Трактор с кузовом спереди
Перейти к содержимому

Трактор с кузовом спереди

  • автор:

Почему трактор «Т-16» называют неубиваемым самосвалом «задом наперед»

YouTube Instagram

ЭТО самоходное шасси, в народе — «шассик», делали на Харьковском тракторном заводе. Выпуск начался в 1961-м году и продолжался шесть лет. «Т-16» – глубокая модернизация самоходного шасси ДСШ-14. От предшественника отличался новым типом двигателя, шинами низкого давления, выносными цилиндрами и навесной гидросистемой. Прозвище «Т-16» получил «попрошайка» — из-за того, что вытянутый вперед кузов напоминает ладонь. И хотя минуло более 50 лет с начала выпуска – трактор в тренде у фермеров в России, Украине. Белорусские аграрии его используют для мелких работ. Знаток сельскохозяйственной техники директор УО «Могилевский центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Яков Яроцкий посоветовал мне ознакомиться с моделью подробнее. Он говорит, что в хозяйствах, где «Т-16М» еще остался, – он на вес золота. Чем же так полюбилась легендарная модель?

ВТОРОЙ год работает за рулем легендарной техники молодой тракторист-машинист Андрей Сербаев: «Машина — проще некуда. Двухцилиндровый двигатель, много места для разворота не нужно. Иногда, правда, ломается, но запчасти достать не проблема».

На опытной станции «Т-16» используется и на других работах: перевозит в теплицы торф, грунт. Кстати, меня удивило то, что год выпуска – 1980-й. Но техосмотр прошел. И практически все детали на нем родные.

ЗАВОД изготовил около 600 тысяч экземпляров«Т-16». Его использовали как универсальную машину для заготовительных и приусадебных работ. Главное достоинство — отличная проходимость на почвах повышенной влажности.

«Т-16» оснастили 16-сильным дизельным двигателем, и разгонялся он до 17,5 километра в час. Расположение двигателя нетипичное: сзади. Модель обладала небольшими габаритами: длина – 3820, высота – 2600, ширина – 2000 миллиметров соответственно. Дорожный просвет — 560 миллиметров, масса – 1685 килограммов. Современные легковушки весят порой больше такого трактора!

На агрегате использовали предкамерный метод смесеобразования. Из плюсов: солярка сгорала с небольшим коэффициентом избытка, меньше изнашивались детали двигателя. При этом предкамера формировалась специальной вставкой, впрессованной в головку цилиндров, и полостью, расположенной в головке, занимала она до 35 процентов объема камеры сгорания.

Мотор состоял из систем питания, пуска, охлаждения и смазки, кривошипно-шатунного механизма, а также механизма газораспределения. Двигатель имел топливный фильтр, пластинчато-щелевой фильтр и фильтр тонкой очистки.

НА «шассик» устанавливали жесткий каркас – чтобы при опрокидывании механизатор не пострадал. В более поздних версиях он получил крышу, двери и панели со стеклами. Летом быстросъемные элементы демонтировали.

Каркас сваривали из прямоугольных труб, соединенных болтами. Его крыша для вентиляции могла фиксироваться в приподнятом положении. Внутри устанавливали стеклоочистители, солнцезащитный щиток, зеркала и крючок для одежды. Подрессоренное одноместное с регулировкой по росту и весу водителя конструкторы дополнили сиденье подлокотниками и твердой спинкой.

Изначально трактор предназначался для работы с пропашными культиваторами, уборочными машинами и опрыскивателями в овощеводстве. Удобен «шассик» был для сельских бригад малого состава. Его использовали как привод циркулярных пил, генераторов, лебедок, на нем перевозили и стройматериалы. Делали к нему больше пяти видов сменного оборудования: малогабаритный погрузчик, сенокосилку, компрессорную станцию, опрыскиватель, стогомет и другие.

Спереди «шассика» на раме находились места креплений. На них устанавливали особые устройства, мотопилы, дорожные щетки, сенокосилки, погрузчики различных вариаций, грузовую платформу и дополнительные агрегаты.

Подобная конструкция — отличный обзор междурядий и органов орудий с места водителя. Устойчивость в «Т-16» поддерживалась благодаря смещенному к задним колесам центру тяжести.

Однако из-за того, что кузов располагается спереди, а сама кабина сзади, — трактор походил на мини-самосвал. Только двигался он задом наперед. К тому же в некоторых хозяйствах наращивали борта на кузове. Из-за этого при перегрузке, допустим, минеральными удобрениями обзор значительно ухудшался. Тракторист мог точно видеть, куда он ехал, только высунувшись из кабины и держась за руль. Естественно, что заметить препятствие, небольшой камень, яму из кабины он мог с трудом.

Правда, о таких фактах нигде официальных упоминаний я не нашел. Об этом узнал из бесед со старожилами на Полесье. Тракторист мог пренебречь техникой безопасности для того, чтобы быстрее перевезти весь груз. Приходилось выжимать из техники все силы.

В 1967-м году с конвейера пошел «Т-16М». Он получил 25-сильный двигатель и улучшенную коробку передач. На трактор стали устанавливать каркасную кабину с дверями и тентом. Производство «Т-16М» продолжалось до 1995 года. Минимальная скорость модификации была понижена до 1,6 километра в час. В дорожно-строительных, коммунальных работах и сельском хозяйстве «шассик» стал почти незаменимым.

ОДНОЗНАЧНО определить стоимость «Т-16М» весьма затруднительно, поскольку эту модель уже не выпускают. Однако варианты в хорошем состоянии или после капремонта встречаются. Средняя цена на рынке объявлений – 1200 условных единиц. Предлагаются модели с документами и без. География — Минская область. Хотя встречаются из Брестчины, Витебщины. Причем предложения свежие – несколько дней назад. И выглядят отдельные экземпляры достаточно презентабельно: недавно покрашены.

Но при покупке нужно все-таки учитывать не одну только внешность. Следует убедиться в работоспособности функциональных узлов и механизмов трактора, узнать о дате проведения капремонта и постараться найти видимые недостатки. Неплохо спросить: где раньше работал? Возможно, на основании этого можно сделать вывод: что меняли и ремонтировали.

Любопытно: запчасти предлагают в ассортименте даже сейчас. Хотя поменьше, чем у гигантов-производителей. Но обзванивать магазины и лихорадочно цепляться за каждый контакт в объявлении не придется. Важен еще один факт: немногие запчасти для «Т-16» должны быть оригинальными. В отличие от того же «Кировца» или «ЧТЗ».

«Т-16М» я отыскал в Минской областной сельскохозяйственной опытной станции НАН Беларуси. Поля ее находятся возле деревни Натальевск, что под Червенем. Здесь как раз и работал трактор. Надежда Курейчик, заведующая отделом картофелеводства, кандидат сельскохозяй- ственных наук, хвалит технику:

— Выращиваем оригинальные семена картофеля. Суперсуперэлиту. Ее потом продаем в хозяйства. Сортопрочистки в поле – ответственный момент. Нужно вырвать все подпорченные клубни – этим занимаются наши работницы. А вывозит с поля забракованный материал «Т-16». Другой нам не подойдет. А этот свободно проходит между рядами и не повреждает посевы – очень важно.

— В больших хозяйствах «Т-16» не используется. Нам же он удобен, так как объемы работ маленькие. Да и расход топлива небольшой: до 20 литров солярки за полный рабочий день. «Т-16» используем в межсезонье: с марта-апреля по сентябрь, — заключает главный инженер Евгений Спариж.

Трактор, по его словам, можно и переоборудовать – присоединить прицеп, косилку навесить. Для фермерских хозяйств очень удобно.

На одном из сайтов интернет-пользователь под ником Тимофоныч с восторгом поделился, что «Т-16» немало в подсобных хозяйствах: «Недавно, проезжая в районе Радошковичей — Вязынки, видел его чуть ли не в каждом третьем дворе. Машинка неубиваемая, и, судя по всему, очень востребованная хозяином-частником».

Кстати, «Т-16» все еще в производстве. Его делает Харьковский завод самоходных шасси, только под другими названиями — самоходные шасси СШ-2540 и ВТЗ-30СШ.

Как видим, делу «Т-16» верно служат его дети-последователи. Кстати, по дизайну они мало отличаются от своего легендарного предшественника. В отличие от современных «Кировцев» или «ДТ», где лишь отдельные черты отдаленно напоминают их дальних родственников.

Трактор ВТЗ-30СШ с кузовом

Трактор ВТЗ-30СШ с кузовом

Трактор ВТЗ-30СШ используется в сельском хозяйстве для производства большого спектра работ: обработка почвы, посевов, для посадки овощей, междурядной обработки овощных культур и садов, уборки сена. Его небольшие габариты позволяют перемещаться даже в помещениях ферм и теплиц. Многочисленные модификации и возможность установки большого количества разнообразного навесного оборудовании делают его выгодным при использовании в транспортных услугах, а также в коммунальном хозяйстве с навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями, различными погрузочно-разгрузочными механизмами. Самоходное шасси ВТЗ-30СШ предназначено для использования в качестве универсального транспортного средства, а также в качестве силового агрегата для различного навесного оборудования при выполнении специальных работ в различных отраслях народного хозяйства.

Преимущества тракторов ВТЗ-30СШ: пониженный расход топлива, производительность щеточного оборудования до 16 тыс. кв.м/ч, грузоподъемность задней ГНС на 36% больше чем у конкурентных моделей, улучшенные тяговые свойства, агротехнический просвет для удобства работы на полях, установка переднего моста балочного типапозволяет повысить устойчивость трактора при работе с МТА, увеличенная длительность непрерывной работы без дозаправки топливом до 10 часов.

Технические характеристики трактора ВТЗ-30СШ

Марка ВТЗ-30СШ
Двигатель дизельный Д120, четырехтактный, двухцилиндровый, воздушного охлаждения
Частота вращения коленчатого вала, об, мин 2000
Эксплуатационная мощность, кВт(л.с.) 22,1 (30)
Удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 245 (180)
Эксплуатационная масса, кг 2440
Масса грузовой платформы с механизмом подъема, кг 145
Продольная база, мм 2500
Габаритные размеры шасси, мм
длина 4205
ширина 1630
высота 2570
Габаритные размеры грузовой платформы, мм
длина 2100
ширина 1450
высота 365
Ширина колеи, мм 1324. 1424
Число передач 6
Диапазон скоростей, км/ч 5.39. 23.86
Вал отбора мощности,тип независимый
число оборотов, об/мин 540
Дорожный просвет, мм 380
Передний мост неведущий, портального типа
Рулевое управление гидрообъемное
Грузоподъемность 1000
Кабина одноместная, каркасная, с вентиляцией, отоплением, освещением, стеклоочистителями, зеркалами заднего вида

Прозвища советских тракторов: ТОП 10 самых интересных, часть 2

vk.com-logo

Продолжаем наш рассказ о культовых тракторах СССР и их народных именах. Сельхозмашины советских времен работали на полях долго, а порой и очень долго. Этому способствовали простота конструкций, высокая ремонтопригодность, доступность деталей и узлов.

В отличие от нынешней ситуации, когда все стараются приобретать оригинальные заводские запчасти, советские умельцы вытачивали детали на токарных станках, создавали или восстанавливали их при помощи сварки. Глядишь, и немолодой стальной помощник снова в строю.

Конечно же, трактористы присваивали любимым тракторам меткие прозвища. Сегодня на «ГлавПахаре» очередная подборка имен культовых советских тракторов-старожилов. Ведь удачная кличка трактораэто тоже важно. Народная мудрость гласит: как трактор назовешь, так он и поедет.

Кировец К700: прославленный Горбатый

Трактор Кировец К-700 на пахоте

Трактор Кировец К-700 на пахоте

Массовое производство трактора К-700 было развернуто в 1969 году. Характерной особенностью машины стала шарнирно-сочлененная компоновка, которая значительно повысила проходимость и улучшила тяговые характеристики. Трактор, мощность которого достигала 220 л.с., в свое время стал прорывным творением лучших конструкторов Советского Союза.

На создание самого мощного сельхозтрактора в то время были брошены все силы государственной машины. Идея создания «Кировца» рождалась под контролем руководства страны и лично Никиты Хрущева, который и поручил его разработку Ленинградскому производственному объединению «Кировский завод».

Выход К-700 на советские поля позволило увеличить производительность сельхозработ в 2,5 – 3 раза. Двойное назначение трактора предполагало его эксплуатацию во время войны в качестве тягача для артиллеристских установок. В мирное время К-700 стал действительно всенародно любимым и очень надежным трактором.

Кировцы второго поколения стали самыми известными в мире энергонасыщенными тракторами из СССР, которые экспортировали не только в страны соцблока, но и в Италию, Австралию, Канаду и США.

Некоторые модели К-700 все еще на ходу и работают на полях. Радует, что Петербургский тракторный завод, успешно пережив все горести перестройки и освоив инвестиции на модернизацию производства, продолжает выпуск уже совершенно новых современных тракторов под брендом КИРОВЕЦ.

К700 «Кировец» называли Касик, Кирюха, Кирьян, а также Цыпленок, поскольку красили машины в основном в желтый цвет, а из-за скошеного капота первых поколений тракторов — Горбатым. Было и еще одно стильное по молодежным меркам прозвище. В северных регионах страны трактор часто созвучно с маркировкой называли Кальмаром.

ДТ-75 — герой советских фильмов по кличке Почтальон

Трактор ДТ-75 в поле

Трактор ДТ-75 в поле

Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-75 Волгоградского тракторного завода завоевал доверие благодаря простоте, экономичности, ремонтопригодности и невысокой стоимости.

За время выпуска он несколько раз модернизировался. Первоначально на тракторе устанавливался четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель СМД-14 жидкостного охлаждения мощностью 75 л.с.

В наши дни трактор ДТ-75 иначе как легендой отечественного тракторостроения, которой он стал еще при жизни на полях, не назовешь. Памятники трактору установлены во многих городах России и странах СНГ. Он присутствует в сюжетах советских фильмов как неотъемлемая часть тогдашней действительности. Практически ни один колхоз или совхоз не мог обойтись без этого надежного стального помощника.

Секрет массовой популярности и всенародного признания известен: это простой, недорогой в эксплуатации трактор, который можно применять на разных видах работ в сельском хозяйстве. Однако основное предназначение ДТ-75 — обработка почвы.

«У меня десятый год работает ДТ-75 с двигателем СМД-14, есть ходоуменьшитель, реверс. Использую как бульдозер, на пахоте, покосе, расчистке снега. Удачный трактор выходит из строя редко, запчасти всегда есть, к ремонту пригоден», — пишет один из владельцев.

Дэтэшка — самое распространённая кличка гусеничного трактора ДТ-75. Но кроме нее за машиной закрепилось еще одно прикольное прозвище — Почтальон. Топливный бак располагался с боку кабины, напоминая сумку с письмами. Крыша кабины издали также немного похожа на кепку с козырьком, которую часто носили почтальоны.

Радует, что трактор, хоть и видоизменился, но все еще сходит с конвейера Волжского комбайнового завода, входящего в концерн Тракторные заводы. В 2009 году выпущена очередная модель. В тракторе обновлены кабина и капот, установлен финский мотор Sisu, выпуск которого налажен на Владимирском моторотракторном заводе. Торговое название новой модели АГРОМАШ 90ТГ. Жаль, что ВгТЗ утерял былую славу тракторного завода-гиганта. Теперь это небольшое предприятие, выполняющее оборонные заказы.

Володя Т-25: любимый и самый надежный

Универсальный трактор Т-25, 1990 г.в.

Универсальный трактор Т-25, 1990 г.в.

В 60-ых годах в стране резко возросло количество небольших тепличных и садоводческих хозяйств, где необходимо было механизировать ручной труд. Был необходим маневренный трактор, достаточно универсальный и мощный, чтобы работать с различными прицепными и навесными орудиями там, где нерационально использовать габаритные машины. Вряд ли кто-то мог предвидеть, что компактный Т-25 станет настолько популярен у аграриев многих стран. Большую известность он приобрел в Польше, куда массово поставлялся в 80-х.

Колесные тракторы Т-25 и Т-25А выпускались в разных модификациях на Харьковском и Владимирской тракторных заводах с 1966 по 1973 год и предназначались для междурядной обработки пропашных культур, пахоты лёгких почв в садах и теплицах, работ с косилками и транспортных работ. Мощность двигателя Д21А1 — 19,5 кВт (26 л.с.). Существуют 2-х, 4-х, 6-цилиндровые модели со многими унифицированными деталями.

Т-25, кроме заводского названия Владимирец или Владимировец, по-народному называли Володя. Прозвище Топ-топ он получил из-за характерного звука работающего двигателя. А заглавная буква маркировки модели породила кличку Тузик.

В сравнении с современными импортными тракторами Т-25, конечно, не так прогрессивен, но справляется с любой работой в своем классе, за что и стал полюбившейся рабочей лошадкой в небольших КФХ и личных подсобных хозяйствах. Универсальность и работа с различными орудиями являются главными преимуществами этой замечательной и уважаемой машины.

«Т-25 — многофункциональный трактор благодаря видоизменяемой колее и дорожному просвету. — пишет Михаил Чурсин. — Может длительное время двигаться задним ходом, выполняя различные работы и не теряя при этом мощности, обеспечивая низкий расход топлива. А при необходимости берет на себя функцию фронтального погрузчика. Не скрою, это мой любимый трактор, с ним связано много хороших воспоминаний».

Трактор КД-35 — первый гусеничный пропашной и по прозвищу смешной

Трактор КД-35 румынского производства

Трактор КД-35 румынского производства

Самое смешное прозвище было у трактора КД-35Кидюк. Этот гусеничный трактор выпускался Липецким и Минским тракторными заводами, а также Брашовским тракторным заводом в Румынии.

В 1947 году конструкторы КД-35 получили две Государственные премии за разработку самого трактора и двигателя. Многие инженерные решения оказались настолько удачными, что основные узлы трактора использовались до 1973 года в машинах Т-38 и Т-38М.

На Липецком предприятии выпущено 113 600 тракторов, в том числе модифицированные КДП-35. Трактор агрегатировался дизельным мотором Д-35 (35 л.с.), пятиступенчатой коробкой передач (5 — вперед, 1 — назад). В модели, модернизированной в 1959 году, стоял более мощный Д-40 (45 л.с.).

Трактор Т-16 — неубиваемый Шассик

Трактор Т-16

Трактор Т-16

Необычный трактор Т-16 появился в результате модернизации самоходного шасси ДСШ-14. Харьковские конструкторы проектировали универсальную платформу для различного сельскохозяйственного и промышленного оборудования, в том числе культиваторов, опрыскивателей и иных сельскохозяйственных агрегатов.

Базовые тракторы Т-16 Харьковского завода тракторных самоходных шасси были оборудованы четырехтактным мотором 16 л.с., а более поздние модели — 22-сильным Д-21А1. Т-16 выпускали в течение 6 лет с 1961 по 1967 годы (всего было собрано 600 тысяч единиц), а его модификации — до 1995 года. Главный секрет популярности трактора — невысокая цена и надежность, универсальность при выполнении разных сельхозработ. С виду не скажешь, но трактор отличается высокой проходимостью.

Трактор Т-16 пригодился во многих сферах советского народного хозяйства. Главная конструктивная особенность машины — расположение кузова на месте двигателя, отчего казалось, что машина едет как бы задом наперед. За необычное размещение кузова, напоминающего вытянутую руку, трактористы называли трактор Попрошайкой. Меньше распространены были прозвища Дашечка (от аббревиатуры ДСШ-14), Шассик (от слова шасси) и Официант. Кузов, видимо, ассоциировался с подносом.

Механизаторы отмечают, что Т-16 несложно самостоятельно обслуживать и ремонтировать, подходят запасные части предыдущих моделей, есть выбор навесных и прицепных орудий с механическим и гидравлическим управлением. Из минусов — плохой обзор, если кузов загружен выше бортиков, и вибрация. Но для многих такой трактор стала доступным и незаменимым помощником: «Отличный трактор. Эксплуатирую уже больше 20-и лет. Практически неубиваемый. Проблемы только с топливным насосом. Жаль, что больше такие не выпускают», — отмечает один из владельцев.

Тракторы СССР: с любимыми — не расстаются!

До сих пор многие советские и всеми нами любимые тракторы все еще на ходу. Их владельцы бережно восстанавливают, своевременно ремонтируют и обслуживают стальных ветеранов. Да, не Фенды и не Джон Диры, конечно, но… Уместно будет напомнить фразу белорусского Президента Александра Лукашенко: «С любимыми не расстаются!»

Все же очень хочется, чтобы отечественная отрасль сельскохозяйственного машиностроения очнулась от глубокого сна. Не стоит забывать, что советские тракторостроители, почти с нуля создавая заводы и используя зарубежные машины в качестве прототипов, разработали конструкции отечественных тракторов, в кратчайшие сроки внедрили их в массовое производство, подняли выпуск сельхозмашин на уровень, который нам теперь сложно представить.

В 1960 году выпуск различных тракторов в СССР превысил объемы производства в США и вместе взятых Англии, Франции и ФРГ.

Про культовые прозвища тракторов Т-4, Т-40, Т-70, Т-150, ЮМЗ-6 Вы можете прочитать в первой части нашей статьи «Советские тракторы и их прозвища — ТОП-10 самых метких».

Т-16 – если проще и надежнее некуда

Т-16 – если проще и надежнее некуда

Последнюю модификацию этого трактора перестали выпускать в 1995-м году, но до сих пор самоходное шасси с кузовом спереди встречается на приусадебных участках, в коммунальных хозяйствах, у дорожников. Особенность Т-16 заключается в его универсальности в плане присоединения передних навесок самых разных типов. Приплюсуйте сюда простую конструкцию, надежный двигатель и такую же гидравлику: вот и все «секреты» долгожительства этой техники.

Зачем создавали Т-16

Его предшественником было самоходное шасси ДСШ-14, выпускаемое с 1956-го. Этот небольшой трактор пришелся «ко двору» и пользовался популярностью у селян. Поэтому было решено провести модернизацию. Так через пару лет появился ДВСШ-16, а в 1961-м и Т-16. Обновленная машина получила более мощный двигатель, усовершенствованную гидравлическую систему, позже на трактор поставили кабину. Вот лишь некоторое оборудование, которое можно было прицепить к раме Т-16:

✅ кузов для транспортировки грузов массой до 0,75 т (трактор весил 1,685 т)
✅ мини-ковш (получался экскаватор)
✅ виброуплотнитель
✅ опрыскиватель сельхозкультур
✅ кран и манипулятор
✅ оснащение для произведения дорожной разметки

Такой удобный трактор не могли оставить без внимания и коммунальщики. У них он работал в качестве снегоочистителя, подметальщика и поливочной машины. А электрики использовали его, как небольшую вышку. Правда, Т-16 относился к тяговому классу 0,6 и не годился для тяжелых сельхозработ из-за малой мощности двигателя. Впрочем, борону между колесами установить было можно.

Т-16 – если проще и надежнее некуда

Эксаватор из Т-16 тоже можно сделать. Фото: YouTube.com

За сравнительно короткий срок – 6 лет ХТЗ произвел свыше 600 тыс. единиц техники, что говорит о ее востребованности. Различные модификации самоходного шасси выпускали до 1995-го.

Силовая установка

Ее роль играл скромный двухцилиндровый дизель Д16 с воздушным охлаждением, развивавший 16 «лошадок». Отличительная особенность мотора заключается в смесеобразовании. Она формируется в специальной предкамере (в нее вместе с топливом поступает разогретый пар), интегрированной в ГБЦ, отлитой из серого чугуна. Из него же изготовлены и цилиндры, разделенные с головкой медными кольцами, играющими роль прокладки.

Расположенный сзади двигатель имел легкий доступ для обслуживания. Фото: YouTube.com

Старт двигателя производился из кабины, а, чтобы облегчить пуск, например, в морозы, можно было воспользоваться декомпрессором. Поршни алюминиевые, с углублениями в днище. Смазка к коленвалу идет под давлением, к другим узлом посредством разбрызгивания.

Декомпрессор – механизм, временно уменьшающий степень сжатия в цилиндрах путем создания их сообщения с атмосферой.

Двигатель охлаждался через 17 ребер, которыми оснащались цилиндры. Последние устанавливались посредством центровочного пояса на картере.

Трансмиссия

Представляет собой восьмиступенчатую «механику», обеспечивавшую семь скоростей вперед и одну назад. Коробка, благодаря поперечному расположению валов, имеет небольшие габариты. Ведущий мост – задний. Предусмотрена блокировка, не допускающая переключение передач при невыжатой педали сцепления. Для обеспечения работы подсоединяемых агрегатов имеется вал отбора мощности в 533 об/мин. Диапазон скоростей, в котором эксплуатировался трактор – 3,72-19,5 км/ч.

Возить дрова по непролазной грязи для Т-16 – привычное дело. Фото: YouTube.com

Трактор комплектовался резиной с грубым рисунком протектора, приспособленной к преодолению сложных участков. Т-16 «хорошо себя чувствовал» как в сельской грязи летом, так и снежных сугробах зимой.

Кабина

На первых моделях она вообще отсутствовала. Чуть позднее в целях защиты механизатора в случае опрокидывания транспортного средства стали делать трубчатый каркас, а потом уже и кабину. Единственное ее предназначение – защита от непогоды. Если же в регионе преобладал жаркий климат, навесные элементы, а именно панели со стеклами, двери и крышу можно было быстро демонтировать.

Если ехать недалеко, можно и на таком «кресле». Фото: YouTube.com

К удобствам тракториста – сиденье на рессорах, имевшее регулировки в зависимости от роста механизатора и его массы. Стоит добавит: каркас кабины фиксировался на раме через шесть резиновых амортизаторов. На подвеске их не было. Так что можно представить, как Т-16 преодолевал бездорожье и что при этом чувствовал тракторист. Но зато в поздних модификациях Т-16 появился гидроусилитель руля! В состав «приборной панели» входит амперметр, указатель температуры и выключатели фар. Был и звуковой сигнал.

Компьютер с дисплеем, к сожалению, не предусмотрен. Фото: YouTube.com

Все это «богатство» обеспечивал энергией генератор постоянного тока и аккумулятор на 68 А*ч. Стеклоочистителем обзавелись только поздние модификации Т-16.

Навесное оборудование

Циркуляцию рабочей жидкости по гидравлической системе обеспечивает шестеренчатый насос. При этом для нее предусмотрен отдельный бачок. Есть распределитель и гидроцилиндры, чтобы работать с дополнительным оборудованием.

Позже на кузовке появились штатные деревянные борта. Фото: YouTube.com

При использовании трактора в сельском хозяйстве к нему цепляют косилки, оснащение для внесения удобрений, стогометы, ворошилки и т. Также Т-16 может выполнять функции погрузчика, самосвала и даже мини-пилорамы. Однако у сельчан, в т. ч. в советское время шасси чаще всего использовалось, как удобное самоходное транспортное средство.

Такая резина грязи не боится. Фото: YouTube.com

На нем можно привезти дрова, сено, песок или щебенку для благоустройства своего участка. Ну, или съездить на рыбалку, за грибами. Т-16 расходовал очень мало топлива. Хотя на расход бензина в колхозах и совхозах зачастую смотрели «сквозь пальцы»: что уж тут говорить о солярке!

Модификации

Их было всего две. Первая – Т-16М. От базовой версии эта модель отличалась более мощным, в 25 «лошадей», дизельным движком. Теперь шасси могло разгоняться до 23 км/ч. При этом минимальная скорость, благодаря применению ходоуменьшителя, упала до 1,6 км/ч, что позволяет выполнять больше сельхозработ. Правда, масса машины выросла до 1,81 т. До 1995-го произвели 470 тыс. единиц техники.

Т-16М имел более мощный движок, наставные борта. Фото: YouTube.com

Вторая разновидность, вставшая на конвейер в 1986-м году – Т-16МГ. Здесь двигатель оставили прежний, но подвергли его модернизации. В результате трактор стал резвее: скорость поднялась до 40,17 км/ч (минимальная – 1,55 км/ч). Грузоподъемность самосвального кузова увеличилась до тонны. Кабина стала цельной, а не из застекленных панелей.

Сзади тоже можно было кое-то прицепить. Фото: YouTube.com

Количество прицепляемых к Т-16МГ орудий увеличилось благодаря появлению аж трех валов отбора мощности. Из них пара синхронных, один полностью независимый.

Эксплуатационные особенности

Главная из них – ремонтопригодность трактора. Если что-то сломалось, все можно исправить в «гаражных» условиях или мастерских хозяйства. Ни о каких сервисных центрах речь не идет в принципе. Сроки службы агрегатов и узлов, деталей при соответствующем техобслуживании довольно высокий. Недостатком, если говорить о сегодняшнем дне, можно считать разве что постепенное уменьшение количества запчастей, имеющихся в продаже.

Что сегодня

Идея и концепция небольшого трактора с кузовом впереди не ушла в прошлое. Нечто подобное Т-16, но уже в современном виде, выпускают российские и белорусские заводы. Например, МТЗ предлагает ММЗ-30ТД с трехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения в 35 или 45 лошадиных сил. В России же большей популярностью пользуется модель ВТЗ-30СШ, изначально выпускаемая Владимирским предприятием. Однако позже производство этого трактора было передано в Саранск, где он выпускается под брендом «Агромаш» и имеет индекс 30СШ. Но о современных шасси мы обязательно расскажем в следующий раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *