Шуруповерт жужжит но не крутит
Перейти к содержимому

Шуруповерт жужжит но не крутит

  • автор:

Ремонт шуруповерта своими руками: 2 вида неисправностей

Шуруповерт — один из самых используемых инструментов для проведения ремонта. С его помощью можно закручивать шурупы для установки настенных панелей, отделки помещения древесиной, сверлить отверстия и даже мешать растворы и производить другие “экзотические операции”. Поэтому поломка шуруповерта минимум вызывает сильную досаду. Можно отнести это устройство в мастерскую. А если он необходим срочно? Да и часто бывают поломки, устранить которые можно своими силами, сэкономив на оплате услуг ремонта. В этой статье мы рассмотрим, как починить шуруповерт своими руками.

Шуруповерт

Как устроен шуруповерт

Прежде, чем ремонтировать любой девайс, необходимо знать, как оно устроено, логику его работы, взаимодействие узлов и деталей друг с другом.

Принципиальные конструктивные схемы у всех шуруповертов мало отличаются друг от друга. Данный девайс состоит из:

  1. Корпуса, в котором установлены все остальные узлы девайса. Данная деталь выполняется из металла или пластика — Bosch GSR 10,8-2-LI, Black&Decker BDCDD12B и др. Существуют модели, в которых используются эти два материала одновременно.
  2. Однофазного коллекторного двигателя с электронной системой управления — направление вращения и регулировка скорости, выбор режима работы — закручивание, выкручивание шурупов, сверление. Двигатель состоит из коллектора и статора. Подача питания на коллектор производится при помощи подпружиненных медных или графитовых щеток.
  3. Планетарного редуктора с возможностью ограничения крутящего момента. Редуктор устанавливается на валу электродвигателя. В зависимости от модели шуруповерта данный узел выполняется из пластика или металла. Второй вариант характерен для профессионального исполнения.
  4. Патрона, установленного на выходном валу редуктора.

Устройство шуруповерта

Если это не сетевая, а аккумуляторная модель, то на ручке корпуса имеются крепления для подсоединения аккумулятора, обеспечивающие ему механическую связь с корпусом и электрическую связь с коллекторным двигателем. Также на корпусе есть кнопка пуска для включения шуруповерта. На некоторых моделях с ее помощью также регулируют скорость вращения путем изменения усилия нажатия.

Как видим, в шуруповерте могут быть электрические и механические неисправности. Рассмотрим их подробнее с указанием признаков, по которым можно идентифицировать поломку.

Неполадки в электрической части

Признаками электрической неисправности девайса являются:

  • При нажатии на кнопку пуска устройство не включается или вращение патрона замедленное.
  • Инструмент работает, но наблюдается искрение и слышны щелчки.
  • Наблюдается сильный нагрев корпуса даже при непродолжительной работе.
  • Отсутствует какая-либо регулировка — скорости, направления вращения, режима работы.

Рассмотрим, какие неисправности могут вызвать признаки, описанные выше. Инструмент не включается и патрон вращается медленно по следующим причинам:

  1. Разряжен или не заряжается аккумулятор.
  2. Обрыв в электрической цепи между батареей и коллекторным двигателем.
  3. Неисправность электродвигателя.

работа с шуруповертом

Если разряжена АКБ, ее необходимо зарядить или заменить на заряженную из комплекта — во многих моделях шуруповертов в комплекте идут 2 аккумулятора.

Причинами, почему не заряжается шуруповерт могут быть:

  • Поломка зарядного устройства.
  • Неисправность аккумулятора.

Поломка ЗУ выявляется замером напряжение на выходе из устройства и сравнения с паспортными данными. Вольтаж обычно составляет 10.8, 12, 14.4 или 18 вольт. Наиболее распространены 18В аккумуляторы. Причем величина измеренного напряжения в случае исправного ЗУ должна быть немного выше паспортной. Если же напряжение меньше или отсутствует, то зарядное устройство необходимо ремонтировать или менять. Самостоятельно отремонтировать это устройство можно, но необходимо разбираться в электронике.

Если же с ЗУ все в порядке, виноват аккумулятор. Он будет либо не выдавать напряжение, либо выдавать по величине меньше номинала. Например, аккумулятор Fieldmann FDUZ 50001 имеет номинальной напряжение 18 В, а выдает 10-11 вольт. В этом случае будет наблюдаться медленное вращение патрона. Необходимо заметить, что медленное вращение вызывается и механической неисправностью. Но в этом случае работа шуруповерта будет сопровождаться характерным шумом.

Догадаться, что вышел из строя именно этот узел можно также по его нагреву. Почему греется аккумулятор шуруповерта объяснить легко — либо плохой электрический контакт между ним и двигателем, либо плохой электрический контакт внутри этого узла, между банками батареи.

Ремонт аккумулятора шуруповерта

Как реанимировать аккумулятор шуруповерта? В первом случае необходимо попробовать обезжирить и зачистить контакты. Во втором — разобрать АКБ, если конструкция позволяет и перепаять контакты. Этот вариант под силу лишь человеку, имеющему опыт такой работы. Неисправной батареей можно объяснить и почему шуруповерт быстро разряжается. Он либо не набирает паспортной емкости при зарядке, либо большая ее часть уходит в тепло из-за плохих контактов.

В первом случае АКБ подлежит безусловной замене. Во втором можно попытаться почистить или перепаять контакты. Правда, статистика показывает, что часто, даже в случае удачного восстановления батареи, надолго ее не хватает и, в конце концов, она заменяется.

Обрыв цепи между аккумулятором и двигателем — это воздушный зазор между контактами этих устройств. Обычно это происходит в случае неисправности кнопки пуска. Устраняется неисправность ее разборкой, ревизией деталей — их чисткой и промывкой в растворителе — спиртом или уайт-спиритом и зачисткой шлифовальной бумагой. Если кнопкой пуска регулируют еще и количество оборотов, как в модели DeWalt DCD710D2, то для ее ремонта необходимо знание электроники.

Одной из причин, почему шуруповерт не крутит является неисправность электродвигателя. Он подлежит разборке и осмотру. Вначале оцените состояние щеток. Очень частая причина неисправности — износ элементов, контактирующих с коллектором или ослабление пружины, которая осуществляет их прижатие. Если это так, то щетки заменяются. Если с ними все в порядке визуально осматриваются коллектор и статор на предмет выявления обрыва обмотки, а также мультиметром замеряется сопротивление ее обмотки. Если присутствует обрыв, межвитковое замыкание или замыкание на корпус, обмотку необходимо перемотать. Делается это на специальном оборудовании и точно не в домашних условиях.

Ремонт электродвигателя шуруповерта

Теперь о том, почему искрит шуруповерт. Искры возникают в месте контакта щеток с коллекторными пластинами.Особенно это характерно для моделей большой мощности — Bosch GSR 6-45 TE и др.

Возможно искрение будет сопровождаться характерным потрескиванием. Возникает это явление в 2-х случаях:

  1. Из-за плохого контакта, что связано с износом щеток.
  2. Медленным вращением коллектора из-за большой механической нагрузки — сверлением в бетона с приложением больших усилий и т.д.

В первом случае необходимо щетки заменить. Во-втором — относиться к шуруповерту более бережно.

Сильный нагрев корпуса вызывается:

  • нагревом аккумулятора;
  • нагревом в месте контакта АКБ и электродвигателя;
  • искрением в месте контакта щеток и коллектора;
  • большим трением в планетарном редукторе.

Первые три причины мы подробно рассмотрели выше. Последнюю мы рассмотрим, когда будем разбирать механические неисправности.

Устранение искрения в двигателе шуруповерта

Отсутствие какой-либо регулировки объясняется неисправностями:

  1. В системе регулировании оборотов — устраняется заменой переключателя или его полной ревизией с осмотром и чисткой контактов, проверки работоспособности транзистора.
  2. В переключателя направления вращения или переключателя режимом работы — сверловка, шуруповерт, ударный режим, устранение неисправности такое же, как и в первом случае.

Неисправности механической части шуруповерта

О том,что с вашим девайсом что-то не в порядке в механике можно догадаться по следующими признакам:

  • При работе возникает посторонний шум, скрежет.
  • Сильная вибрация.
  • Патрон медленно, часто с рывками вращается или периодически останавливается.

Причинами наблюдаемых признаков являются:

  1. Износ одного из подшипников коллектора.
  2. Неисправность планетарного редуктора:
  • износ опорного подшипника или втулки — одна из распространенных причин, почему трещит шуруповерт; в зависимости от модели, на бытовых шуруповертах ставятся втулки, на профессиональных — подшипники;
  • деформация вала;
  • износ зубьев шестерни — коронной, солнечной или одной из сателлитов;
  • излом стопорящего винта одного из сателлитов;
  • засорение конструкции редуктора — одна из причин, почему шуруповерт крутит медленно.

Локализация неисправности производится внимательным прослушиванием при работе. Помогает использование самодельного стетоскопа. Возьмите стальную трубку диаметром 10-15 мм и поочередно прикладывайте к различным частям корпуса шуруповерта. Так легко найти источник шума.

Ремонт планетарного редуктора шуруповерта

Все перечисленные неисправности, за исключением загрязнения, устраняются путем замены неисправной детали. Такая операция предполагает наличие определенных навыков и инструмент — плоскогубцы, набор отверток, молоток. зубило, набор гаечных ключей.

Неисправные детали и узлы можно заказать по интернету или попытаться заказать в какой-нибудь мастерской. Кстати, последний вариант, при хорошем исполнителе, поможет даже улучшить конструкцию шуруповерта. Например, в бытовой модели заменить пластиковый износившийся сателлит на стальной.

Теперь о патроне шуруповерта, в который вставляется хвостовик сверла, бита или хвостовик насадки. В зависимости от модели инструмента, патрон является или быстрозажимной, как Дніпро-М 1/2″х20 или с ключом, то есть в котором зажим производится при помощи специального инструмента. Самая частая неисправность этого узла — он плохо зажимает сверло, насадку или биту. Наиболее распространенная причина, почему шуруповерт не зажимает биту — износ конструкции — кулачков и других элементов патрона. В этом случае патрон необходимо менять. запчасти к нему не продаются, разве что попробовать их сделать самостоятельно.

Еще один распространенный случай неисправности патрона — после работы невозможно вытащить биту. Часто это происходит из-за ее деформации и больших нагрузок. Единственный способ вытащить инструмент — залить патрон керосином или WD-40 и попробовать вытащить плоскогубцами. В крайнем случае, зажать патрон в тиски и попробовать выбить из него застрявшую биту постукиванием по ней молотком.

Ремонт патрона шуруповерта

Как видите, существует довольно много причин, почему не работает шуруповерт. Если говорить об электрических неисправностях, то для их обнаружения во многих случаях необходим мультиметр, например, Sturm MM12011, и умение пользоваться им.

При механических неисправностях ремонт инструмента проще. Но практически всегда необходима покупка новых комплектующих взамен изношенных. Однозначно то, что всегда для ремонта шуруповерта необходимо определенное умение. Поэтому нужно соблюдать правила безопасной и правильной эксплуатации этого инструмента.

Шуруповёрт жужжит

У шуруповёрта makita 6317D приказала долго жить кнопка питания. Родная кнопка 6505218 (omron c3sa-ml) стоит ажно две тысячи рублей и рассчитана на 12A 14.4V.
Но бывают неродные кнопки, например, TG563FSB-2 (650663-8) 18V 16A от шуруповёрта 6271D, причём стоят они всего ничего одну тысячу рублей. И по размерам почти подходит, и в электрической части вроде шуруповёрты принципиально одинаково устроены. Путём нехитрых умозаключений я пришёл к выводу, что последняя кнопка лучше, нежели первая, ну и купил неродную кнопку.

Конечно, по размерам она немного не подходила, но это решилось путём доработки напильником. Но когда я всё собрал и включил.. Работать она работает, вот только с самых маленьких оборотов дичайше жужжит на частоте 200 герц. И сие жужжание довольно неприятно ощущается рукой. В свете этого меня мучают вопросы:

— Это так и должно быть или это кнопка таки с шуруповёртом несовместима? Ежели последнее, то в чём заключается столь фатальное различие оных шуруповёртов? По идее там разве что сопротивление мотора может различаться, и то ненамного.

— Или, быть может, сама кнопка бракованная? Или шуруповёрт сломался? Хотя тоже вряд ли.

— Можно ли от означенного жужжания избавиться? Ежели да, то как?

  • mikes357
  • Сообщений: 3810
  • Зарегистрирован: Сб ноя 20, 2010 21:54:31

Re: Шуруповёрт жужжит

Вс ноя 08, 2015 10:30:58

А до установки в корпус, на столе в разобранном варианте, подключив кнопку на удлиняющих проводках — не проверяли? Блок питания есть, проверить двигатель напрямую? Можно от мощного БП АТХ

  • Borodach
  • Сообщений: 22483
  • Зарегистрирован: Пн дек 08, 2008 19:28:04
  • Откуда: 10км от Москвы на Север

Re: Шуруповёрт жужжит

Вс ноя 08, 2015 10:33:01

Это «жужжит» генератор шим в регуляторе оборотов, думаю устранить без его разбора не удастся .

  • Обедающий философ
  • Сообщений: 23
  • Зарегистрирован: Сб апр 07, 2012 21:33:33

Re: Шуруповёрт жужжит

Вс ноя 08, 2015 12:00:45

> А до установки в корпус, на столе в разобранном варианте

Проверял, было то же самое, но я понадеялся, что это оттого, что детали не закреплены (а там мотор состоит отдельно из магнита, ротора и щёток, а корпусом для мотора служит по сути корпус шуруповёрта).

От лабораторного блока питания еле-еле работает, с самого начала ругается, что тока мало (а блок на 5 А). Причём аналогичный шуруповёрт (6270D) от того же блока замечательно работает, тока не хватает только ежели его рукой остановить. Это получается, что мотор коротит?

Померял сопротивление мотора — там 0,1 ома. Причём при различных углах поворота. Удивительно, как он при этом вообще работает. А второй шуруповёрт разобрать не могу, ибо он не мой, а хозяин запретил его разбирать.

Это получается, что мотор надо перематывать/заменять? Уголь по идее я между контактов вычистил. Стоит ли геморроиться с перемоткой или лучше сразу новый ротор купить?

  • musor
  • Сообщений: 39199
  • Зарегистрирован: Сб сен 13, 2014 16:27:32
  • Откуда: СпиртоГонск созвездия Омега
  • Сайт

Re: Шуруповёрт жужжит

Вс ноя 08, 2015 12:15:42

кстати что сдохло в старой кнопке? если тока внещний МОСФЕТ то менять кнопку не стоило хватилоб замены мосфету
0,1ом-явно износ щеток-колектора -разбирай- мой протачивай -притирай
заодно гляннь на обмотки если они перегреты придется перемотать.
вообщем кнопка не зря наверно сгорела.
200гц? для щим вполне хватает в нормалном моторе даже незаметно поднять частоту можно но это увеличит потери и помехи от шурика

  • Обедающий философ
  • Сообщений: 23
  • Зарегистрирован: Сб апр 07, 2012 21:33:33

Re: Шуруповёрт жужжит

Вс ноя 08, 2015 14:51:29

В старой кнопке стесалось переменное сопротивление, посему функция регуляции оборотов была утеряна. А я её ещё доломал, когда её разбирал/собирал. А транзистор как раз хороший оказался.

> 0,1ом-явно износ щеток-колектора -разбирай- мой протачивай -притирай

Да я её уже обрабатывал своей зубной щёткой. Вроде визуально всё кристально чисто. Сейчас ещё раз почистил и поскоблил — вроде получше стала работать, но ненамного.

> гляннь на обмотки

Обмотки на вид как новые. А может быть, у них и должно быть такое сопротивление? Провод-то толстый.

Вообще я склоняюсь к мысли, что столько тока он потребляет банально оттого, что он больше и мощнее, нежели другой шуруповёрт. Только меня гложут два вопроса. Во-первых, почему на родной кнопке нарисовано 12 ампер, а на неродной 16, хотя она от меньшего шуруповёрта? А во-вторых, почему 200 герц? Может ли быть так, что частота зависит от нагрузки, к тому же настолько? Второй шуруповёрт вообще не слышно работает, а частота порядка 20 килогерц. Неужели 200 герц — это штатный режим работы этой кнопки? Вроде макита — солидная фирма, вряд ли она будет так издеваться над пользователями, тем паче что нормальные кнопки она умеет делать. Да что макита, их даже китай делает.

По идее можно попробовать разобрать кнопку и перепаять какое-то сопротивление, дабы частота поднялась. Вот только, судя по предыдущей кнопке, оные кнопки не рассчитаны на какой-либо ремонт. И к тому же уже на 200 герцах кнопка ощутимо греется, а что будет на 20 килогерцах — можно только догадываться.

В общем, голосуем — вскрывать или не вскрывать?

  • Borodach
  • Сообщений: 22483
  • Зарегистрирован: Пн дек 08, 2008 19:28:04
  • Откуда: 10км от Москвы на Север

Re: Шуруповёрт жужжит

Вс ноя 08, 2015 15:25:34

Выше 300-500 Ом поднимать частоту генератора ШИМ не стОит — увеличатся потери вплоть до полной неработоспособности шурика.

  • Обедающий философ
  • Сообщений: 23
  • Зарегистрирован: Сб апр 07, 2012 21:33:33

Re: Шуруповёрт жужжит

Вс ноя 08, 2015 16:19:14

А как тогда другой шуруповёрт на 20 килогерцах работает?

  • Borodach
  • Сообщений: 22483
  • Зарегистрирован: Пн дек 08, 2008 19:28:04
  • Откуда: 10км от Москвы на Север

Re: Шуруповёрт жужжит

Вс ноя 08, 2015 16:19:51

Вот бы на него посмотреть .

  • Обедающий философ
  • Сообщений: 23
  • Зарегистрирован: Сб апр 07, 2012 21:33:33

Re: Шуруповёрт жужжит

Вс ноя 08, 2015 16:33:34

На кого? На шуруповёрт? Шуруповёрт как шуруповёрт, такой же, как на картинках в интернете.

  • Borodach
  • Сообщений: 22483
  • Зарегистрирован: Пн дек 08, 2008 19:28:04
  • Откуда: 10км от Москвы на Север

Re: Шуруповёрт жужжит

Вс ноя 08, 2015 17:26:52

Я имею ввиду «изнутри» — как он может работать на 20 кГц .

  • musor
  • Сообщений: 39199
  • Зарегистрирован: Сб сен 13, 2014 16:27:32
  • Откуда: СпиртоГонск созвездия Омега
  • Сайт

Re: Шуруповёрт жужжит

Вс ноя 08, 2015 18:03:14

да впринципе там важна скважность частота побоку
уже при 100гц пулсаций момента незаметно а выще-тем более
если это не так то возможно дело в моторе!-слищком мало витков в обмотках
на высоких частотах на управление мощным полевиком идет многа тока его может не хватать для крутых фронтов -резко вырастут потери и нагрев Мосфета а это приведет к снижению надежности регулятора
всетаки такое сопротивление якоря мне кажется оч малым

  • Обедающий философ
  • Сообщений: 23
  • Зарегистрирован: Сб апр 07, 2012 21:33:33

Re: Шуруповёрт жужжит

Пн ноя 09, 2015 00:17:11

Вопщем, не вынесла душа поэта. Таки вскрыл означенную кнопку. Хотел было приступить к срисовке схемы и нахождению нужного элемента, но решил ещё раз её погонять, уже в разобранном виде. Это было роковой ошибкой. Ввиду разобранности шуруповёрта детали мотора сместились, к тому же питал я её от лабораторного блока, и как следствие ротор не проворачивался. Ещё и радиатор на транзисторе отсутствовал. Ну я и наблюл исхождение дыма из недр оной кнопки. Немного подождав и нацепив радиатор, я повторил означенное действо. Несмотря на то, что теперь ротор проворачивался, дым точно так же изошёл, и радиатор нагрелся не в пример сильнее, нежели нагревался в собранном виде. Транзистор помер — догадался штирлиц.

Дабы проверить сию догадку, я приступил к выпайке такового, но он не желал так просто покидать насиженное место. Повинуясь нахлынувшим на меня эмоциям, я выдрал непокорный транзистор силой. Как оказалось, его ноги были загнуты и продеты в отверстия в плате, чего я никак не мог ожидать. Но поверхность транзистора оказалась девственно чиста. Видимо, дым давала смазка. А транзистор, быть может, ещё жив.

Следующей жертвой моего праведного гнева пал диод. Он оказался закреплён на своём месте ещё лучше, нежели транзистор. Посему я его зверски вырвал пассатижами, что очевидно привело к его смерти через разделение пополам. И на его поверхности также не было обнаружено ни следа пожара.

Так вот, компоненты в кнопке зовутся так:

— микросхема UTC393, сиречь два компаратора
— транзистор IRF3205Z на 55V 80A
— диод 1N5407G ажно на 3 А и 60 герц.

Так что с точки зрения увеличения частоты диод — самое слабое звено.

В родной кнопке почти аналогично:

— микросхема KIA324F, сиречь четыре опера
— транзистор 2SK3069 на 60V 75A
— диод S3V на 3,5 А и 60 герц.

То бишь родная кнопка, видимо, на такой же частоте работала (но эти счастливые времена я не застал).

Теперь перейдём к мотору. Поискав по запросу «сопротивление шуруповёрта», я обнаружил, что в товарищах согласья нет. Различные люди называют цифры от нуля до 8 ом. Тогда я померял сопротивление второго шуруповёрта путём крокодилирования контактов для аккумулятора и нажимания кнопки до упора. Оно оказалось равно 0,8 ома, что соответствует току около 15 А и мощности около 180 Вт. Только вот беда — об должном сопротивлении первого шуруповёрта это мало что говорит. Посему я вспомнил школу и решил посчитать сие сопротивление теоретически.

Толщина провода 1,2 мм2, длина витка около 10 см, всего в обмотке порядка десяти витков, а щётки одновременно касаются двух контактов, так что можно считать, что две обмотки запараллелены. А сопротивление меди, как гласит википедия, 0,018 Ом·мм²/м. Итого получается.. не 0,1 ома, а 10 миллиом! Как у того транзистора! И в десять раз меньше, чем может показать несчастный китайский мультиметр. Итого при 12 вольтах должно быть 1500 (!) ампер. Ну или 800, ежели с транзистором.

Ну вы поняли, какая вырисовывается ситуация. Профессиональный инструмент за десять тысяч рублей. Который через пять секунд во включённом состоянии и с остановленным ротором превращается в тыкву. И никакой защиты от этого нет. Зачем, когда можно каждый раз продавать счастливому клиенту новый выключатель за две тысячи рублей?

А сейчас пора спать, завтра допишу.

Последний раз редактировалось Обедающий философ Пн ноя 09, 2015 12:49:00, всего редактировалось 2 раз(а).

  • Borodach
  • Сообщений: 22483
  • Зарегистрирован: Пн дек 08, 2008 19:28:04
  • Откуда: 10км от Москвы на Север

Что делать, если шуруповерт перестал работать?

Вы собрались выполнить какие-либо ремонтные работы, но обнаружили, что не работает шуруповерт – в чем возможная причина этой неприятной ситуации и каковы перспективы ремонта? Источник неисправности может скрываться в любом из составных узлов инструмента. Принципиально их подразделяют на электрическую и механическую части, а опыт и мастерство специалистов СЦ «Удачная Техника Сервис» – безошибочный способ успешного и недорогого решения любой проблемы. Мы также предлагаем вам купить купить запчасти champion.

Перестал работать шуруповерт Bosch (Бош), Макита, Метабо

  • повреждение шнура питания или вилки в сетевых устройствах;
  • неисправность зарядного устройства – его можно отремонтировать либо приобрести новое с аналогичными параметрами;
  • ответ на вопрос, почему не работает аккумуляторный шуруповерт, часто кроется в исчерпании ресурса одной или нескольких батарей аккумуляторного блока;
  • чрезмерное искрение щеток указывает на их износ либо дефекты якоря, статора или коллектора электромотора;
  • аппарат нередко не включается или не срабатывает тормоз двигателя вследствие поломки транзистора либо пусковой кнопки;
  • неработающий регулятор оборотов проще всего заменить новым, а переключатель реверса может быть легко отремонтирован;
  • сильные вибрации и нештатные шумы при работе свидетельствуют об износе втулок или подшипника;
  • в редукторе обычно крошатся зубцы шестерен, обламывается крепящий сателлит штифт или изнашивается вал – все они подлежат замене;
  • может произойти заклинивание патрона вследствие засорения, перекоса кулачков или внутренних поломок.

Наиболее надежный и быстрый способ выхода из ситуации, когда не включается шуруповерт Интерскол, P.I.T., DeWALT или иного бренда – услуги специализированной мастерской во избежание усугубления поломки некомпетентными действиями. У нас вы также можете найти свечи зажигания цена.

Искры, дым, хруст и запах гари: что может сломаться в дрели или шуруповерте

Можно сколько угодно нарекать на то, что инструмент уж нынче не тот, а производители халтурят, нарочно выпуская «одноразовую» продукцию, но давайте взглянем правде в глаза. Современные электроинструменты — это технически сложные устройства, и, как любая техника, они могут со временем выйти из строя. Даже простейшие дрели и шуруповерты имеют в себе по 50 – 100 деталей, которые двигаются и вращаются, трутся и изнашиваются, нагреваются и перегорают, испытывают значительные нагрузки и ломаются. Причин для поломок может быть с десяток: неправильная эксплуатация, отсутствие должного ухода, бракованные комплектующие, неудачная конструкция, чрезмерные нагрузки и просто случайности. В данной статье мы рассмотрим типичные неисправности дрелей и шуруповертов и выясним их причины.

Диагностика дрели на скорую руку

Чтобы точно узнать, почему сломалась ваша дрель или что не так с шуруповертом, нужно отдать инструмент на диагностику в сервисный центр. Но есть множество прямых и косвенных признаков, по которым можно приблизительно выяснить, в каком именно узле возникли проблемы.

  • Если дрель вообще не включается (и даже не гудит), то проблемы практически сто процентов кроются в электрической части. Причем неполадка может быть любого масштаба: от смешного (засорение контактов на кнопке) до крупного (перегорание двигателя или электронного блока управления).
  • Если электроинструмент работает кое-как, с перебоями, и отчаянно искрит, то проблема, скорее всего, находится в районе якоря, коллектора или щеток. Именно с коллекторно-щеточным узлом связаны большинство неисправностей, из-за которых дрели и шуруповерты работают не так хорошо, как от них ожидают.
  • Если во время работы появились странные звуки, которых раньше не было (писк, хруст, вой), или появились странные вибрации и биения, то проблема, вероятно, связана с механической частью. «Визжать», например, могут подшипники, «хрустеть» — шестеренки, а «стучать» — вал или патрон.
  • Если двигатель дрели гудит, а патрон не вращается, то причина наверняка заключается в поломке редуктора или заклинивании вала. Неисправный редуктор и заедающий вал также могут послужить причиной того, что дрель крутит сверло не так быстро, как хотелось бы, а шуруповерт — вращает биту не с тем усилием, что положено.
  • Если без видимой причины упала мощность дрели, то это может быть связано с увеличившимися потерями: механическими или электрическими. В некоторых случаях причиной падения мощности могут быть засорившиеся подшипники, которые вращаются не так свободно, как раньше. Иногда неполадка заключается в подгоревших обмотках якоря, из-за которых увеличивается сопротивление в цепи, и двигатель становится неспособным развивать свою паспортную мощность.
  • Если дрель перегревается, дымит или пахнет паленым, то проблема может быть любой: механической, электрической, засорением, износом или банальным повреждением из-за неаккуратной эксплуатации. Нередко также причина кроется в том, что кто-то решил «задать жару» и подвергнул инструмент нагрузкам, на которые он попросту не рассчитан.

Итак, мы вкратце разобрались, почему может плохо работать дрель, шуруповерт или перфоратор. Дальше мы рассмотрим типичные причины неисправностей более подробно и разобьем их на несколько категорий: от легко устраняемых проблем до случаев, когда ремонт нецелесообразен.

Маленький шуруповерт Makita в разобранном виде.

Вовсе не поломки

Некоторые проблемы с дрелями и шуруповертами даже нельзя назвать неисправностями. К таким досадным неприятностям относится износ коллекторных щеток. Графитовые щетки — это расходный материал (иногда дрели продаются сразу с запасным комплектом). Они более-менее стандартизированы, зачастую взаимозаменяемые (ходовые размеры подходят к инструменту разных марок) и стоят буквально копейки. У многих дрелей для замены щеток даже не нужно вскрывать корпус. Это можно сделать без разборки электроинструмента, если производитель для доступа внутрь предусмотрел специальные окна, прикрытые заглушками. Мощный электроинструмент, вроде перфораторов, даже оснащается индикаторами, которые подсказывают, что пора заняться заменой угольных щеток.

Популярные шуруповерты

Если индикатор отсутствует, то щетки сами дадут зазевавшимся знать о том, что они износились. Самым ярким (в прямом и переносном смысле) признаком износа являются мощные искры, которые видны сквозь прорези корпуса и вентиляционные отверстия. Косвенный признак — это работа инструмента с перебоями и рывками. Искрообразование возникает из-за того, что щетки не до конца прижимаются пружинками к коллектору. Искрение сопровождается выделением тепла. Кроме дыма и запаха гари, которые сопутствуют искрам, опасность таится в том, что из-за перегрева коллекторные пластины могут деформироваться и отпаяться от основания коллектора. То есть, не поменяв вовремя щетки, вы запросто можете «запороть» якорь двигателя.

Процесс замены щеток на примере шуруповерта DeWALT.

Описанных выше «визуальных эффектов» почти не бывает у дрелей и шуруповертов с бесщеточными двигателями. У них вообще много преимуществ перед инструментами с традиционными моторами (правда, и цена немалая). Если что-то легонько искрит внутри бесщеточного шуруповерта под нагрузкой, то это тормоз двигателя (и это вполне нормальное явление, а не неисправность).

Популярные дрели

Почти не поломки

Встречаются и неполадки, которые только выглядят страшно, но могут быть легко устранены своими силами с помощью отвертки, наждачной шкурки и пары крепких слов в адрес производителя инструмента.

  • Если дрель просто не включается, начните с проверки провода. Обычно кабель перетирается возле вилки или (что случается чаще) на входе в рукоятку. Силовой провод можно легко и быстро поменять на любой другой с таким же сечением жилы. Если проблема не в кабеле питания, то пора вскрывать корпус и проверять внутреннюю проводку. Бывает, что провода внутри дрели отрываются или отпаиваются, если производитель не уделяет должного внимания контролю качества своей продукции.
  • Сложности с включением дрели или шуруповерта могут быть связаны с засорением кнопок и контактов. Этому подвержены все переключатели: пусковая кнопка, регулятор оборотов и ползунок реверса. Если они залипают или туго двигаются, то стоит вскрыть инструмент и хорошенько его почистить от пыли, продувая сжатым воздухом. Все контакты следует тщательно протереть спиртом и зачистить тонкой мелкозернистой шкуркой. Это довольно хлопотная работа (ведь контакты и детальки кнопок такие мелкие).
  • Иногда патрон дрели плохо держит, и оснастка в нем болтается. Нередко случается, что зубчатый венец износился, и невозможно нормально затянуть сверло ключом. Эти проблемы устраняются одним-единственным способом — заменой патрона.
  • Если от новой дрели при первом же включении воняет, как из выхлопной трубы автомобиля, то это не всегда является признаком серьезной проблемы. Такое случается, если в редуктор или подшипники заложено слишком много смазки. Вытесняясь через щели и попадая на нагретые части инструмента, излишки солидола подгорают и дают характерный запах. Проблема решается разборкой инструмента (с потерей гарантии) и удалением излишков смазки.
Аккумуляторный шуруповерт Bosch в разобранном виде.

Серьезные неприятности

Некоторые неисправности, в отличие от описанных выше, могут доставить кучу хлопот и влететь в копеечку.

Чрезмерный нагрев подшипников дрели (который иногда можно распознать по дыму и запаху горелой пластмассы, а также тугому вращению патрона и громкому «писку») свидетельствует о серьезных проблемах. Деталь, нагретая докрасна, может оплавить пластиковый корпус инструмента. При оплавлении пластик потеряет свою форму, и появится значительный люфт в деталях. Если подшипник не смазать или заменить, то со временем он разрушится от перегрева, или заклинит якорь. А пока не разлетится на куски, будет портить вам нервы громким воем и отбирать часть мощности двигателя.

Если ударная дрель перестала брать бетон и кирпич, то это означает, что ее ударный механизм полностью износился. Электрическая дрель устроена не так, как перфоратор. Вместо «пьяного» подшипника или кривошипно-шатунного механизма у нее есть два храповика с волнистыми поверхностями, которые скользят друг по другу, обеспечивая легкие удары сверлом по бетону. Со временем эти «волны» естественным образом изнашиваются, храповики превращаются в плоские шайбы, и дрель или шуруповерт, ранее умевшие сверлить бетон, превращаются в обычный безударный инструмент. Восстановить работу в режиме сверления с ударом можно только путем ремонта с заменой изношенных деталей. Поэтому, если вам нужно сверлить бетон не время от времени, а регулярно, то лучше сразу купить нормальный перфоратор.

Трехрежимный перфоратор Bosch в разобранном виде.

Почти безнадежные случаи

Серьезные поломки двигателей и редукторов — это почти «приговор». Мы используем слово «почти», потому что ремонт с полным восстановлением функций инструмента все же возможен. Но иногда (особенно в случае бесщеточного электроинструмента) стоимость ремонта сопоставима с ценой нового устройства.

Причинами выхода двигателя из строя могут быть:

  • брак или изначально плохое качество — двигатели, у которых обмотка навита из слишком тонкой или некачественной медной проволоки, просто не выдерживают длительной работы или больших нагрузок и перегорают, испуская дух в виде густого сизого дыма;
  • нарушение изоляции и замыкание — «бронирование» электромотора (то есть, термостойкий лак, которым обильно покрыты обмотки) может быть повреждено в результате воздействия абразивных частиц (пыли, частичек металла, мелкой бетонной крошки), который попадают внутрь корпуса дрели во время работы.

Редукторы у дрелей ломаются из-за низкого качества металла, незакаленных шестеренок, отсутствия смазки либо (что случается намного чаще) вследствие чрезмерных нагрузок. Если «слизаны» шлицы на валу или отломались зубья у шестерни, то весь узел нужно перебирать или менять целиком. Самостоятельно планетарный редуктор дрели или шуруповерта лучше не разбирать (кроме тех случаев, когда выполняется лишь замена смазки), потому что в нем очень много мелких деталей: шестеренок, шайбочек и уплотнителей.

Бесщеточный шуруповерт Kobalt в разобранном виде.

Подведем итоги

Есть множество причин, по которым электроинструмент может искрить, дымить, гудеть и вибрировать при работе. Многие из них связаны с неправильной эксплуатацией и чрезмерными нагрузками. Поэтому выбирать шуруповерты и дрели нужно правильно, исходя из конкретных задач и условий работы. А если просто нужен хороший инструмент, то стоит обратить внимание на продукцию Bosch, DeWALT, Makita, Metabo, AEG или другой фирмы с отличной репутацией. У перечисленных производителей есть сервисные центры почти в каждом регионе страны, и купить запчасти для дрелей и шуруповертов этих марок можно практически свободно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *