Комбайн колос ск 6
Перейти к содержимому

Комбайн колос ск 6

  • автор:

Зерноуборочный комбайн СК 6 Колос

Зерноуборочный комбайн СК 6 Колос

Данный зерноуборочный комбайн СК 6 Колос был произведён в советское время Таганрогским комбайновым заводом. Имеет большую производительность благодаря использованию увеличенной по ширине молотилкой и большей энергонасыщенностью. Также техника отличается уникальной компоновочной схемой, а именно, кабиной механизатора, расположенной по центру молотилки и словно врезанной в зерновой бункер (отсеки бункера расположены с обеих сторон кабины).

Состав молотильного аппарата комбайна СК-6 Колос:

— два молотильных аппарата;

Использование двухбарабанного молотильно-сепарирующего устройства без проблем даёт возможность увеличить долю площади с тонкослойной сепарацией вороха.

Комбайн СК-6 «Колос» – один из конкурентов «Нивы»

Комбайн СК-6 «Колос» – один из конкурентов «Нивы»

Зерноуборочный комбайн «Колос» был разработан под руководством изобретателя, конструктора К. И, Изаксона и выпускался в Таганроге в 1973-1979 годах, а модификация СК-6-II производилась вплоть до 1984-го. Сельскохозяйственная машина имела две технологические особенности: двухсекционный бункер и широкую полутораметровую молотилку. В 1985-м запустили в производство модель СК-6А, где стоял один барабан, но она «не пошла» и вскоре была снята с производства.

Характеристики, модификации, эксплуатация

Для уборки риса использовалась версия СКПР-6, а также СКГ-6 и СКГД-6. Эти модели предназначались для использования в районах с переувлажненной почвой и оснащались гусеницами. Серия комбайнов данного типа отправлялась на экспорт в Камбоджу, Вьетнам, Ирак, Монголию, Сирию, Китай и некоторые другие страны.

Модификация СК-6 на гусеничном ходу. Фото: YouTube.com

Популярности машины способствовала возможность ее быстрого переоснащения под выполнение различных работ. Комбайн не являлся полностью уникальным: мосты и некоторые другие узлы использовались от более распространенной «Нивы». Основные технические данные «Колоса»:

  • ? длина, ширина, высота – 1,049х0,53х4 м
  • ? вес – 9,455 т
  • ? мощность дизельного 6-цилиндрового двигателя СМД-64 – 150 л. с.
  • ? обороты коленчатого вала – до 1900 в минуту
  • ? скорость – 18,7 км/ч при транспортировке и 7,4 км/ч на уборке урожая
  • ? минимальная высота среза колосьев (при переустановке башмаков) – 50 мм
  • ? захват жатки – от 3,2 до 7 метров
  • ? объем бункеров – 3 кубометра
  • ? топливный бак рассчитан на 190 л горючего (расход в час – 27,5 л)

Пуск мотора осуществлялся из кабины комбайнера посредством кнопки. Однако данная система часто выходила из строя и дизель запускали «по старинке» – дергая за веревку, намотанную на вал бензинового «пускача» П-350. За один час работы «Колос» способен собрать до 8,5 тонн зерновых. Для сравнения: более популярная в хозяйствах «Нива» за такое же время «добывала» с полей только 3,6 т.

Два конкурента в поле: по некоторым параметрам «Нива» уступала «Колосу» и наоборот. Фото: YouTube.com

Как комбайн собирает урожай

Деревянные планки на вращающемся мотовиле наклоняют стебли растений, которые подпадают под режущий аппарат (сегменты с серповидной заточкой). Затем ворох колосьев с помощью шнека закидывается на транспортер и продвигается к битеру – четырехлопастному барабану. Он своими билам ударяет по житу, выбивая зерна. Последние сползают к шнеку и перемещаются в бункер. Если какие-то колоски остались невымолоченными, они снова попадают на барабан. Пустые стебли отправляются в копнитель, откуда выбрасываются в поле при нажатии на специальную педаль, находящуюся под ногами оператора.

Сборка «Колосов» на заводе. Фото: YouTube.com

Кабина комбайнера

Отличалась некоторым комфортом. В частности, на окнах стояли жалюзи, защищающие от солнца, кабина комплектовалась вентилятором, имелся даже отопитель, который включали при работе в холодные вечера. Стоит напомнить: например, гречиху убирали поздней осенью, когда по ночам бывали и заморозки. Так что в такое время обогрев был весьма кстати. Операторское «помещение» даже оборудовалось шумоизоляционными материалами. Органы управления и приборы в эргономичном плане размещены удобно. Продумана система сигнализации в виде звуковых и световых индикаторов, сообщающих, например, о наличии зерна в бункерах, неисправностях механизмов.

Комфортную по тем временам кабину в наше время хозяин дополнил рулем от легковушки. Фото: YouTube.com

Широко использовались осветительные приборы. Две фары ФГ-305 стояли впереди, пара ФГ-304 – сзади. Плюс, стоп-сигналы и «поворотники». Кроме того, имелась подсветка в шнеках, бункерах, копнителе и иных важных механизмах, системах. Считается, что эксплуатационный ресурс СК-6 составляет 50-60 лет: и это не сказка! Комбайн получился достаточно надежным – некоторые экземпляры работают и по сей день. Технику предлагают по цене от 250 тыс. руб. (в основном это второе поколение – СК-6-II).

«Колос» собирает урожай в 2017 году. Фото: YouTube.com

Однако широкого распространения машина, по крайней мере в Средней полосе РФ, не получила. Автор этих строк сам был свидетелем, как в начале 80-х прибывавшие в хозяйство новенькие «Колосы» не использовались, а потихоньку разбирались на запчасти. Благо, многие из них подходили к «Ниве». Так чем же не понравилась эта сельхозмашина механизаторам?

Отзывы комбайнеров

Первое, что бросалось в глаза при виде «Колоса» – высоко поднятая кабина с жалюзи, расположенная между парой бункеров. Такое размещение в эстетическом плане удачно, но в практическом оказалось неправильным:

  • ✅ боковой обзор был очень плохим: мешали бункеры, даже несмотря на то, что кабина находилась высоко
  • ✅ не видно, что делалось за «кормой» комбайна – движение задним ходом затруднительно: приходилось посылать помощника или самому вылезать, чтобы не въехать куда-нибудь (На «Ниве» для обзора достаточно просто открыть дверь)
  • ✅ для технического обслуживания СК-6 и его эффективного использования на полях (особенно гусеничных моделей) требовались специальные навыки, приобрести которые можно было лишь через опыт работы на машине

Был и еще один серьезный минус, заключавшийся в затрудненном обслуживании двигателя, т. к. вокруг мало места. В то время, как на «Ниве» дизель обслуживать было удобнее. К тому же сам мотор для «Колоса» с полутораметровой молотилкой явно слабоват. Ходовые качества тоже не получили высокой оценки: комбайн уверенно чувствовал себя лишь на ровном месте. Как только покруче спуск или подъем, не говоря уж о совсем пересеченной местности, машина давала «сбой». Требовалось обладать особыми навыками, чтобы собирать урожай по косогорам.

Двигатель для СК-6 явно был выбран слабоватым. Фото: YouTube.com

О других конструктивных недостатках

Помимо неудачного расположения кабины, комбайн имел два молотильных барабана. Т. е. количество деталей и узлов соответственно увеличивалось в 2 раза. Это усложняло эксплуатацию и ремонт. В кабине машины летом стояла жара: сзади механизатора горячий дизель, по бокам – бункеры с зерном. Вентиляторы, конечно, помогали, но плохо. Приходилось постоянно смотреть, чтобы рядом с выхлопной трубой не скапливалась солома и подсохшая трава, которые могут вызвать пожар. Еще один минус заключался в плохом функционировании систем машины в случае высокой влажности на полях. Барабаны просто намертво забивались мокрыми колосьями: за рабочий день приходилось заниматься очисткой раз 15-20, пролезая под комбайн и открывая кучу лючков.

Парадокс, но неприятная ситуация складывалась и в случае обильного урожая. Если он превышала 40 центнеров с гектара, комбайн попросту не справлялся с ним из-за своей маломощности и барабаны тоже забивались.

Все дело было в конструкции зерновых элеваторов, которые изготавливались в виде шнеков. Умельцы заменяли их на скребково-цепные транспортеры (такие устанавливались на «Сибиряк» и «Ниву»): тогда дело шло более успешно. Правда, впоследствии эту недоработку учли и на «Колос» устанавливали обычные элеваторы.

Задний обзор закрывал дизель. Фото: YouTube.com

Выводы

Есть и положительные отзывы. В основном они связаны с надежностью машины и доступностью запчастей, которые обходятся сравнительно недорого. Главное достоинство комбайна – высокая производительность. В умелых руках машина за единицу времени способна собрать большее количество зерна, чем «Нива». Если учитывать при этом экономное расходование «Колосом» горючего по сравнению с СК-5, получается серьезная экономия на топливе и сроках. Ведь урожай необходимо убрать как можно скорее – погода ждать не будет.

Комбайн СК-6 «Колос»: технические характеристики

Комбайн Колос СК-6: технические характеристики

СК-6 «Колос» – советский зерноуборочный комбайн, который в течение одиннадцати лет (с 1973 по 1984 гг.) выпускался на Таганрогском комбайновом заводе в Ростовской области. Этот комбайн был во многом унифицирован с самой массовой моделью зерноуборочного комбайна в СССР – СК-5 «Нива», однако имел ряд важных особенностей. Главная из них – двухсекционный зерновой бункер, размещённый по обе стороны от кабины, находящейся по центру молотилки. Также «Колос» стал первым в стране комбайном с шириной молотилки 1,5 м.

Содержание

До нашего времени уже не дошло практически ни одного комбайна данной модели в рабочем состоянии. Все они, кроме единичных уникальных экземпляров, находящихся в особо умелых руках, выработали свой ресурс и отправились в металлолом. Целые «Колосы» остались лишь на постаментах, в виде памятников нелёгкому труду хлеборобов.

Разработали данную модель в конструкторским бюро под руководством Ханаана Ильича Изаксона – видного советского конструктора и изобретателя, лауреата Ленинской премии (1964). Это та же организация, которая создала другие зерноуборочные комбайны массового производства: СК-3, СК-4, СК-5 «Нива»; самоходные шасси СШ-75 «Таганрожец».

О предприятии-производителе

ОАО «Таганрогский комбайновый завод» (ТКЗ) – уже не существующее машиностроительное предприятие в городе Таганроге Ростовской области.

Оно было образовано в военном 1915 году и выпускало патроны (в том числе и в период гражданской войны, когда атаман Краснов провозгласил самостийное, независимое от России Всевеликое Войско Донское.

После подавления этого сепаратизма большевиками предприятие (с 1923 года) стало выпускать гражданскую продукцию и был переименовано в Таганрогский инструментальный завод (ТИЗ); позже – «Таганрогский инструментальный завод № 65 имени товарища Сталина».

Развитая производственная база позволила решать и более сложные задачи. В начале ЗО-х годов ТИЗ начал делать запчасти для тракторов, а затем наладил массовое серийное производство мотоциклов. Самая распространённая модель, которая к началу 40-х была повсюду – и в народном хозяйстве, и в НКВД и Красной армии (с турелью для пулемёта) – ТИЗ-АМ-600.

Он выпускался в основном с коляской, с 1935-го года до июля 1941-го, когда завод был эвакуирован в Тюменскую область. Там эти мотоциклы продолжили делать и далее.

ТИЗ-АМ-600 был клоном британского мотоцикла BSA Sloper с 600-кубовым нижнеклапанным двигателем и четырёхступенчатой коробкой передач. Это были самые мощные советские мотоциклы того времени. Они показали отличные результаты в испытательно-показательном пробеге на 7 тысяч км, в том числе в горах Памира и во Всесоюзных соревнованиях по мотоспорту. Это действительно были исключительно надёжные, неприхотливые и долговечные мотоциклы. Советский Союз, всегда славившийся неуместной щедростью для «братских» народов, большое количество ТИЗ-АМ-600 отправил китайским «товарищам».

После войны завод был в короткие сроки восстановлен, однако вместо тракторных запчастей и мотоциклов стал выпускать сельхозтехнику – культиваторы и жатки. Уже с 1947 года был освоен выпуск самоходных комбайнов, производством которых завод и занимался до всеобщего хаоса и разрухи 90-х. СК-6 «Колос» стал самой массовой моделью предприятия. Ежегодный объём производства комбайнов этой модели составлял свыше 10-ти тысяч единиц. Также предприятие в массовом количестве выпускало тракторные самоходные шасси СШ-75 «Таганрожец».

О предприятии-производителе

С начала 1985 года на смену комбайну СК-6 «Колос» пришла модель СК-6А: решено было делать всё-таки не двухбарабаный, а однобарабаный комбайн.

Таганрогский комбайновый завод был огромным по площади, построенным с советским размахом. Чтобы обойти пешком всю его территорию, нужно было потратить весь световой день.

Экономический упадок 90-х завод не пережил. Однако на его производственной базе в 1997 году финансовой группой «Донинвест» Михаила Парамонова был создан ТагАЗ – Таганрогский автомобильный завод. При его создании использовали уже имеющийся на предприятии универсальный конвейер, который переоборудовали для сборки автомобилей.

Десять лет ТагАЗе собирались корейские легковые автомобили и лёгкие коммерческие грузовики марок Daewoo и Hyundai, а также китайские легковушки Chery BYD. Некоторые из них (а именно: Дэу Нексия, Хёндай Акцент, Хёндай Соната; грузовички Хёндай Портер и Портер II) стали очень популярными в России – настоящими «народными автомобилями».

С 2007 года завод фактически прекратил свою производственную деятельность, распродавая товарно-материальные ценности и оборудование. Михаил Парамонов к тому времени уже давно вошёл в список российских миллиардеров от Форбс и перебрался с семьёй на ПМЖ во Францию. Предприятие же является банкротом с миллионными долгами и пребывает в полном запустении. Так закончилась история Таганрогского комбайнового завода.

Двигатель комбайна СК-6 «Колос»

На комбайны СК-6 «Колос» устанавливались дизельные шестицилиндровые V-образный двигатели с турбонаддувом модели СМД-64, производства Харьковского завода «Серп и Молот».

Объём данного мотора составляет 9,2 литра, его номинальная мощность равна 150 лошадиных сил, при 1900 об/мин. Удельный расход дизтоплива составляет 185 г/л.с. в час, ёмкость топливного бака равна 300 литров.

Диаметр цилиндра – 130 мм, ход поршня – 115 мм.

Порядок работы цилиндров: 1-4-2-5-3-6 (нумерация: правый ряд – 1,2,3; левый ряд – 4,5,6).

Форсунки – безштифтовые, закрытого типа, с фиксированными распылителями. Топливный насос НД-22/6Б4 (двухплунжерный распределительного типа, с центробежным всережимным регулятором) установлен в задней части, имеет привод от механизма газораспределения. Двигатель имеет фильтры предварительной и тонкой очистки дизельного топлива (со сменными бумажными фильтрующими элементами).

Масляный насос: двухсекционный шестерённый. Масляный фильтр – полнопоточная центрифуга и сетчатый фильтр, установленный перед турбокомпрессором.

Система охлаждения – жидкостная принудительная, закрытого типа, с шестилопастным вентилятором, имеющим привод от коленчатого вала двигателя.

Двигатель комбайна СК-6 «Колос»

Запуск дизельного двигателя СМД-64 осуществляется при помощи бензинового пускового мотора П-350 с одноступенчатым редуктором. Мощность мотора увеличивается при помощи турбокомпрессора ТКР11Н-1. Такой же использовался на гусеничных тракторах ДТ-75, ДТ-175, Т-150; комбайнах «Нива» СК-6, ККС-6, ККСЦ.

Для облегчения пуска при низких температурах двигатель оборудован предпусковым подогревателем. На двигателе установлен генератор переменного тока.

Цилиндры мотора СМД-64 расположены в два ряда под углом 90 градусов, и выполнены в общем блоке вместе с верхней частью картера. Левый ряд цилиндров смещён относительно правого на 36 мм, чтобы расположить два шатуна противолежащих цилиндров на одну шатунную шейку коленчатого вала.

В развале цилиндров размещены турбокомпрессор и выпускные коллекторы. Воздухоочиститель – циклонного типа, с автоматическим удалением пыли из пылесборника. Водяной насос – центробежного типа, располагается на передней крышке блок-картера и имеет клиноременной привод от шкива, установленного на носке коленчатого вала.

Расположение деталей газораспределительного механизма дизельного мотора СМД-64 отличается от широко распространённой схемы. Особенность состоит в том, что шестерни привода распределительного вала и топливного насоса НД-22/6Б4 размещены со стороны маховика.

Распредвал, расположенный по центру блок-картера, является общим для клапанов правого и левого ряда цилиндров. Вращается в четырёх опорах, расточенных в блок-картере. Задняя опора имеет бронзовую втулку. Изготовлен вал из углеродистой стали. Четыре опорные шейки и кулачки для повышения износостойкости закалены токами высокой частоты. По числу клапанов вал имеет двенадцать кулачков: шесть впускных и шесть выпускных. Впускные и выпускные кулачки имеют разные профили. Взаимное расположение кулачков и их профиль определяют порядок работы цилиндров и фазы газораспределения.

На заднем крае распределительного вала болтами закреплён блок шестерён, который состоит из шестерни привода и промежуточной шестерни для привода топливного насоса. Осевое усилие от распредвала воспринимается упорным фланцем, который установлен между опорой вала и шестернёй.

Трансмиссия комбайна СК-6 «Колос»

В составе трансмиссии данного комбайна – сцепление, редукторы планетарного типа; главная передача; дифференциал; коробка переключения передач.

Однодисковое сцепление располагается на приемном шкиве, соединённом с вариатором при помощи клиновидного ремня. С вала коробки передач энергия движения передаётся на шестерню главной передачи, а с неё – на звёздочки бортовых редукторов, которые предназначены для приведения в движение передних колёс комбайна.

Трансмиссия комбайна СК-6 «Колос»

Силовая передача состоит из однодискового сцепления, трёхскоростной коробки передач, главной передачи, дифференциала и бортовых планетарных редукторов переднего ведущего моста.

Задний мост комбайна состоит из коробчатой балки с гидравлическим усилителем и из поворотных рычагов. Колёса комбайна оснащены колодочными тормозами классической барабанной конструкции.

Комбайны СК-6 «Колос» оснащались автоматическими устройствами для регулирования скорости, в зависимости от условий уборки урожая.

Гидравлическая система комбайна СК-6 «Колос»

Гидравлика комбайна данной модели состоит из двух частей.

Первая – это основной гидравлический аппарат, который помогает управлять навесными агрегатами: жаткой (которая скашивает злаковые и грубостебельные культуры и одновременно формирует валок), мотовилом, измельчителем. Основная гидравлическая система работает от гидронасоса модели НШ-32У.

Вторая часть гидравлической системы служит для облегчения механизатору рулевого управления комбайном. Она состоит из и системы гидроусилителя рулевого управления с гидронасосом НШ-10. Сбоку от зернового бункера размещается гидрораспределитель, который подаёт масло от НШ-10Е (насоса шестерёнчатого) в систему с общей ёмкости.

Гидравлическая система комбайна СК-6 «Колос»

У комбайнов различных годов выпуска могут быть разные варианты гидрораспределитей: пяти-, шести- или семисекционные.

Гидравлическое оборудование осуществляет функции регулирования частотных движений мотовильного приспособления. Также гидравликой устанавливается необходимая для осуществления рабочего процесса высота расположения и параметры размещения мотовила по горизонтальной плоскости.

Скорость вращения барабанного механизма, для обмолота собираемых культур, регулируется сменой передаточного показателя для клиноременной подачи скорости к барабану. В кабине механизатора имеются специальные рычаги, при помощи которых комбайнер может управлять расстоянием между планками подбарабанья и барабанными бичами.

Рабочие органы комбайна

На комбайн СК-6 «Колос» устанавливались жатки с рабочим захватом от 3,2 метра до 7-ми метров. Ширина молотилки при этом составляет 1500 мм, а диаметр молотильного барабана – 600 мм; соломотряс у комбайна – пятиклавишный.

Рабочие органы комбайна

Элеваторы – шнековые, общая ёмкость двухсекционного бункера составляет три кубических метра. Бункер оснащался автоматической сигнализацией и вибрационным механизмом.

Электрооборудование «Колоса»

На комбайне комбайна СК-6 «Колос» применялась бортовая электросеть однопроводного типа, которая обеспечивала рабочее напряжение в 12 Вольт. От нормального функционирования электроприборов зависело качество запуска мотора, включение и выключение сигнальных ламп, работа тревожного оповещения при получении повреждений на ключевых технических соединительных узлах, уровень контроля над технологическими операциями техники. Источники энергопотребляющих устройств – аккумуляторы и генератор.

Электрооборудование «Колоса»

Осветительные элементы – фары ФГ-304. Приборы оповещения имелись в бункерном отсеке, в копнительной зоне, в зерновых и растительных шнековых приспособлениях. Благодаря такой сигнальной системе, возможно контролировать объем загруженности накопительного бункера, закрытие (открытие) и нормальное функционирование копнителей, шнековых приспособлений и соломотрясов.

Некоторые технические характеристики комбайна в цифрах

  • Масса комбайна – 9455 кг.
  • Габаритные размеры – 10,92 м х 5,3 м х 3,92 м.
  • Объем бункера 3 куб.м.
  • Максимальная скорость движения – 7,4 км/час (рабочая) и 18,7 км/час (транспортная).
  • Молотилка двухбарабанная, её ширина – 1500 мм.
  • Производительность – 8,5 тонн зерна в час.

Специальные модификации «Колоса»

Производились и некоторые другие модификации данной модели. В частности, рисозерноуборочный СКПР-6 на полугусеничном ходу – для работы на переувлажнённых грунтах (с 1971 по 1979 г.); СКГ-6 на полнстью гусеничном ходу; рисозерноуборочный СКГД-6 на полностью гусеничном ходу (с 1980-го по 1984й гг.). С 1985 года производилась однобарабанная версия комбайна – «Колос» СК-6А.

Специальные модификации «Колоса»

Кабина и рабочее место механизатора

Кабина комбайна СК-6 «Колос» размещена в центральной плоскости, оборудована герметизацией и шумоизоляцией, системой отопления и вентилятором. Сиденье достаточно комфортное, регулируемое по росту и весу комбайнера.

Кабина и рабочее место механизатора

Органы управления, включающие в себя контрольно-измерительные приборы, рукоятки тормозов и выноса мотовила, рычаги сцепления, находятся в удобном положении. Для контроля оборотов мотовильного барабана перед машинистом имеется тахометр. В случае нарушения работы бункера для зерна, копнителя, шнеков, элеваторов или соломотряса – в кабине подаются соответсвующие световые и звуковые сигналы.

Комбайн СК-6 «Колос» в работе

Перед жаткой поднимаются колосья. В процессе движения мотовильные планки наклоняют стебли зерновых культур к резу хедера, где они срезаются. Затем винтовой шнек сгребает ворох к пальцам, забрасывает на наклонный транспортёр и перемещает к четырёхлопастному приемному битеру. Барабан ударяет билами по массе колосьев и выколачивает из гнёзд зёрна. Оставшаяся часть убирается и отправляется на клавишный соломотряс.

Комбайн СК-6 «Колос» в работе

Воздушная решётка разделяет хлебную массу на крупные и мелкие фракции. Зерно очищается, сползает к шнеку и поднимается к бункеру, работающему от выгрузителя. Невымолоченные колоски с прочими примесями подаются колосовым элеватором в жёлоб верхнего шнека и попадают в молотило для вторичного их обмолота. Половонабивателем масса проталкивается в переднюю часть камеры копнителя, которая освобождается на ходу при нажатии на педаль сбрасывания.

Отзывы механизаторов о комбайнах СК-6 «Колос»

Сегодня можно отыскать уже очень мало механизаторов, которые сами работали на этой технике комбайнерами или хотя бы штурвальными. Единого мнения о комбайне у них нет. Одни хвалят «Колос», другие – ругают.

Во-первых, для чего было разделять бункер на две части? Другого объяснения, как из-за эстетики, нет. Но нужно отдать должное конструкторам, в советское время сумевшим отстоять и воплотить в реальности «неоправданно сложную» конструкцию: комбайн действительно получился красивым, с эстетичным и законченным дизайном.

С такой конструкцией оказалось возможной и удобной выгрузка зерна из бункера в кузов прямо на ходу. На лобовом стекле кабины размещены солнцезащитные жалюзи, имеются вентилятор и хорошее отопление, приличная изоляция от шумо- и вибронагрузки на рабочее место, автоматика, сигнализирующая о заполнении бункера. Из кабины можно и удобно было контролировать работу копнителей, соломотряса, зерновых шнеков.

Только вот из-за бункеров, торчащих справа и слева от рабочего места механизатора, серьёзно страдала обзорность. На СК-5 «Нива» можно было сдавать назад гораздо удобнее – прямо не вставая с кресла. На «Колосе» такой манёвр приходилось производить, можно сказать, вслепую: из-за того, что кабина была как бы зажатой между двумя бункерами. И забираться в кабину тоже было весьма непросто, так как приходилось для этого крутиться и много поворачиваться.

Из компоновочных проколов «Колоса» механизаторы отмечают неимоверную тесноту вокруг двигателя. Говорится о том, что на «Нивах» обслуживать дизель было проще и удобнее. К тому же для «Колоса» мотор этот, по мнению многих комбайнеров, был слабоватым. Из-за этого попросту не получалось использовать все преимущества оригинальной высокотехнологичной конструкции комбайна.

Из-за двухбарабанной конструкции (от которой, как уже было отмечено, решено было в итоге отказаться в 1984 году) в комбайне оказалось в 2 раза больше механизмов и различных деталей: вариаторов; шнеков, которые подавали зерномассу в бункер. Всё это, безусловно, усложняло эксплуатацию «Колосов». Однако отнюдь не делало её невозможной.

Мы же помним, что в советское время никогда не возникало проблем с запчастями, и их стоимость никого не била по карману. Запчастей было навалом и находились они всегда наготове. Поэтому «Колосы» в умелых руках работали исключительно продуктивно, а в нерадивых – давали скромные результаты и то и дело выбывали из страды на мелкие ремонты.

Надо отметить, что недостатка в тракторах и комбайнах в начале 80-х годов хозяйства не испытывали. Техника поступала в районы по разнарядкам. Причем зачастую столько, что имеющаяся не успевала выработать моторесурс, а её сдавали в металлолом. Хозяйствам ведь было намного выгоднее порезать старьё на части, чем возиться с ним.

Отзывы механизаторов о комбайнах СК-6 «Колос»

По воспоминаниям некоторых механизаторов, при очень высокой урожайности зерновых (более 40 ц/га) СК-6 «Колос» с работой не справлялся. Барабаны постоянно забивались. Однобарабанные комбайны работали эффективнее: безотказно, как автоматы Калашникова.

В кабине было очень жарко. По бокам – бункеры с горячим зерном, сзади – раскалённый дизель. Герметизация рабочего места тоже оставляла желать много лучшего: пыль лезла изо всех щелей. Нужно было следить, чтобы в районе выхлопной не набивались солома и сухая трава, иначе могло произойти возгорание.

Интересно вспоминает о тех временах один человек, в 14 лет работавший на «Колосе» во время летних каникул штурвальным: «Приехали из города на поле ГАИшники и устроили канитель: почему за рулём комбайнов пацан 14-15 лет без присутствия в кабине комбайнеров? Остановили всю технику. Председатель колхоза позвонил в райком. Раздался окрик по рации, и эти персонажи мигом убрались с поля, оправдываясь: «Так нарушают же, дети без присмотра за штурвалами», но им в ответ: «Это вы нарушаете – тормозите уборку! Вон с поля! Делом занимайтесь! Делом!»

В целом, при работе с СК-6 «Колос» необходимыми были развитые специальные навыки и профессионализм. К управлению этой машине нужно было приноравливаться, а также уметь оперативно её обслужить и отремонтировать.

Комбайн СК-6 Колос — один из самых мощных в СССР

Сельскохозяйственная техника являлась важным сектором во время существования Советского Союза. Страна нуждалась в высококачественном транспорте, который мог выполнять разноплановые задачи на полях. Особое внимание уделялось зерноуборочным комбайнам.

Комбайн СК-6 Колос — один из самых мощных в СССР

Самая известная модель зерноуборочного комбайна во времена существования Советского Союза – СК-6 Колос. Она была разработана и выпущена Таганрогским комбайновым заводом. Известно, что за создание проекта отвечал конструктор Изаксон Ханаан Ильич. В серийный выпуск данная модель пошла в 1971 году. Самая первая модификация выпускалась вплоть до 1984 года. Известно, что в год с завода сходило 10 000 экземпляров. Во многом данный комбайн был унифицирован со своим предшественником – СК-5 Нива. Однако в его конструкции предусматривались важные особенности, влияющие на эксплуатацию.

Главное отличие комбайна СК-6 – центральное расположение кабины, которая оборудовалась качественной шумоизоляцией и герметизацией. В оснащении также предлагался вентилятор и система отопления. Комфортное кресло можно было регулировать по росту и весу водителя. Кабину на заводе оборудовали контрольно-измерительными приборами, рычаг сцепления и тормоза устанавливались на удобном уровне.

Если копнитель, элеватор, бункер для зерна или соломотряс выходил из строя, водитель получал соответствующие звуковые и световые сигналы. Двухсекционный зерновой бункер располагался с обеих сторон кабины. В качестве силового агрегата использовался дизельный шестицилиндровый двигатель с системой турбонаддува. Его разработкой занимался Харьковский завод «Серп и Молот». Объем двигателя составлял 9,2 литра, а максимальная мощность 150 лошадиных сил. Удельный расход топлива находился на уровне 185 г на лошадиную силу. Топливный в бак вмещал 300 л горючего. Заметим, что у современных моторов удельный расход топлива при номинальной мощности составляет 174 грамма на лошадиную силу.

Максимальная рабочая скорость данного комбайна составляла 7,4 километров в час. Но по дороге транспорт мог ехать на скорости 18,7 километров в час. Комбайн оснащали жатками с захватом до 7 м.

К основным преимуществам можно отнести дешёвое обслуживание и отсутствие проблем с поиском комплектующих. Бункер отличался удобной системой выгрузки и погрузки. Для работы предусматривалась просторная молотилка, которая имела высокую производительность.

Несмотря на все преимущества, данный комбайн имел некоторые трудности в использовании. Самая основная – маломощный двигатель, из-за которого нельзя было раскрыть все достоинства техники. Кроме того водители отмечали плохой обзор из кабины. Из-за неудобного расположения силового агрегата его было достаточно трудно обслуживать. По неровной поверхности техника ехала неуверенно. Интересно, что модель СК-6 Колос была самым первым комбайном в Советском Союзе, который поставляли за границу – в Иран, Сирию, Монголии, Ирак и страны Юго-Восточной Азии.

Итог. Одним из самых известных комбайнов, выпущенных на территории Советского Союза, является СК-6 Колос. Многофункциональный транспорт выпускался длительное время, а некоторые экземпляры используются даже сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *