Установка проектора под углом к экрану
Перейти к содержимому

Установка проектора под углом к экрану

  • автор:

Установка проекторов и проекционных экранов

Видеопроектор всегда был и остается достаточно популярным устройством для оснащения переговорных комнат и конференц-залов. Это средство визуализации, обладающее рядом преимуществ, может служить долго и безупречно как в офисе компании, так и дома – домашние кинотеатры с каждым днем становятся все ближе к продуктам массового спроса. И вот, как раз вопросы монтажа, установки видеопроекционного оборудования в жилых помещениях и в офисах мы рассмотрим в этом материале.

Домашний кинотеатр, проектор в переговорку - кто смонтирует?

Монтаж видеопроекторов

Выбор места монтажа

Некоторая часть помещений, где нам приходилось монтировать видеопроекцию, уже обладала законченной чистовой отделкой. Т.е. все ремонтные работы были завершены. Более того, проектор был уже приобретен и клиент желал, во что бы то ни стало, установить его в конкретном месте в комнате. Честно признаем – мы не волшебники. Хотя все что сказано – это все же уникальный случай. Чаще клиенты не пропускают этап проектирования, и все кабели удается спрятать в стены, а оборудование подобрано под конкретное помещение и запросы клиента. Почему это так важно? Вполне законное желание – получить в итоге качественное изображение, четкое, с насыщенными цветами и непременно заполняющее всю поверхность экрана. Нюанс в том, что характеристики оптической системы в силу законов физики не могут обладать абсолютной универсальностью и параметры оптики необходимо подбирать под конкретное помещение. Здесь, очевидно, потребуется помощь специалиста, только так можно будет точно согласовать место монтажа и положение проекционной поверхности с тем, чтобы картинка, например, не имела геометрических искажений. Конечно, производители проекторов обеспечили установщикам определенное пространство для маневра – как правило, оборудование обладает возможностью оптического зуммирования (уменьшения-увеличения размеров изображения) или корректировки «трапеции» (вид геометрических искажений). Однако, эта возможность скорее нивелирует погрешности в установке, чем является панацеей, позволяющей установить видеопроектор под любым углом к экрану и на любом расстоянии от него.

Класс: инсталляционный или портативный?

Важную роль играет класс проектора. Прослеживается даже явная параллель между классом и областью применения. Пользователи, желающие установить оборудование у себя дома как правило выбирают модели портативного класса, в то же время коммерческий сегмент – организации – выбирают для конференц-залов и переговорных видеопроекторы инсталляционного уровня. Помимо существенной разницы в цене эти аппараты обладают еще и рядом возможностей, например, повышенная мощность светового потока, сменная моторизованная оптика допускающая сдвиг изображения без смещения проектора, в отельных моделях корректировку геометрии для проекции на криволинейную поверхность, возможность «сшивки» изображений от нескольких видеопроекторов, управление с помощью программно-аппаратных средств, например, посредством PJ-Link или RS-232.

Инсталляционный видеопроектор — Неварентал Портативный видеопроектор — Неварентал

На этом фоне потенциал портативных моделей кажется скромным – коррекция только вертикальных трапециевидных искажений, исключительно ручные настройки оптики – фокуса и зума. Однако стоит учитывать, что зачастую оборудование размещается стационарно и перемещать его не планируется, поэтому изображение настраивается один раз и потому нельзя считать их скромный функционал недостатком.

Корректировка трапециевидных искажений и скейлирование

В идеальном случае, необходимо размещать видеопроектор относительно экрана так, что не пришлось вносить в изображение дополнительных корректировок, чтобы скомпенсировать его «трапециевидную» форму, к примеру. Этот вид искажений появляется, когда свет от проектора падает на полотно не под прямым углом. К сожалению, это объяснение причин возникновения таких искажений не строго истинно, но нам не хотелось бы перегружать статью фундаментальной физикой. А почему так важно избежать корректировок? Потому что такие искажения корректируются «цифровым» способом. Это значит, что наш аппарат уменьшает количество пикселей задействованных в формировании изображения так, чтобы визуально изображение казалось геометрически правильным. Т.е. по сути, в исходное изображение вносятся искажения. Именно поэтому, правильным при планировании места инсталляции является такое взаиморасположение компонентов видеопроекционной системы, чтобы коррекция трапециевидных искажений не потребовалась.

Отклонение оси проекции по вертикали порождает искажения — Неварентал Проецирование изображения - искажения геометрии — Неварентал Корректировка вносимая проектором для компенсации нарушений геометрии — Неварентал

Другим важным моментом является соответствие разрешения видеосигнала подаваемого на проектор характеристикам его физического разрешения. Конечно, все современные устройства обладают внутренним скейлером, функция которого — привести разрешение подаваемого видеосигнала к разрешению, которое видеопроектор способен показать в силу особенностей своих характеристик. К примеру, его физическое разрешение 1024х768 точек. Это не значит, что видеосигнал формата Full HD (1920х1080) он не способен показать. Просто изображение будет уменьшено таким образом, чтобы его ширина составляла 1024 пикселя, а высота — 768. Эта корректировка происходит так же цифровым способом, т.е. исходное изображение искажается. Кстати, обратите внимание, в примере выше соотношения сторон в физическом разрешении 4:3 (1024х768), а видеосигнала – 16:9 (1920х1080). Скейлер попытается сохранить исходное соотношение сторон изображения, поэтому в данном случае зритель увидит неосвещенные поля сверху и снизу, а видимое изображение по вертикали будет размером 576 пикселей.

Монтаж экранов

Форм-факторы

Как можно определить проекционный экран? Что это такое? Это ровная светлая поверхность, на которую проецируется изображение. Прежде всего, хочется обратить внимание на слово «ровная». Эта характеристика, пожалуй, самая важная, от нее зависит, будет ли изображение искаженным из-за того, что поверхность недостаточно ровная. Да, полимерное полотно любого экрана, даже очень качественного и дорогого, со временем коробится, перестает быть ровным. Кстати, хорошим признаком тут является вес – на него напрямую влияет толщина полотна, при большей толщине оно менее подвержено короблению. Кардинальным решением являются модели с постоянным натяжением. Их конструкция предусматривает фиксацию с четырех сторон – сверху, снизу, справа и слева. Это диктует необходимость в жесткой рамной конструкции, которая, как правило, является неразборной, т.е. монтируется стационарно, и убрать ее с глаз можно только загородив чем-нибудь, шторами или сдвижным панелями. Есть варианты с корректировкой натяжения. Как правило, такие экземпляры достаточно велики, от 3 метров в ширину. Экраны меньшего размера, а так же такие, которые хотелось бы убирать по мере необходимости, обеспечивают натяжение полотна под действием собственного веса. Поэтому здесь в так же справедливо правило – чем тяжелей – тем лучше. Большинство обеспечивает натяжение только по вертикали, однако есть модели, которые растягивают полотно и по горизонтали. Кроме того, настенные экраны бывают моторизованными. Как видно из названия, они имеют в своей конструкции мотор – электродвигатель, с управлением от проводного или беспроводного пульта – позволяющий выдвигать или убирать полотно. Напоследок необходимо упомянуть модели напольного монтажа. К этой группе можно отнести мобильные конструкции типа «трипод» — на треноге, а так же те, что можно смонтировать в нишу на полу или в мебели.

Характеристики полотен проекционных экранов

Иногда, из желания сэкономить, заказчику хочется просто использовать вместо специального оборудования ровную белую стену. Одной из основных причин, почему не стоит так делать – коэффициент усиления проекционной поверхности. Дело в том, что она редко отражает свет как зеркало, где угол падения луча равен углу отражения, т.к. спроектирована таким образом, чтобы отражать свет проектора в направлении зрителя. Но все же полотно неинтеллектуальный прибор и не может само определить, где находиться источник света, а где сидит зритель. Поэтому подбор в каждом конкретном случае – задача специалиста. Кроме полотен для прямой проекции существуют полимерные материалы и для обратной. Термины «прямая» и «обратная» здесь характеризуют положение проектора относительно экрана и зрителя. Когда и зритель, и видеопроектор находятся с одной стороны от экрана, проекцию называют прямой, а вот когда экран находится между зрителем и проектором, проекция называется обратной. Итак, для обратной проекции требуется специальное полотно. Еще одна задача, встречающаяся не так уж редко – спрятать акустику от глаз зрителей. В этом случае система звукоусиления располагается за экраном, а в качестве полотна используется акустически прозрачный материал. Кстати, о ровной белой стене. На рынке существуют разработки специальной краски. После нанесения на стену поверхность становиться по свойствам аналогична традиционным проекционным полотнам.

Заключение

Как видите, оборудование помещения видеопроекцией, установка проектора и экрана – сложный процесс, включающий с себя множество нюансов, о которых может быть в курсе только квалифицированный специалист. Обладая необходимыми знаниями и навыками, инженеры и монтажная группа компании Неварентал всегда готовы предложить наилучшее решение для любого помещения и любого бюджета. Обращайтесь к нам, и ваши гости будут поражены вашим домашним кинотеатром, а ваши деловые партнеры – инновационными решениями в конференц-зале.

Help! Установка проектора под углом ?!

А на трапецевидные искажения-пофиг, или в проекторе есть мощные средства настройки?

Владислав Шевелев

Пользователь

27-08-2007 16:14:49

To Bato Noname: Трапеция по вертикали корректируется в нужых пределах, так что с этим порядок.

Сергей Даушкевич

Пользователь

27-08-2007 16:15:08

Цитата
У меня возникла необходимость поставить проектор с наклоном «морды» вниз на 30-35 градусов

Проблема в другом — геометрические(трапецевидные )искажения придется убирать при помощи электроники.Это приведет к уменьшению разрешения (срежете часть пикселей), нагрузке на процессор, и часть изображения будет немного расфокусирована.
Ни когда не сталкивался с проблемой снижение срока жизни лампы от угла подвеса. Пришлите ссылку для интереса.

Владислав Шевелев

Пользователь

27-08-2007 17:00:57

То Сергей Даушкевич: Спасибо за комментарий. Ссылку прислать не могу, просто цитировал инструкцию к NEC VT59. Там действительно написано (цитирую в вольном переводе): «Устанавливать только на горизонтальную поверхность. Угол наклона передней части вверх не должен привышать 10 градусов (показано на рисунке). Нельзя устанавливать ни под какими другими углами, только на ровной поверхности. Иначе возникает риск ДРАМАТИЧЕСКОГО сокращения срока жизни лампы» . Я, как технарь, не могу понять такие ограничения. Понятно,почему на рисунке в инструкции показано, что нельзя на бок его ставить или сильно наклонять на бок — закроются вентиляционные отверстия, нельзя на мягкое основание (ковер пушистый, например) по той же причине. но остальное непонятно. Естественных теплообмена и вентиляции там нет, все принудительное, моторизованных приводов объектива тоже, значит должно быть пофиг совершенно.
Что касается возникшей необходимости, то это временное решение — установить на существующую полку. Потом будет кронштейн потолочный или настенный с подвеской «вверх ногами»- так будет проще всего получить проекцию с минимальной коррекцией. Кстати, читал на днях статейку, пишут что теоретически коррекция трапеции ухудшает изображение, но на практике никто этого ухудшения не найдет. В любом случае, спасибо за высказанную точку зрения.

Выбор места установки проектора

Выбор места установки проектора

Даже лучший в мире проектор окажется совершенно бесполезным, если он не подходит к вашему домашнему кинотеатру. Для того чтобы было проще использовать проектор в различных помещениях и со всем разнообразием экранов, многие проекторы оснащаются зум-объективами и имеют возможность сдвига линз. Подробнее об этих и других возможностях, которые помогут выбрать проектор, который будет идеально подходит именно вам, читайте в этом обзоре.

Диапазон масштабирования

Зум-объектив позволяет изменять размер изображения с помощью сдвига внутренних оптических элементов объектива. Это позволяет получать желаемое изображение с различного расстояния от экрана. Некоторые проекторы имеют весьма скромные возможности масштабирования. Например, если в характеристиках указано возможность масштабирования 1.20:1 (иногда обозначается как 1.2x), это значит, что максимальное изображение всего на 20 % больше минимального. С другой стороны, у некоторых проекторов этот параметр бывает и 2.0:1 (или 2.0x) т.е. максимальный и минимальный размер изображения у проектора с таким объективом будет отличаться в два раза. Такой объектив предоставляет гораздо большую гибкость в создании изображения именно такого размера, какой нужен вам, при инсталляции проектора в наиболее подходящем вам месте.

Хоть зум-объективы и дают значительную гибкость в установке, обычно проектор несколько теряет в яркости светового потока при использовании телескопических насадок. Некоторые представленные образцы теряли от 25% до 41% яркости, и световой поток при этом уменьшается линейно по мере удаления проектора и, соответственно, увеличении масштаба. Поэтому, если вы хотите добиться наибольшей яркости от проектора, постарайтесь не устанавливать проектор на максимальном расстоянии, которое позволяет зум-объектив. Проще говоря, чем ближе будет стоять проектор при том же размере картинки, тем лучше.

В поисках своего идеального проектора первым делом определитесь с размером изображения, которое вы хотите получить. Затем воспользуйтесь проекционным калькулятором, чтобы понять, сможет ли проектор, к которому вы присматриваетесь, создать требуемое по величине изображение в ваших условиях.

Сдвиг линз

(Разные производители в своих спецификациях по-разному переводят английское “lens shift” на русский язык: сдвиг линз, сдвиг объектива, смещение объектива. Не смущайтесь, значит это всё одно и то же. Для определенности, остановимся на первом варианте.)

Так вот, сдвиг линз — это ещё один способ упростить процесс инсталляции проектора. Он позволяет сдвигать изображение по вертикали и горизонтали, сохраняя положение проектора неизменным. Благодаря этому становится гораздо проще установить проектор там, где будет удобно именно вам и получить изображение, идеально соответствующее вашему экрану. Если в вашем проекторе нет возможности сдвига линз, вам придется приложить немало усилий, чтобы расположить проектор с учетом фиксированного угла проецирования объектива.

Альтернативой сдвигу линз может послужить наклон проектора так, чтобы изображение полностью заполняло экран, а проектор располагался в удобном месте. Однако, это неизбежно приведет к возникновению так называемых трапецеидальных искажений. Проекторы обычно имеют функцию коррекции таких искажений, так что вы сможете спрямить углы, однако , по возможности, избегайте их использования. Дело в том, что при использовании коррекции трапецеидальных искажений проектор использует меньшее количество пикселей для проецирования изображения, и из-за этого ему приходится дополнительно масштабировать изображение. Это сводит на нет некоторые преимущества от использования HD-проектора: прежде всего, «родное» отображение картинки HD-качества с максимальной резкостью и детализацией.

Вертикальный сдвиг линз, при котором изображение сдвигается вверх и вниз, позволяет менять положение проектора по высоте, сохраняя при этом освещенность экрана. Диапазон сдвига меняется от проектора к проектору, от средних значений — около половины высоты экрана — до максимальных — трехкратной высоты. Если вы планируете установить проектор на задней полке, примерно на том же уровне, что и экран, то вам будет достаточно модели со скромными возможностями по сдвигу линз. С другой стороны, если вы хотите использовать потолочное крепление для проектора и проецировать изображение на расположенный ниже экран или ставить проектор на высокую полку, то вам потребуется проектор с более продвинутым объективом. Использовать потолочное крепление иногда можно и без сдвига линз, но при этом потребуется учесть ограничения, накладываемые фиксированным объективом. Для этого часто требуются дополнительные удлинительные трубки, чтобы опустить проектор и добиться приемлемой высоты экрана.

Горизонтальный сдвиг линз смещает изображение из стороны в сторону, позволяя размещать проектор не строго по центру экрана, а немного в стороне. Хоть возможности по горизонтальному сдвигу линз у проекторов, обычно, гораздо скромнее, чем по вертикальному, это, однако, может оказаться довольно критичным и выручить вас, если никак не получается установить проектор прямо по центру экрана. Величина горизонтального сдвига линз, обычно, варьируется между 5% и 50% от ширины проецируемого изображения, да и вообще, возможность эта встречается гораздо реже, чем вертикальный сдвиг.

После того, как разберетесь с инсталляцией проектора, вам останется последний пункт в нашем гиде по выбору проектора для домашнего кинотеатра: предполагаемый бюджет.

Как установить и настроить проектор

Как установить и настроить проектор

Первая настройка проектора происходит быстро и без особых хлопот. Куда важнее следующий этап — тонкая подстройка параметров под освещение помещения, расстояние до стены, тип экрана. Универсальных параметров нет, каждый проектор настраивается в зависимости от положения зрителя и конфигурации помещения.

Шаг первый. Установка экрана

Это не только первый, но и самый важный шаг. От того, как и где установлен экран, зависит половина настроек проектора — расстояние, фокусировка, четкость.

Основное правило монтажа — на экран не должен падать свет ближайшей звезды. Если избежать прямых солнечных лучей нельзя, необходимо использовать плотные шторы или специальные жалюзи «блэкаут».

Высота. Комфортное для глаз расстояние от пола до экрана составляет 61–92 см. Чем дальше сидят зрители, тем выше можно повесить полотно. Не забудьте отнять от высоты потолка высоту экрана, прежде чем определить нижний уровень. Не стоит полагаться только на цифры и сразу намертво крепить полотно к стене — лучшей метрикой послужит чувство комфорта, которое вы испытываете, глядя на экран с дивана или кресла.

Удобно использовать кронштейн, позволяющий отдалить экран от стены, свободно перемещать его по горизонтали. Подходящий размер экрана для современных моделей проекторов — 200–254 сантиметра.

Дилемма выбора места под проекционное полотно не грозит владельцам покрашенных стен. Достаточно брать специальную краску с матовой отражающей поверхностью и красить всю стену.

Шаг второй. Установка проектора

Когда картонная «шкурка» проектора сброшена, сорвана пупырчатая упаковка и уже раскрыта инструкция на нужной странице, пора приступать к установке. Поставить аппарат можно на тумбу, пол, подвесить под потолок.

Расстояние

В инструкции указывается рекомендуемое производителем расстояние проекционного отношения в зависимости от размера экрана. Обычно от 1,15:1 до 2,8:1. Под единицей подразумевается диагональ полотна. Например, размер экрана 200 сантиметров, умножается на указанную величину: 200х1,15 = 230 см — минимальное расстояние и 200х2,8 = 560 см — максимальное.

Если нужно посчитать размер экрана для уже установленного проектора, делим расстояние на указанные в документах параметры. Например, агрегат висит в 3 метрах от стены: 3/1.15=2,6 метра — максимальный размер экрана и 3/2.8 — 1,07 метра минимальный.

Монтаж

В случае с тумбой все просто — ставим проектор, выкручиваем ножки до упора, включаем. Если тумба низкая или ножки слишком короткие, пригодится универсальный регулятор высоты — книжка.

Пол — не ставьте проектор на ковролин и другие ворсисто-шерстистые объекты, перекрывающие отток теплого воздуха снизу, в остальном все то же самое.

Монтаж под потолком — тут все немножко проще и сложнее одновременно. Понадобится кронштейн, крепежи, перфоратор и немного терпения соседей. Сначала надо сделать разметку, чтобы понять, где именно будет располагаться проектор.

Учитывайте высоту выдвижной ножки 150–400 миллиметров и максимальный угол наклона — 300. Проектор крепится вровень с верхней границей экрана.

Не берите первый попавшийся универсальный крепеж в магазине, — ножки кронштейна должны идеально совпадать с отверстиями на корпусе аппарата.

Положительное и отрицательное смещение

Многие не обращают внимания на эту настройку, а затем жалуются, что проектор плохой, потолок кривой, крепеж не тот и т.д.

В руководстве к проектору обычно указывается положительное и отрицательное значение смещения картинки. При положительном смещении картинка проецируется выше, при отрицательном, соответственно, — ниже. Чаще всего этот показатель равен +96,3% или –96,3%.

Если в меню нет автоматической подстройки, придется нивелировать разницу с помощью угла наклона проектора.

Если на потолке нельзя закрепить, используйте настенные кронштейны — такой вариант позволит регулировать не только угол наклона, но и положение по горизонтали. К тому же в стене удобнее спрятать кабель питания.

Шаг третий. Аппаратная настройка

Включаете, смотрите на экран настройки, если он уполз вверх, уменьшаете высоту колесиком под/над объективом или с пульта ДУ, если есть функция электронной регулировки.

Если картинка перекосилась, в меню выбираем «коррекция трапецеидальных искажений», изображение выровняется, растянувшись по горизонтали и вертикали.

У этой функции есть существенный минус — при растягивании падает качество картинки.

Фокусировка четкости и резкости

Поиграем немного в офтальмолога, только возьмем не знаменитую таблицу Головина-Сивцева, а обыкновенные титры любимого фильма. Желательно позвать друга, который будет медленно крутить ручку фокуса, пока ваши глаза следят за изменением пикселей на экране.

Изображение должно быть четким, контрастным и не расползаться на отдельные фрагменты. Буквам положено находиться в строчках, а не плясать гопака.

С помощью меню можно увеличить четкость на пару пунктов, но с этим параметром стоит быть аккуратней — контрастность цветных картинок может начать резать глаз.

Лучше всего сначала применить стандартные настройки, например, «Кино», и затем их скорректировать.

Настраиваем контрастность с помощью облака

Кучевые облака — отличный индикатор контрастности. Можно взять любое видео с плывущими по небу облаками. Объекты должны иметь четкую форму, выраженные края, переход разных оттенков белого.

Универсальный способ настройки — выкрутить яркость на максимум и затем постепенно уменьшать ее, пока не появятся четкие очертания.

Измеряем яркость по пальто

Строго говоря, подойдет любая черная одежда, костюм или пальто.

Включаем нуарный детектив, делаем стоп-кадр с импозантным гангстером, снижаем яркость, пока складки одежды и карманы не станут еле заметными.

Подбор цветовой палитры

Потребуется несколько стоп-кадров: лицо человека крупным планом при естественном освещении, улицы города, пасторальный пейзаж или ассортимент цветочного магазина.

Если цветы в кадре кажутся слишком холодными, повысьте уровень.

Неестественно розовое лицо — снижайте. Посмотрите, как выглядят вывески на улице, блики в окнах, машины — регулируйте, пока не добьетесь реалистичного цвета. Вернитесь на кадр с цветами, повторите все снова, если результат неудовлетворительный.

Что делать, если картинка все равно бледная

Возможно, виноват сам проектор. В большинстве моделей есть экономный режим, при котором лампа работает с меньшей интенсивностью и выдает бледную картинку. Попробуйте отключить режим экономии в настройках.

Вместо вывода еще несколько советов

  • Делайте настройку вечером или хотя бы при плотно закрытых шторах.
  • Местоположение зрителя влияет на восприятие изображения — иногда легче передвинуть диван, чем мудрить с положением проектора или экрана.
  • Используйте настройки яркости и контрастности в том режиме работы проектора, в котором собираетесь смотреть — в экономном или обычном.
  • Любая настройка делается на глаз — 4 глаза лучше двух.
  • Настройки не вечны, со временем лампа будет светить хуже.
  • Настройки не универсальны. Режиссеры используют при создании фильмов разные эффекты, которые могут влиять на цвет и контрастность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *