обеспечиваться сохранность материалов, максимальное использование площадей, а также удобство выполнения приемно-отпускных и учетных операций. Экологическая безопасность эксплуатации транспортных средств при перевозке нефти, нефтепродуктов и газа. Принятие следующих мер, позволяет минимизировать экологические и технические риски:

  • всесторонняя подготовка специалистов, как в области предупреждения наступления аварий и несчастных случаев, так и локализации нефтеразливов;
  • развитие информационного обеспечения, позволяющего координировать действия всех заинтересованных служб предприятия, а также местных и региональных аварийных формирований и других заинтересованных организаций (государственная противопожарная служба; поисково-спасательный отряд МЧС и др.);
  • обеспечение соответствия автомобильных транспортных средств требованиям технической и экологической безопасности;
  • оснащение специализированных служб и отделов предприятия оборудованием, необходимым для предотвращения аварий и локализации их последствий. В соответствии с этим Служба охраны труда, промышленной безопасности и безопасности дорожного движения предприятия проводит следующие мероприятия превентивного характера:
  • прохождение водителями и обслуживающим перевозки опасных грузов персоналом специальной подготовки в специализированных учебных заведениях;
  • прохождение водителями полного курса стажировки на каждом типе транспортного средства;
  • прохождение водителями периодических ежегодных медицинских осмотров, а также медицинских осмотров перед каждым рейсом;
  • проведение предрейсовых инструктажей об особенностях работы на линии;
  • проведение с водителями ежегодных занятий по обеспечению безопасности дорожного движения с последующей сдачей зачетов;
  • обучение действиям в случае инцидента (порядок действия, пожаротушение, первичные дегазация, дезактивация и дезинфекция);
  • проведение контрольных проверок работы водителей на линии с контролем скоростного режима, проверкой укомплектованности и технической исправности транспортных средств;
  • ежемесячное проведение собраний с коллективами автотранспортных цехов с разбором нарушений Правил дорожного движения и причин ДТП;
  • проведение с водителями внеплановых инструктажей по особенностям работы на линии в осенне-зимний период;
  • проведение предрейсового контроля за техническим состоянием транспортных средств;
  • проведение контроля за соблюдением периодичности и регламентного обслуживания транспортных средств в объеме ТО-1, ТО-2, текущего и капитального ремонта;
  • проведение периодического инструментального технического осмотра транспортных средств не реже 2 раз в год;
  • обеспечение соответствия требованиям нормативных технических документов конструкций транспортных средств, занятых перевозками ОГ;
  • проведение контроля по соблюдению установленного режима труда и отдыха водителей;
  • ежемесячно производственно-транспортная служба совместно с инженером по безопасности дорожного движения автотранспортного цеха проводят обследования маршрутов перевозок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *