Машины периодического действия подразделяются на
Перейти к содержимому

Машины периодического действия подразделяются на

  • автор:

Общие сведения

Основой системы массового поточного производства в начале ХХ в. стал сборочный конвейер, создателем которого принято считать американского промышленника, одного из основателей автомобильной промышленности США Генри Форда (1863-1947 гг.).

Сегодня любое промышленное производство оснащено средствами механизированного межоперационного транспорта. Сборочные конвейеры составляют базу современного машиностроения, обеспечивая согласованное и взаимосвязанное выполнение рабочих процессов, устанавливая стабильный ритм работы предприятий.

Согласно? принятой классификации, все типы транспортных устройств разделяются на две основные группы механизмы периодического действия и механизмы непрерывного действия.

Как правило, транспортные механизмы периодического действия требуют непосредственного или дистанционного управления ими человеком, механизмы непрерывного действия могут работать длительное время без какого-либо участия обслуживающего персонала, за исключением текущего ремонта, смазки и переналадки.

Машины периодического действия

Машины периодического действия характеризуются периодической подачей грузов, при этом загрузка и разгрузка производится при остановке машины. Цикл работы машины периодического действия состоит из остановки для захвата груза, подъема, движения с грузом, опускания, остановки для освобождения от груза и обратного движения без груза, т. е. из попеременно возвратных движений с остановками.

К транспортирующим машинам периодического действия относят рельсовый и безрельсовый наземный внутризаводской транспорт: тележки, кары, погрузчики и промышленные роботы.

Тележка — устройство наземного безрельсового транспорта представляет собой платформу, установленную на колесах для перевозки груза. Ручные тележки передвигают рабочие. В автокарах и электрокарах тележка приводится в движение двигателем (внутреннего сгорания или электрическим).

Погрузчики — машины, оборудованные рабочими органами для погрузки, разгрузки и штабелирования грузов, снабжены машинным приводом (автопогрузчик или электропогрузчик).

Промышленный робот-манипулятор используют вместо человека для выполнения однообразных и утомительных погрузочно-разгрузочных работ технологического процесса массового производства.

Грузоподъемные машины характеризуют грузоподъемностью, скоростями движения механизмов, пролетом, вылетом стрелы, высотой подъема груза, режимами работы.

Грузоподъемность машины определяется номинальной (максимальной) массой рабочего груза, на подъем которого она рассчитана. В грузоподъемность включают массу сменных грузозахватных приспособлений. Значения грузоподъемности машин стандартизованы.

Линейные скорости движения (v, м/с) механизмов также стандартизованы. Скорости движения механизмов крана определяются динамическими нагрузками на них.

Вылетом стрелы (L, м) называется расстояние от оси вращения поворотной части крана до оси грузозахватного органа.

Высота подъема (Н, м) груза для башенных и стреловых кранов — это расстояние от уровня кранового пути до грузозахватного органа, для кранов мостового типа — от уровня пола до грузозахватного органа.

Механизмы грузоподъемных машин работают при повторно-кратковременном режиме нагружения.

Короткие периоды пусков и торможения чередуются с относительно продолжительными периодами установившегося движения, а также паузами для загрузки и разгрузки крана.

Отношение времени работы механизма tР=tП +tУ в течение цикла к полной продолжительности цикла tЦ = tП+tУ +tТ +tО называется относительной продолжительностью включения двигателя (%) и обозначается

где tП — время пуска; tУ — время установившегося движения; tТ — время торможения; tО — продолжительность паузы.

Работа механизма грузоподъемной машины характеризуется также следующими показателями:

— коэффициентом использования по грузоподъемности

где QСР — — средняя грузоподъемность; QН — номинальная грузоподъемность;

  • — коэффициентом суточного использования
  • — коэффициентом годового использования

В зависимости от сочетания количественных показателей ПВ и указанных коэффициентов установлены следующие режимы работы грузоподъемных машин: с ручным приводом (Р), с машинным приводом — легкий (Л), средний (С), тяжелый (Т) и весьма тяжелый (ВТ)

Бегунковые смесители — машины периодического действия. Материал, подлежащий смешению, с помощью скипового подъемника:

  • 1. Загружается в бункер, откуда он поступает во вращающуюся тарелку;
  • 2. Перемещающий ротор приводится в действие от электродвигателя через редуктор;
  • 3. По окончании процесса смешения, который продолжается для сухих продуктов 2—3 мин, а увлажненных —4—5 мин, рукояткой открывают отверстие, находящееся в центре тарелки, и масса на ходу мешалки высыпается в воронку транспортного устройства. Чтобы устранить пыль, выделяющуюся при работе быстроходной мешалки. Весь ее механизм закрыт герметичным кожухом ?с патрубком для присоединения к аспирационной системе.

Такие механизмы присущи главным образом методическим печам, в печах периодического действия изделия обычно остаются в печи не подвижными в течение всего периода нахождения в ней, а загрузка и выгрузка их осуществляются либо вручную, либо при помощи обычных подъемно-транспортных устройств, мостовых кранов, тельферов, талей. Как на пример специальных механизмов, применяемых для загрузки и выгрузки печей периодического действия, можно указать на камерные печи с выдвижным подом, в которых подина выкатывается из печи или вкатывается под нее при помощи лебедки с электромеханическим приводом, и на элеваторные печи, снабженные гидравлическим подъемником, для подъема и опускания пода печи.

Горизонтальное перемещение по рельсам вне печи осуществляется опять-таки при помощи электромеханической лебедки. Все эти механизмы работают вне печи, в нормальных температурных условиях и поэтому не отличаются от обычных аналогичных механизмов.

штабелирование склад кран груз

Машины периодического действия подразделяются на

Устройства и машины периодического действия

Обзор устройств и машин периодического действия, применяемых для комплексной механизации ПРТС -работ, имеет целью в кратком изложении дать общую характеристику, основные параметры и область применения этого класса средств комплексной механизации в соответствии с представленной выше классификацией.

Среди универсальных (по роду грузов и их перемещению в пространстве) средств механизации большую группу составляют грузоподъемные краны различной конструкции, широко описанные в специальной литературе.

Наиболее распространенные передвижные краны характеризуются тремя основными взаимно перпендикулярными рабочими движениями, обеспечивающими перемещение грузов в пространстве. Эти движения осуществляются механизмами подъема груза, поворота крана (или передвижения тележки) и поступательного передвижения крана. Кроме того, на кране могут быть дополнительные механизмы, обеспечивающие дополнительные рабочие движения крана (изменение вылета стрелы на поворотных кранах, поворот грузовой стрелы на специальной тележке мостового крана и др.) и вспомогательные механизмы грузозахватных приспособлений, расширяющие сферу применения кранов по роду перерабатываемых грузов и исключающие тяжелую и трудоемкую работу стропальщиков.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
  • Техника безопасности при работе с нефтепродуктами
  • Технология и организация работ по погрузке нефтепродуктов
  • Специализированные транспортные средства для перевозки нефтепродуктов
  • Характеристика нефтепродуктов, применяемых в строительстве
  • Техника безопасности при выгрузке труб из полувагонов
  • Технологические схемы доставки
  • Специализированные автотранспортные средства для перевозки
  • Трубы, плети, мобильные здания и блочные устройства, используемые в строительстве
  • Техника безопасности при погрузке лесоматериалов

Развивающаяся у нас отрасль подъемно-транспортного машиностроения предоставляет проектировщикам широкий выбор средств комплексной механизации для различных конкретных условий проектирования ПРТС -работ.

Различаются две основные группы кранов: с поворотной стрелой и пролетные. Характерными параметрами кранов с поворотной стрелой являются: грузоподъемность, вылет стрелы, высота подъема груза, габаритные размеры крана, величина скоростей рабочих движений, тип двигателя, вид грузозахватных приспособлений, способ управления и собственная масса крана.

Железнодорожные краны выпускаются нашей промышленностью грузоподъемностью до 75 т, а для специальных работ — до 100 т, однако для механизации погрузочно-разгрузочных работ на открытых складах применяются железнодорожные краны грузоподъемностью обычно не более 25 т.

По типу силовой установки железнодорожные краны делятся на паровые, моторные, дизельные, дизель-электрические. В последнее время все более широкое применение находят дизель-электрические краны.

Грузозахватные приспособления на железнодорожном кране могут быть сменными. Помимо обычного крюка употребляются грейфер (для захвата сыпучих грузов), захват для леса, а также грузоподъемный электромагнит.

Рис. 1. Сменное рабочее оборудование железнодорожного крана:
а — крюк; б — грейфер; в — челюстной захват для погрузки леса; г — грузоподъемный электромагнит

Грузоподъемность железнодорожного крана изменяется в зависимости от изменения вылета стрелы, а также зависит от того, установлен ли кран на специальные выносные опоры (аутригеры) или нет.

Автомобильные краны, смонтированные обычно на стандартных шасси грузовых автомобилей, имеют дизель-электрический привод и могут работать как с крюком, так и с грейфером. Рабочая грузоподъемность крана из условий его устойчивости зависит от того, на каком вылете работает кран, а кроме того, установлен ли он на специальных имеющихся на нем выносных опорах (аутригерах) или работает без них.

На погрузочно-разгрузочных работах применяются автомобильные краны номинальной грузоподъемностью 6, 10 и 16 т, однако максимальная грузоподъемность может быть использована лишь при минимальном вылете стрелы крана, установленного на выносных опорах. С увеличением вылета возможная грузоподъемность соответственно уменьшается как при работе на выносных опорах, так и без них. Так, например, допустимая грузоподъемность крана К-162 при наибольшем вылете 10 м составляет лишь 1 т, хотя номинальная грузоподъемность этого крана равна 16 т.

Краны на пневмоколесном ходу, имея опорную базу значительной ширины, могут работать без выносных опор при использовании примерно до 50% максимально возможной грузоподъемности на данном вылете при наличии опор.

Краны на гусеничном ходу выпускаются грузоподъемностью до 50 т, на погрузочно – разгрузочных работах применяются краны—экскаваторы со сменным оборудованием (с крюком и грейфером) и специальные гусеничные краны с грейфером.

Краны выпускаются со стрелой различной длины—10, 15 и 20 м в зависимости от условий использования крана.

Преимуществом автомобильных кранов является их мобильность. Гусеничные краны менее приспособлены к переброске с одного места работы на другое, так как имеют малую скорость передвижения (не более 6 км/ч).

Портальные краны по единой унифицированной новой серии ( ГОСТ 10601—63) имеют грузоподъемность от 3 до 30 т. Однако наибольшее распространение на ПРТС -работах получили портальные краны грузоподъемностью до 10 т на двухпутном портале (10,5 м) с двумя независимыми лебедками подъема, для работы грейфером и другими автоматическими грузозахватными приспособлениями.

Рис. 2. Автомобильный кран

Возможная высота подъема груза (или грейфера), характеризующая тот или иной поворотный кран, также должна учитываться при выборе конструкции крана, так как в ряде случаев она лимитирует высоту укладки груза на площадке и обусловливает удобства маневрирования с крупногабаритными грузами в процессе их перемещения. В этом отношении конструкция самой стрелы поворотных кранов может способствовать удобствам маневрирования с крупногабаритными грузами. Так, например, шарнирно-сочлененная стрела портальных кранов, Г-образная (а не прямая) стрела или стрела с «гуськом», а также балочная стрела башенных кранов с грузовой тележкой — обеспечивают удобства перемещения крупногабаритных грузов на небольшом вылете кранов.

К пролетным кранам относятся мостовые и козловые краны, а также мостовые перегружатели.

Мостовые однобалочные краны (кран-балки) имеют грузоподъемность 0,5—5 т, используя для подъема груза и передвижения типовые электрические тали. Кран-балки перемещаются по подкрановым путям, которые крепятся к перекрытиям зданий или подвешиваются к ним на специальных тягах, что требует меньших капитальных затрат по сравнению с обычными подкрановыми путями для опорных кранов. Они имеют длину балки LK до 18 м и консоли Llt L%~ от 300 до 1600 мм. Преимуществом этих кранов является возможность стыкования их с аналогичными кранами или с монорельсовыми системами, находящимися в смежных пролетах здания. Высота подъема составляет 6—8 м, однако по требованию заказчика выпускаются краны с высотой подъема 24, 30 и 36 м. Скорость подъема груза электроталью 8 м/мин, скорость передвижения электротельфера 20 м/мин, а передвижения кран-балки — 32 м/мин.

Рис. 3. Портальный кран

Рис. 4. Подвесной однобалочный кран

Мостовые электрические двухбалочные краны подразделяются на три основные группы:
1) краны общего назначения (крюковые) грузоподъемностью 5—320 т, предназначенные для работы с различными штучными грузами;
2) краны специальные (магнитные, грейферные, магнитно-грейферные и др.) грузоподъемностью 5—50 т;
3) краны металлургические различного назначения и разнообразной конструкции грузоподъемностью до 630 т (литейные краны).

На складах чаще всего применяются для перегрузки штучных грузов мостовые краны общего назначения с одним крюком грузоподъемностью 1, 5, 10 и 15 т. На контейнерных площадках для операций с большегрузными контейнерами устанавливаются мостовые краны грузоподъемностью 40 т (предусматриваются грузоподъемностью до 50 т).

Максимальный пролет кранов общего назначения — 32 м, по заказу — до 40 м. Высота подъема груза— 16 м. Скорости подъема груза, передвижения тележки и моста и прочие характеристики мостовых кранов приведены в Номенклатурном справочнике 16—1—74 НИИ информтяжмаша.

Для применения мостовых кранов в конкретных условиях проектирования существенным параметром мостовых кранов с одним крюком является расстояние предельно поднятого крюка до уровня подкранового пути, которое составляет для кранов грузоподъемностью 5 и 10 т — 500 мм, а для 15-тонных — 600 мм. Кроме того, при проектировании необходимо учитывать, что эксплуатационный пролет крана меньше конструктивного за счет того, что при передвижении тележки крюк крана не доходит до оси подкранового пути на 1100 мм с одной стороны пролета и на 800 мм с другой стороны при грузоподъемности крана 5 т, и соответственно на 1200 и 1100 мм при грузоподъемности 10 т, 1300 и 1100 мм — при 15 т

Мостовые магнитные краны несут на крюке грузоподъемный электромагнит для погрузочно-разгрузочных работ с металлом. Для питания электромагнита постоянным током на мостовом кране устанавливается преобразователь (двигатель-генератор), а для навивания кабеля, питающего электромагнит, на тележке имеется специальный барабан.

Грузоподъемные электромагниты по форме разделяются на две серии: круглые серии М (рис. 8, а), применяемые для перегрузки стальных и чугунных плит, болванок, скрапа и стружек, и прямоугольные серии ПМ для погрузки и выгрузки таких длинномерных грузов, как рельсы, балки, листы стали и т. п. Подъемная сила электромагнита зависит от его типа и от вида поднимаемого груза, как видно из приведенной в табл. 3 технической характеристики. Характерными параметрами являются также габаритные размеры, масса и потребляемая мощность (табл. 3—5).

Мостовые грейферные краны оборудованы двухбарабанной грейферной лебедкой и двухчелюстным, обычно четырехканатным грейфером. Грузоподъемность (масса грейфера и поднимаемого груза) колеблется от 5 до 20 т.

Пролет этих кранов также изменяется в пределах до 32 м. Высота подъема грейфера при грузоподъемности 5 т составляет 16 м.

Рис. 5. Грузоподъемные электромагниты (а — серии М; б — серии ПМ)

Наименьшее расстояние от головки подкранового рельса до низа закрытого грейфера (в зависимости от типа грейфера и его емкости): для кранов грузоподъемностью 5 т — 3,4—3,2 м; для кранов грузоподъемностью Ют — 2,7—2,3 м. При одинаковой с обычными мостовыми кранами скоростью передвижения тележки и крана скорость подъема грейфера вдвое больше и составляет 40 м/мин.

Мостовые магнитно-грейферные краны выпускаются с одной или двумя грузовыми тележками грузоподъемностью 5, 10, 15 и 20 т (масса магнита или грейфера и поднимаемого груза). На кранах, оборудованных двумя грузовыми тележками, одна постоянно работает с электромагнитом, другая — с грейфером. Одновременная работа двух тележек не допускается.

Все описанные разновидности мостовых кранов (кроме одно-балочных) обычно имеют подвешенную к мосту крана кабину для крановщика, но могут иметь управление с пола или дистанционное — с постоянного пульта.

Однобалочные мостовые краны обычно управляются с пола.

Козловые краны (в основном двухконсольные) широко применяются на ПРТС -работах. Все большее распространение козловых кранов, например, на открытых площадках является следствием того, что, обеспечивая высокую производительность, они не требуют устройства подкрановых эстакад, необходимых для мостовых кранов, и обеспечивают перемещение грузов из основного пролета на консоли крана. Наличие последних позволяет размещать под ними транспортные пути (железнодорожные и автодороги), оставляя основной пролет для груза, что позволяет полностью использовать несущую способность моста по обслуживанию рабочей площадки шириной до 60 м. При использовании в аналогичных случаях мостовых кранов потребовалось бы применение уникальных (по специальному заказу) большепролетных конструкций или установки двух параллельных подкрановых эстакад с дорогостоящими устройствами для межпролетной передачи грузов.

Универсальные козловые краны изготовляются пролетом до 32 м, причем рабочие вылеты консолей обычно не превышают 6—8 м. Краны с жесткими опорами (ногами) изготавливаются с пролетом до 25 м, а при больших пролетах одна из опор делается гибкой (шарнирно качающейся) в целях компенсации температурных изменений длины мостового пролетного строения.

Для работы с длинномерными и крупногабаритными грузами (прокат металла, рельсы, трубы, лес и т. п.) козловые краны изготавливают с увеличенной колесной базой для обеспечения проноса груза из пролетной части на консоли (через опорную ногу крана). Пролет таких кранов достигает 25—32 м, а длина консолей — 9—12 м.

При грузоподъемности козловых кранов до 5 т в качестве ходовой тележки обычно используются типовые электрические тали (тельферы), перемещающиеся по ездовой монорельсовой балке крана.

Грузовые двухрельсовые тележки на козловых кранах изготовляются подвесными или опорными — на унифицированных кранах: 8Т40; 12.5Т40; 20/5Т25. В качестве таких тележек обычно применяют типовые грузовые тележки серийно выпускаемых мостовых кранов.

Современные козловые краны нередко выполняют самомонтирующимися, что позволяет осуществлять подъем полностью собранного пролетного строения в проектное его положение без применения монтажных кранов или специальных мачт и снижает тем самым трудоемкость и сроки монтажа крана.

Для упорядочения серийного выпуска козловых кранов ВНИИПТ маш разработал нормальный ряд базовых моделей таких кранов. На базе нормализованных козловых кранов могут быть изготовлены различные краны, отличающиеся пролетами или вылетами консолей, но имеющие одинаковые с соответствующей базовой моделью сечение пролетного строения, ходовые тележки и другие узлы.

Рис. 6. Кран двухконсольный козловой с опорной грузовой тележкой

Учитывая, что параметры козловых кранов целесообразно выбирать в соответствии со специфическими требованиями производства ПРТС -работ, представляется полезным хотя бы примерно представить ориентировочные технические данные кранов в зависимости от их назначения.

Мостовые перегружатели имеют грейферную тележку (иногда две), перемещающуюся по нижнему поясу мостового обычно двух—консольного строения, опирающегося на одну жесткую и вторую шарнирную опоры.

Мостовые перегружатели благодаря большому пролету (иногда свыше 100 м) находят применение для обслуживания крупных: складов руды и угля в металлургической и коксохимической промышленности, обеспечивая высокую производительность за счет большой емкости грейфера и высокой скорости движения грейферной тележки (до 4—6 м/с).

Однако применение мостовых перегружателей связано со значительными капитальными затратами не только на приобретение самого перегружателя, но также на устройство специальных подкрановых путей на бетонном основании.

Кабельные краны используют специальный стальной канат в качестве рельса для грузовой тележки, передвигающейся с помощью тягового каната, и применяются пролетом до 500 м. Грузоподъемность грузовой грейферной или крюковой тележки достигает 25 т, а для передвижных кранов обычно составляет 10 т.

Рис. 7. Кран-штабелер

Скорость подъема — от 0,5 до 1,5 м/с, а передвижения тележки — до 8 м/с.

По условиям обслуживания площади различаются кабельные краны с параллельными подкрановыми путями для обеих башен и с радиальным путем для одной башни при закрепленной неподвижно другой башне крана. Скорость передвижения башен колеблется от 5 до 25 м/мин.

Краны-штабелеры, широко применяемые на складах тарно-штучных грузов, делятся на мостовые (подвесного и опорного типа), стеллажные и специальные для длинномерных грузов.

Мостовые краны-штабелеры с вилочным захватом могут перемещать грузы, разнообразные по размерам и способу упаковки. При оборудовании их телескопическими колонками они могут быть использованы также для разгрузки и загрузки транспортных средств: электро- и автотележек, автомашин, железнодорожных платформ. Достоинством этих кранов является возможность непосредственной перегрузки с пола или с транспортных средств в штабеля или стеллажи без применения вспомогательных устройств. Недостатком является необходимость устройства для них широких проездов, величина которых определяется суммарным размером груза и колонны (или кабины).

Этого недостатка лишены стеллажные краны-штабелеры и ш-та-белеры для длинномерных грузов, оборудованные выдвижными телескопическими захватами.

Стеллажные краны отличаются большой простотой конструкции, удобством управления, большой высотой подъема (длина 25 м) и небольшой шириной прохода между стеллажами (1 м), обеспечивающими высокую степень использования площади и объема склада. В табл. 9 приведена их техническая характеристика. Для операций с прокатом черных и цветных металлов применяются мостовые краны-штабелеры с грузовым захватом увеличенной ширины с тремя и четырьмя вилами, однако более целесообразными являются краны стеллажного типа для длинномерных грузов грузоподъемностью 5 т с телескопическим захватом.

Мостовые краны-штабелеры для длинномерных грузов грузоподъемностью 3,2 и 5 т имеют мост опорного типа с увеличенным расстоянием между главными балками.

Краны-штабелеры для длинномерных грузов работают на складах совместно с мостовыми крюковыми кранами, которые производят загрузку и разгрузку транспортных средств и устанавливают пакеты с длинномерным грузом на устройства (обычно рольганги или специальные столы) для загрузки кранов-штабелеров.

Рис. 8. Стеллажный кран-штабелер

Наряду с различными кранами при ПРТС -работах все шире применяются разнообразные самоходные погрузочные машины напольного транспорта, которые можно разделить наследующие группы:
1) погрузчики универсальные грузоподъемностью до 3,2 т;
2) погрузчики специальные грузоподъемностью до 40 т;
3) погрузчики с выдвижным грузоподъемником (электрошта-белеры);
4) погрузчики с боковым выдвижным грузоподъемником;
5) портальные погрузчики.

Универсальные погрузчики с вилочным захватом для груза имеют сменные грузозахватные приспособления, которые значительно расширяют сферу применения этих погрузчиков. Малогабаритные погрузчики успешно используются в крытых железнодорожных вагонах, автофургонах и в стесненных условиях складов и цехов.

По конструкции ходовой части, определяющей маневренность погрузчика (минимальный радиус поворота), различаются трех-опорные и четырехопорные погрузчики.

Трехопорные погрузчики имеют управляемое заднее колесо и два передних неповоротных колеса. Четырехопорные погрузчики — два передних ведущих и два задних управляемых колеса.

Техническая характеристика универсальных погрузчиков новых конструкций приведена в табл. 11. Грузоподъемность, указанная в характеристике, предусматривает определенное расстояние центра тяжести груза до передних стенок вил (например, 500 мм у погрузчиков ЭП-0,5; ЭП-1 и АП-1), причем с увеличением этого расстояния рабочая грузоподъемность погрузчиков соответственно снижается.

Электропогрузчики способны преодолевать вместе с грузом подъем на угол 7°, а автопогрузчики — 10°.

Нагрузка на пол зависит от веса погрузчика с грузом и распределения веса на передние и задние оси колес погрузчика.

По нормам допускаемых нагрузок от погрузчиков на пол крытых вагонов масса, сосредоточенная на площади 10 X 10 см2, не должна превышать 2,2 т. В соответствии с этой нормой могут быть допущены к работе в крытых вагонах из универсальных погрузчиков по табл. 11 лишь погрузчики ЭП-0,5; ЭП-1 и АП-1, как создающие нагрузку от каждого из двух передних колес менее 2,2 т.

Специальные погрузчики большой грузоподъемности предназначаются в основном для эксплуатации на крупных металлургических заводах, но могут быть использованы для перегрузочных операций с такими тяжеловесными грузами, как крупнотоннажные контейнеры. В настоящее время проходят испытания погрузчики

фронтального типа грузоподъемностью 10, 20, 32 и 40 т. У специальных погрузчиков общий их вес с грузом достигает значительной величины, что требует повышенной прочности дорожного покрытия.

Сфера их применения расширяется путем установки на них сменных навесных приспособлений: вил, раздвижного хобота, безблочной стрелы с изменяющимся вылетом, прижима, кантующего устройства, клещевого захвата, сталкивателя.

Погрузчики с выдвижным грузоподъемником (электроштабе-леры) созданы для работы в узких проездах, в стесненных условиях цехов и складов, где затруднительно применение универсальных погрузчиков. Наличие у электроштабелеров выдвижного грузоподъемника позволяет увеличить их колесную базу и создать при грузоподъемности, одинаковой с универсальными погрузчиками, более компактные маневренные и меньшего веса машины при значительно меньшей сосредоточенной нагрузке на пол от колеса погрузчика. При перевозке груза центр тяжести погрузчика оказывается внутри опорного контура, что обеспечивает равномерное распределение нагрузки на колеса электроштабелера и хорошую остойчивость машины.

Электроштабелеры ЭШ-181 и ЭШ-283 (техническая характеристика представлена в табл. 13) имеют разную высоту подъема груза: 1,8; 2,8 и 4,5 м. Скорость их передвижения меньше скорости универсальных погрузчиков. Кроме того, водитель сидит на погрузчике боком к дороге, что позволяет ему следить за дорогой при движении вперед и назад. Электроштабелеры способны преодолевать с грузом уклоны пути под углом 5°. Аккумуляторная батарея обеспечивает бесперебойную работу погрузчика в течение целой смены.

Погрузчики с боковым выдвижным грузоподъемником предназначены для работ с длинномерными грузами (проката, труб, листовой стали, леса). Они позволяют перегружать и транспортировать длинномерные грузы в узких проходах, что невыполнимо при использовании обычных фронтальных погрузчиков.

Автопогрузчики грузоподъемностью 3,2; 5 и 10 т выполнены по конструкции Львовского государственного специального конструкторского бюро по автопогрузчикам ( ГСКБ ), а электропогрузчик грузоподъемностью 3,2 т —- по конструкции Калининградского НИИ вагоностроения.

Портальные погрузчики представляют собой видоизмененную конструкцию портальных автолесовозов, приспособленную для захвата, подъема, перевозки и перегрузки большегрузных пакетов длинномерных грузов, а в последнее время — большегрузных контейнеров.

Серийно выпускаемые в настоящее время авто- и электропогрузчики снабжаются комплектом сменных унифицированных грузозахватных приспособлений, номенклатура которых разработана ВНИИП ’Гмашем. Для использования их на погрузчиках старых конструкций каретки последних оборудуются унифицированными плитами, на которые навешивается то или иное приспособление.

В качестве грузозахватных приспособлений применяются вилочный захват, удлинители вил, сталкиватели каретки (поворотные в горизонтальной плоскости до 25—30°, в вертикальной плоскости до 270°, с перемещением вправо и влево на 75—200 мм), многоштыревой захват, грейферы, ковш, безблочная крановая стрела и т. д.

Кроме погрузчиков для механизации ПРТС -работ широко применяются самоходные аккумуляторные электротележки с подъемной платформой или вилами, управляемые с пола или с самой тележки, а также электротележки с неподвижной платформой, ис пользуемые лишь для транспортных операций.

Электротележки с подъемными вилами или платформой, управ ляемые с пола, предназначаются для операций с грузами, уло женными на поддоны или в контейнеры. Малые габариты и вы

сокая маневренность позволяют использовать их для подачи грузов непосредственно к рабочим местам в узких проездах на складах и в цехах.

Подъем вил (платформы) осуществляется двумя вертикально расположенными гидроцилиндрами плунжерного типа, питаемыми лопастным гидронасосом. Когда груз доставлен на место, водитель нажимает на кнопку «Спуск», открывается спускной клапан и вилы (платформа) опускаются в исходное положение.

Электротележки с подъемной платформой, управляемые с площадки тележки, применяются на складах и в цехах для операций с грузами, уложенными на специальные подставки (скиды) или в контейнеры (тару) на поддонах с ножками.

Электротележка ЭКП -750 имеет механический подъем платформы; электротележки ЭТМ и ЭТ-350 — гидравлический. Техническая характеристика последних приведена в табл. 16.

Электротележки с неподъемной платформой выпускаются грузоподъемностью 2 т (ЭК-2 и ЭК-2А) — с электродвигателем 1,5 кВт и грузоподъемностью 5 т (ЭТ-550) — с электродвигателем 5,5 кВт. Скорость перемещения груза достигает 9 км/ч. Широко применяются электротележки различной грузоподъемности болгарской Фирмы «Балканкар».

Рис. 9. Электротележка ЭКП -750:
1 — рама; 2 — платформа; 3 — ведущие колеса; 4 — задний мост; 5 — подножка водителя; 6 — педаль растормаживания; 7 рукоятка контроллера; 8 — рукоятка рулевого управления; 9 — упор для рукоятки контроллера

Рис. 10. Аккумуляторный тягач АТБ -250:
1 — рама; 2 — съемная кабина; 3 — передний щит; 4 — сиденье; 5 — рулевое управление; 6 — сцепное устройство

Электротележки могут доставлять груз на своей платформе, а также буксировать одну-две прицепных тележки. Для буксировки большего количества тележек целесообразно использовать специальные электротягачи, имеющие большой сцепной вес и большее, чем у электротележек, тяговое усилие. Электротягачи можно эксплуатировать также внутри складов и цехов для доставки грузов непосредственно к рабочим местам.

Высокой маневренностью отличается малогабаритный аккумуляторный тягач ЭТ-250 «Рига», сцепка на котором осуществляется вручную с помощью шкворня.

Более мощный аккумуляторный тягач АТБ -250 предназначен для транспортирования прицепов общей массой до 7 т (при коэффициенте сопротивления движению 0,035). Тягач оборудован автосцепкой. Чтобы освободить тягач от прицепных тележек, водитель нажимает на рычаг, в результате чего дышло прицепа освобождается от крюка и тягач отводится от прицепа.

Аккумуляторный тягач ТА-1М представляет собой самоходную машину на четырех (как и АТБ -250) колесах с автосцепкой. Тягач имеет съемную кабину на два человека и площадку для перевозки груза, огражденную перилами. Кроме перемещения прицепов тягач может передвигать на небольшие расстояния грузы и единичные железнодорожные вагоны путем толкания их как передней, так и задней частью корпуса.

Классификация погрузочно-разгрузочных машин

Классификация погрузочно-разгрузочных машин

Погрузочно-разгрузочные машины подразделяются сразу по нескольким параметрам. Это и режим работы; и ходовое оборудование; и вид перегружаемого груза. А также – по направлению перемещения груза; по степени универсальности. По режиму работы погрузочно-разгрузочные машины делятся на две основные группы: машины циклического действия, либо непрерывного действия.

Содержание

Машины циклического или непрерывного действия

Машины циклического (или периодического) действия выполняют комплекс операций, при которых погрузочно-разгрузочные работы производятся по какому-то определённому циклу. При этом рабочее оборудование действует периодически.

К машинам циклического действия принадлежат:

  • автомобильные краны,
  • авто- и электропогрузчики,
  • одноковшовые погрузчики,
  • лебёдки,
  • тель­феры,
  • механические лопаты,
  • автомобилеразгрузчики.

Машины циклического или непрерывного действия

Машины непрерывного действия отличаются от машин циклического действия тем, что перемещение грузов производится непрерывным потоком, и по установленному направлению. К таким машинам относятся:

  • конвейеры,
  • многоковшовые погрузчики.

Машины периодического (циклического) действия перемещают груз отдельными порциями через определённый интервал времени. Такие машины или их рабочие органы после каждого захвата и перемещения возвращаются в исходное положение в порожнем состоянии или загруженные другой порцией груза, завершая рабочий цикл (краны, погрузчики, механические тележки и т.д.)

Машины непрерывного действия перемещают грузы непрерывным потоком, без остановок для захвата и освобождения груза (конвейеры, элеваторы, установки гидравлического и пневматического транспорта и т.д.)

Машины циклического или непрерывного действия-01

Машины периодического действия, служащие для перемещения груза по вертикали или под большим углом наклона к горизонту, называют грузоподъёмными (это краны, подъемники, лифты, домкраты и тому подобное).

Машины, которые перемещаются по полу, грунту или дорожному покрытию, называются машинами напольного транспорта (электропогрузчики, автопогрузчики, электротележки).

Есть ещё и машины комбинированного действия. Они включают в себя механизмы сразу обеих двух групп (грейферно-конвейерные перегружатели, вагоноопрокидыватели, снабженные конвейерами для транспортирования выгруженных из вагонов грузов).

Стационарные или передвижные

В зависимости от наличия ходового оборудования, все погрузочно-разгрузочные машины делят на две группы:

  • стационарные;
  • передвижные.

К стационарным относятся такие машины, которые не имеют устройств для передвижения (например, стационарные автомобилеразгрузчики, бункеры). Они установлены на объекте в постоянном режиме, и используются при устойчивом объёме работ.

Машины передвижные, в отличие от стационарных, оборудованы устройством для передвижения или собственным ходовым оборудованием, поэтому могут перемещаться за счёт собственного источника энергии.

Погрузочно-разгрузочные машины по типу ходовой части подразделяются на:

  • колёсного хода;
  • гусеничного хода;
  • рельсового хода.

Стационарные или передвижные

Некоторые из них отличаются высокой мобильностью (автокран, автопогрузчик), в связи с чем они могут применяться для обслуживания различных объектов в течение смены. Некоторые передвижные машины (мостовые, козловые, башенные и другие краны) можно отнести к категории машин с огра­ниченной зоной перемещения, определяемой, к примеру, длиной подкрановых путей.

Погрузочно-разгрузочные машины предназначены для погрузки в транспортные средства штучных грузов и сыпучих материалов, для разгрузки их с транспортных средств, а также для перемещения по строительной площадке на расстояние до 150-ти метров и подачи к месту производства работ различных материалов, строительных деталей и оборудования.

Классификация по видам грузов

В зависимости от вида перегружаемых грузов, все машины подразделяются на следующие группы:

  • для штучных грузов (автокраны, автопогрузчики, тель­феры);
  • для навалочных грузов (экскаваторы, погрузчики);
  • для порошкообразных грузов (пневмоперегружатели);
  • для зерновых грузов (зернопогрузчики).

Классификация по видам грузов

Кроме того, некоторые машины являются универсальными, то есть, они могут быть использованы для работы с различными грузами: как со штучными, так и с навалочными (автопогрузчики и автокраны). Для обеспечения чего на таких машинах применяются сменные грузозахватные устройства (вилы, ковш, грейфер, стрела и тому подобное).

По направлению перемещения груза

По направлению (или траектории) перемещения грузов погрузочно-разгрузочные машины и устройства разделяют на четыре группы:

  • для перемещения горизонтального или немного наклонного (например, механические лопаты, конвейеры, механические тележки, лебёдки);
  • для перемещения наклонного (это зернопогрузчики, транспортеры, многоковшовые погрузчики);
  • для перемещения вертикального или близкой к ней наклон­ной плоскости (бункеры, нории, штабелеукладчики, лифты, подъёмники, элеваторы);
  • для перемещения комбинированного, по любой траектории в пространстве (к примеру, краны, авто- и электропогрузчики).

По типу силовой установки

По типу силовой установки – подразделение идёт на машины с электрическим приводом, работающим от сети электроснабжения или аккумуляторов, и машины с приводом внутреннего сгорания;

И по типу передачи — на машины с механической, гидравлической или с электрической передачей.

По степени универсальности

По степени универсальности погрузочно-разгрузочные машины и устройства можно подразделить на:

  • универсальные (которые имеют несколько видов сменного рабочего оборудования и могут быть использованы для работы с разнообразными грузами), и
  • специальные, предназначенные для работы с грузами какой-либо одной определённой категории (к примеру, это свеклопогрузчики, зернопогрузчики).

Таким образом, специальные машины и устройства предназначены для погрузки и выгрузки только определенных грузов, а универсальные – для переработки разнообразных штучных и массовых грузов, что, разумеется, значительно расширяет сферу их применения.

По степени универсальности

На транспортно-складских комплексах (в грузовых районах) станций погрузочно-разгрузочные машины разделяют также по группам перерабатываемых грузов или по характеру выполняемых операций. Так, различают машины для погрузки / выгрузки контейнеров (например, контейнерные краны), штучных, сыпучих, длинномерных и других грузов.

К вспомогательным средствам комплексной механизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ относятся бункеры, силосы, повышенные пути, эстакады, рыхлители смерзшихся грузов, устройства для зачистки вагонов и тому подобное.

Простейшие механизмы и устройства

Для облегчения ручного труда, ускорения операций при погрузке и выгрузке и улучшения условий техники безопасности на погрузочно-разгрузочных работах применяются средства малой механизации и различные простейшие приспособления (ломы, домкраты, подъемники, тележки, телеги, сходни, трапы и др.), а также различный инвентарь и инструмент (ломы, молотки, кувалды, лестницы, цепи, тросы и др.).

Для перекрытия пространства между дверным проемом вагона и полом рампы склада применяют соединительные переходные мостки. Изготавливают их из рифлёных листов стали. Когда уровни пола вагона и рампы склада совпадают, мостки укладываются горизонтально, а при разных уровнях – наклонным образом.

Сходни или трапы используют, когда пол склада расположен на уровне головки рельса и ниже, а также при укладке грузов в штабеля высотой свыше двух метров.

Простейшие механизмы и устройства

Для подъёма тяжёлых грузов на небольшую высоту служат домкраты. Наибольшее распространение получили реечные домкраты грузоподъёмностью от 1 до 12 тонн, с высотой подъёма груза в 350–450 мм, а также винтовые домкраты грузоподъёмностью до двадцати тонн и высотой подъёма груза в 240–370 мм.

Роликовые слеги предназначены для погрузки, выгрузки и перемещения штучных грузов с жесткой и ровной нижней поверхностью. Слеги представляют собой легкий роликовый конвейер. По слегам, уложенным горизонтально, можно перемещать груз массой до трёх тонн, причем он должен одновременно опираться не менее чем на три ролика. Для наклонного перемещения грузов сверху вниз с использованием их силы тяжести применяются спускные лотки, самотечные трубы, роликовые конвейеры, винтовые спуски и тому подобное.

Классификация погрузчиков

Погрузчиком называется самоходная машина, оборудованная устройством для захвата, перемещения, погрузки в транспортные средства или выгрузки из него и укладки грузов в штабеля.

Грузоподъёмное устройство с подъёмной кареткой позволяет укладывать грузы в высокие штабеля или выполнять грузовые операции при разном уровне пола складов и транспортных средств.

В зависимости от конструкции основного рабочего органа, все погрузчики подразделяются на следующие виды:

  • вилочные: основным захватным рабочим органом являются вилы, с помощью которых захватываются и перемещаются штучные грузы, а ковши, грейферы и другие захватные приспособления являются сменным дополнительным оборудованием;
  • ковшовые – основным рабочим оборудованием является ковш для перегрузки и перемещения сыпучих и кусковых грузов.

В зависимости от источника энергии питания привода погрузчики разделяются на:

Классификация погрузчиков

  • автопогрузчики: привод у автопогрузчиков осуществляется от двигателя внутреннего сгорания (карбюраторного или дизельного);
  • электропогрузчики: привод у автопогрузчиков осуществляется от электродвигателя, питающегося от аккумуляторных батарей.

Вилочные электро- и автопогрузчики подразделяются на погрузчики

По грузоподъёмности погрузчики можно условно разделить на три основные группы:

  • легкие, они же — малогабаритные (от 0,5 до 2 тонн) – их используют в основном для перегрузки тарно-штучных грузов, пакетов на поддонах внутри складов и в кузовах транспортных средств (крытых вагонах, автофургонах и т.п.);
  • средние (от 2 до 4 тонн);
  • тяжёлые (от 4 до 10 тонн);
  • специальные (до 25-ти тонн).

Электропогрузчики

Для погрузки в вагоны, контейнеры и на автомобили, для выгрузки из них и складирования различных тарно-штучных грузов и транспортных пакетов применяются, главным образом, малогабаритные универсальные электропогрузчики общего назначения.

Малогабаритные электропогрузчики изготавливаются:

  • трёхопорными, когда ходовая часть состоит из трёх колес – при такой схеме чаще заднее колесо является ведущим и одновременно управляемым; реже ведущими делаются передние колёса, а задние – управляемыми;
  • четырёхопорными, когда ходовая часть опирается на грунт в четырёх точках.

Электропогрузчики

На шасси закреплены передний ведущий мост, оба ходовых колеса, которые получают вращение от электродвигателя. Задний управляемый мост управляется водителем погрузчика, при помощи рулевого управления. Подъём, опускание и наклон груза производят грузоподъёмником, шарнирно закреплённым на шасси в передней части погрузчика.

Наклон грузоподъёмника вперёд и назад осуществляется при помощи гидроцилиндра. Вертикально-подвижная каретка грузоподъёмника оснащена закреплённым на ней грузозахватным приспособлением. К примеру, вилами.

В задней части погрузчика размещена аккумуляторная батарея, которая служит противовесом. Погрузчик оборудован ножным тормозом с приводом от педали. На крышке аккумуляторной батареи установлено сидение водителя.

Автопогрузчики

Автопогрузчики применяются для работы на открытых платформах и площадках с твёрдым и ровным покрытием.

По назначению они делятся на:

  • малогабаритные – для эксплуатации на открытых площадках и в складах с хорошим твёрдым покрытием;
  • улучшенной проходимости – для эксплуатации на открытых площадках с переходными и плохими покрытиями;
  • повышенной проходимости – для эксплуатации на грунтовых неподготовленных площадках.

Универсальные автопогрузчики выполнены из тех же по своему назначению узлов, что и электропогрузчики. Отличаются от последних типом силовой установки и техническими параметрами.

Автопогрузчики имеют общую конструктивную схему, включающую в себя: шасси на пневмоколёсном ходу с ведущим и управляемым мостами; трансмиссию, гидропривод наклона, топливный бак, двигатель внутреннего сгорания, грузоподъёмник и кабину управления.

Автопогрузчики снабжены набором сменных грузозахватных приспособлений, могут также выполнять различные грузовые операции со штучными, насыпными, кусковыми, лесными и другими грузами.

Для захвата грузов, имеющих отверстия (барабаны, бухты проволоки, шины, рулоны листового металла, керамические трубы), вилы заменяют штыревым захватом.

Автопогрузчики

Универсальный зажим для круглых грузов (рулонов бумаги, картона, барабанов) с неподвижной нижней и подвижной верхними лапами позволяет захватывать и штабелировать цилиндрические грузы.

При крановой переработке штучных грузов применяют безблочную стрелу, на консольной части которой располагается крюк постоянного или переменного вылета. Стрелу обычно применяют в тех случаях, когда нельзя подвести под груз вилы.

Клещевой захват применяется при укладке автопогрузчиком в штабель проката, досок, бревен и других длинномерных грузов. Захват имеет верхнюю лапу, которая прижимает груз при перемещении, и нижнюю для захвата груза.

Для переработки угля, песка, гравия и других сыпучих грузов применяются ковши. Зачёрпывание груза происходит внедрением ковша в сыпучие грузы напорным действием погрузчика, а опорожнение – поворотом ковша при помощи гидравлического цилиндра двустороннего действия.

Вилочные погрузчики специального назначения используются для работы с грузами определенной категории или в особых, обычно стесненных, условиях. По устройству штабелеры близки к обычным электропогрузчикам и отличаются от них компактностью, большей высотой подъема, возможностью поворота и поперечного перемещения вил. Их используют в закрытых складах.

Ковшовые погрузчики

Ковшовыми погрузчиками называются самоходные погрузочно-раз­грузочные машины с основным рабочим органом в виде установленного на конце подъемной стрелы ковша.

Ковшовые погрузчики

Применяют ковшовые погрузчики для погрузки в транспортные средства насыпных и кусковых материалов. Основной тип погрузчиков составляют снабженные навесным рабочим оборудованием тракторы и тягачи на гусеничном или пневмоколесном ходу. Ковшовые погрузчики могут оснащаться другими видами сменных грузозахватных приспособлений: вилочными захватами, безблочной крановой стрелой, челюстными захватами для лесоматериалов.

Источником энергии на ковшовых погрузчиках служит двигатель внутреннего сгорания, преимущественно дизельного типа.

В зависимости от способа наполнения ковша погрузчики разделяются на погрузчики напорного и черпающего действия. По способу разгрузки ковша они классифицируются: с боковой разгрузкой (поворотом или опрокидыванием ковша на сторону); передней разгрузкой; задней разгрузкой (с перекатыванием ковша на выгрузку по направляющим или с подъемом ковша над машиной); с комбинированной разгрузкой как со стороны зачерпывания материала, так и сзади погрузчика.

Главный и основные параметры

Погрузочно-разгрузочные машины характеризуются большим количеством параметров: грузоподъёмность, масса, габариты, мощность силовой установки, скорость движения рабочего органа и т.д.

При этом каждая машина имеет один или несколько параметров, которые являются основными, поскольку от них во многом зависит главный технико-эксплуатационный показатель работы машины – её производительность. Параметр, в наибольшей степени определяющий производительность машины, является главным.

Главным параметром у погрузочно-разгрузочной машины циклического действия является грузоподъёмность, то есть наибольшая масса груза, которая может быть поднята машиной при сохранении необходимого запаса устойчивости. Такие машины характеризуются также скоростью подъёма и опускания груза, горизонтального перемещения рабочего органа и всей машины с грузом и без груза, поскольку эти параметры в значительной степени определяют продолжительность цикла машины.

Главный и основные параметры

У погрузочно-разгрузочных машин с рабочим органом, выполненным в виде поворотной консоли (стреловые и башенные краны, некоторые одноковшовые погрузчики, экскаваторы) грузоподъёмность зависит от вылета стрелы или крюка и высоты подъёма, поскольку линия действия веса груза вынесена за базу машины.

У погрузочно-разгрузочных машин с ковшовым рабочим органом грузоподъёмность во многом определяется ёмкостью ковша, поэтому она и является их главным параметром.

У рабочим органом непрерывного действия главными параметрами являются размеры грузонесущего органа (у скребковых конвейеров – размеры скребков; у ковшовых конвейеров – объём и количество ковшей; у шнеков – его диаметр) и скорость его передвижения.

При выборе, какую погрузочно-разгрузочную машину приобрести для работы в конкретных условиях рассматривают, прежде всего, их важнейший технико-эксплуатационный показатель – производительность, под которой понимается объём работы, выполненный машиной за определённую единицу времени.

Погрузочно-разгрузочные машины — классификация

Устройства погрузочно разгрузочных работ

Потребность погрузочно разгрузочные машины и устройства выделить в отдельную группу из большого класса подъемно-транспортных механизмов с более широкой сферой применения, вызвана явной специфичностью сегмента погрузочно-разгрузочной техники, ее особенностями и появлением в нем целого ряда оборудования узкого назначения.

Погрузо разгрузочные машины

Классификация машин, механизмов, устройств и разного оборудования, применяемого для облегчения погрузочно-разгрузочных мероприятий, насчитывает множество десятков видов машин разного назначения.

Актуальная классификация разгрузочных машин

Обширная номенклатура погрузочно разгрузочных механизмов и устройств обусловлена их многообразными различиями по особенностям назначения, перемещения и разновидностям перерабатываемых грузов, видам грузо-захватного и транспортирующего органов, ходового устройства, привода механизмов, силовой установки и разными другими признаками.

Погрузо разгрузочные устройства

По назначению погрузо разгрузочные устройства, механизмы, машины разделяют на 2 большие группы:

  1. общего назначения: для переработки разных видов грузов например, к ним относятся — универсальные авто и электропогрузчики;
  2. специальные погрузочно разгрузочные устройства приспособлены для выполнения только одной операции (например, вагоноопрокидыватели) или переработки специфического вида груза (например, пневматические установки для переработки цемента).

Дальше погрузо разгрузочные машины классифицируют по ряду эксплуатационных качеств. Давайте рассмотрим основные типы классификаций, которые применимы к современной технике.

Погрузочно разгрузочные устройства

По степени подвижности можно выделить следующие типы механизмов и машин:

  • стационарные;
  • полустационарные (переносные);
  • прицепные передвижные;
  • самоходные.

В качестве силовых установок на машинах устанавливают электродвигатели, дизельные и карбюраторные ДВС. В зависимости от вида силовой передачи различают оборудование с механическим, электромеханическим, гидро- и пневмоприводами, а от типа ходового устройства — на авто-, гусеничном, пневмоколесном и железнодорожном ходу.

Погрузочное устройство

Погурозчно разгрузочные приспособления

Погрузочно разгрузочные приспособления по направлению перемещения груза подразделяют на:

  • вертикальные;
  • горизонтальные;
  • наклонные;
  • комбинированные.

По характеру перемещения груза разделяют погрузочно разгрузочные устройства на непрерывного действия и периодического. Погрузочно разгрузочные машины и механизмы непрерывного действия груз перемещают равномерно, фактически непрерывным потоком: рабочий орган не останавливается для захвата груза и его освобождения. К таким механизмам относятся конвейеры, многоковшовые погрузчики, элеваторы, установки пневмо- и гидротранспорта.

Погрузо разгрузочные машины

Погрузочные механизмы периодического действия груз перемещают порциями. Цикл работы такого оборудования состоит из регулярно повторяющихся в какой-то последовательности операций: захвата, перемещения груза к месту выгрузки, его освобождения, возвращения рабочего органа обратно к месту захвата для работы с очередной порцией груза. Оборудование циклического действия — это всех типов краны, вилочные погрузчики, одноковшовые погрузчики, электроштабелеры и пр.

Погрузочно разгрузочные машины и механизмы

В зависимости от вида груза, с которым работает данное оборудование выделяются:

  • для сыпучих грузов;
  • штучных (в упаковке и таре);
  • навалочных (строительных, сх);
  • наливных (жидких);
  • для крупногабаритов и длинномеров.

Классификация по эксплуатационным признакам

Давайте немного расширим узкие классификационные понятия. По важнейшим эксплуатационным признакам устройства для механизации работ разделяются на следующие группы.

Погрузочно разгрузочные механизмы и устройства

Краны с грузозахватными устройствами для работы с грузами штучными и насыпными разделяются:

  • на стационарные (козловые, мостовые, портальные, штабелеры);
  • передвижные (авто, пневмоколесные, гусеничные, жд, на спецшасси автомобильного типа, бортовые манипуляторы).

Погрузчики самоходные периодического действия разделяются:

  • на напольный транспорт (авто- и электропогрузчики, электротележки);
  • одноковшовые погрузчики.

Конвейерные погрузчики непрерывного действия применяются для обеспечения погрузки в ТС насыпных и тарно-штучных (например, мешкопогрузочные) грузов. Рабочими органами в таких механизмах являются конвейеры (ковшовые, ленточные, скребковые), также непрерывные питатели: конвейерно-скребковые, шнековые, роторно-ковшовые и пр. Также выпускаются самоходные погрузчики на гусеничном и пневмоколесном ходу и стационарные (с заданным ограниченным рабочим радиусом).

Разгрузочное устройство

Вагоноразгрузочные машины использующиеся для выгрузки насыпных, порошковых, мелкокусковых грузов бывают:

  • зачерпывающего действия: рабочие органы черпают груз, перемещая его за пределы вагона самостоятельно или с помощью транспортирующих дополнительных механизмов;
  • вагоноопрокидыватели, которые выгружают груз благодаря действию на вагон силы тяжести;
  • инерционные: вагону сообщаются колебательные движения, из-за которых происходит его разгрузка под действием сил инерции;
  • пневморазгрузчики — распространенные устройства для выгрузки из вагона порошковых грузов по трубопроводу благодаря направленному действию струи сжатого воздуха;
  • гидроразгрузчики, которые чаще используют для выгрузки песка, овощей и других грузов под действием водяной струи, которая подается в вагон водобойной установкой.

Также есть вспомогательные разгрузочные устройства, которые самостоятельного применения не имеют, но используются вместе с другими устройствами для погрузочно разгрузочных работ: это силосы, бункеры, рыхлители, грузозахватные устройства, средства пакетирования и пр.

Например, при перевозке грузов через разные климатические зоны груз может слежаться и смерзнуться. Для восстановления его сыпучести с целью выгрузки и последующей очистки жд вагонов применяются бурорыхлительные, виброрыхлительные, виброударные машины, состоящие из портала и подведенного к нему рабочего органа. Груз разрыхливается и выгружается через люки. Ускорению выгрузки способствует дополнительное оборудование: накладные вибраторы, разрыхляющие груз. При необходимости применяются также специальные вибраторы для очистки жд вагонов от примерзших к гулам остатков сыпучих грузов.

Погрузочные средства

Технические параметры

Технические характеристики погрузочно разгрузочных механизмов определяются совокупностью параметров машин. Параметры машин можно условно разделить на 4 группы:

  • геометрические параметры;
  • кинематические (скоростные);
  • грузовые характеристики;
  • производительность.

Геометрические

Геометрические параметры механизмов и машин определяют свойственные им размерные характеристики. Это может быть: база,, вылет, пролет, задний габарит, вылет консоли, колея, высота подъема и пр. Например, для кранов стрелового типа основным линейным параметром считается вылет стрелы.

Кинематические

К кинематическим параметрам относятся скорости движения по отдельности рабочих органов. Это может быть:

  1. Скорость подъема груза — вертикального перемещения в обычном режиме движения техники.
  2. Скорость изменения вылета — под ней понимается средняя скорость перемещения по горизонтали рабочего груза в обычном режиме движения техники.
  3. Время изменения вылета — период времени, который необходим для изменения вылета от наименьшего до наибольшего.
  4. Скорость передвижения — скорость движения крана в обычном режиме движения по горизонтальному пути с грузом, когда скорость ветра не превышает 3 м/с.
  5. Частота вращения — под ней понимается угловая скорость вращения у крана поворотной его части в стандартном режиме движения при max вылете с грузом на горизонтальной площадке.

Грузовые

Для стреловых кранов важным параметром является грузовой, отражающий зависимость грузоподъемности от параметра вылета стрелы. Грузоподъемность по расчетам обратно пропорциональна параметру вылету. Также грузовыми параметрами являются грузоподъемность и вес погрузочного устройства. Грузоподъемностью является допустимая масса груза в стандартных условиях эксплуатации. Весом машины считается ее общий вес в полной комплектации с заправленным баком.

К другим параметрам, которые еще точнее характеризуют технические и технологические возможности оборудования, относят массу и мощность силовой установки, ее производительность и пр.

Производительность

Производительность погрузо разгрузочного механизма — это параметр определяющий сколько груза машина перерабатывает за единицу времени. Есть параметры производительности:

  • расчетная или теоретическая — количество груза которое перерабатывает машина за час работы при полной (максимальной) загрузке;
  • техническая — количество груза, которое перерабатывает машина за час работы с фактической загрузкой и использованием коэффициента грузоподъемности;
  • рабочая или эксплуатационная — количество груза, которое перерабатывает машина за определенную единицу времени (час, сутки и пр.) при фактической загрузке.

Как выбрать погрузочные средства

При выборе машин для проведения погрузки или разгрузки в первую очередь учитывают вид транспорта, которым будет осуществляться доставка грузов. К важнейшим технологическим операциям при погрузке относятся: захват груза из ТС или штабеля, его перемещение и подача к месту переработки или разгрузка в ТС, на площадки и пр.

Погрузочно разгрузочные механизмы

Выбор оборудования для проведения погрузочно-разгрузочных работ осуществляют в 2 этапа:

  1. Первоначально устанавливают техническую возможность использования оборудования соответствующего типа.
  2. Затем выполняют расчеты и определяют экономическую целесообразность использования того или иного оборудования или устройства механизации.

Погрузочно-разгрузочное оборудование должно обеспечить эффективную погрузку материалов и их перемещение по площадке, по складу или вне их. Механизмы должны быть надежными и безопасными. Кроме этого, техника на площадке должна быть взаимно увязана по производительности, виду подвижного состава, чтобы обеспечивать комплексную механизацию процесса. Также играет роль снижение трудоемкости работ и их себестоимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *