Как проверить статор болгарки
Перейти к содержимому

Как проверить статор болгарки

  • автор:

Проверка статора болгарки

Статор

Статор – неподвижная часть электродвигателя, предназначенная для создания электромагнитного поля, в котором вращается ротор (движущаяся часть мотора). В число возможных причин неисправности угловой шлифовальной машины –УШМ, «болгарки» – входит обрыв или короткое замыкание витков обмотки (катушки) статора.

Возможные причины

Факторы, вызывающие выход статора из строя:

  • скачок напряжения;
  • попадание воды;
  • перегрузка и вызванный ею перегрев;
  • резкое выдергивание шнура из розетки.

Признаки, по которым можно понять, что неисправен статор:

  1. Появляется запах горелой изоляции.
  2. Перегревается корпус.
  3. Появляется дым.
  4. Вращение вала замедляется или прекращается.
  5. Самопроизвольно раскручивается вал, инструмент резко набирает максимальные обороты.

Провода обмотки покрыты защитным слоем изоляционного лака. При перегреве он подгорает и разрушается. Это и вызывает короткое замыкание витков. Лак при этом издает специфический запах. Замыкание всего одного из проводов полностью выводит из строя болгарку.

Правила, которые помогут избежать перегрева двигателя УШМ:

  1. Выключать устройство после работы на пониженных оборотах не сразу, а примерно через одну минуту.
  2. При работе под нагрузкой на пониженных оборотах делать частые перерывы.

Часто можно избежать замены неисправного статора, перемотав его обмотку. Перемотку испорченной катушки статора болгарки можно сделать своими руками, но рекомендуется все же поручить эту работу специалисту.

Разборка болгарки

Как проверить статор угловой шлифовально машины (болгарки)? Начать нужно с разборки устройства. Для выполнения работы понадобится отвертка.

  1. Удалить с поверхности, на которой будет произведена разборка болгарки, все лишние детали.
  2. Снять рабочий диск.
  3. Открутить винт, крепящий кожух.
  4. Открутить винты, крепящие пластину.
  5. Сдвинуть кожух в сторону шнура.

Основные детали электродвигателя УШМ:

  • ротор (якорь);
  • статор;
  • коллектор;
  • щетки.

Проверка

Статор находится на внешней стороне двигателя, поверх ротора. Чтобы достать статор сначала придется вынуть щетки, затем снять редуктор и уже после этого вытянуть из корпуса болгарки якорь. Ротор из статора перед проверкой нужно вынимать. Осмотр рекомендуется проводить при ярком освещении. Прежде всего нужно внимательно осмотреть обмотку и убедиться в том, что на ней нет видимых разрывов. Если осмотр не выявил причину неисправности статора, то понадобится специальный прибор для проверки.

Проверка индикатором короткого замыкания

Обнаружить обрыв обмотки или короткое замыкание в ней можно с помощью индикатора коротко замкнутых витков (ИК). Другие названия – индикатор межвиткового замыкания или индикатор дефектов обмоток электрических машин.

Прибор состоит из:

  • блока питания;
  • корпуса с ЖК-дисплеем, гнездами для подключения принадлежностей;
  • соединительных проводов;
  • большого индукционного датчика;
  • малого индукционного датчика.

Принцип работы индикатора основан на индуктировании импульсной электродвижущей силы в проверяемой обмотке. При наличии короткозамкнутых витков регистрируется импульс магнитного поля от тока короткого замыкания, протекающего по ним.

Порядок проведения проверки статора болгарки прибором ИДВИ:

  1. Осмотреть индикатор межвиткового замыкания. Убедиться в отсутствии внешних повреждений, целостности соединительных проводов и датчиков.
  2. Подключить блок питания.
  3. Нажать кнопку питания и убедиться в исправности прибора.
  4. Если индикатор дефектов обмотки долго находился на холоде, то его нужно выдержать при комнатной температуре не менее 2 часов.
  5. Отключить электропитание УШМ.
  6. Выбрать из двух датчиков большой или малый в зависимости от размера статора.
  7. Если в паспорте угловой шлифовально машины не указано номинальное напряжение, приходящееся на один виток обмотки, то его нужно определить по формуле: номинальное напряжение всей катушки делить на количество витков.
  8. Включить прибор.
  9. Установить на индикаторе ближайшую большую, чем полученная при расчете, амплитуду импульсного испытательного напряжения.
  10. Прижимая датчик к поверхности обмотки, последовательно проверить все пазы, выжидая по 3–4 с. При обнаружении короткого замыкания прибор издаст звуковой сигнал, а на дисплее появится соответствующая надпись.
  11. Если короткозамкнутые витки не обнаружены, то на приборе установить следующую (большую по значению) амплитуду и убедиться в наличии запаса прочности изоляции обмотки.
  12. Выключить прибор.

Индикатором дефектов обмотки можно проверить состояние изоляции между катушками статора и ротора, а также между обмоткой статора и корпусом болгарки. Если нет возможности купить готовый прибор, то можно сделать более простой индикатор короткозамкнутых витков самостоятельно.

Проверка мультиметром

Прибор для замера

Убедиться в исправности статора можно с помощью прибора – мультиметра. Это универсальное измерительное устройство. Им можно измерить несколько электрических величин: напряжение, силу тока, сопротивление. Прибор состоит из корпуса, на котором находятся дисплей, переключатель и гнезда, и двух шнуров со щупами (плюсовым и минусовым). Минусовой щуп всегда подключают к нижнему гнезду, а плюсовой – к среднему или верхнему, в зависимости от силы тока в проверяемом устройстве.

Чтобы проверить статор УШМ (болгарки) необходимо выставить на мультиметре значение сопротивления от 20 до 200 Ом и поочередно поднести щупы измерительного прибора к обмоткам. Если сопротивление везде имеет одинаковую величину, то катушка исправна. Если же прибор показывает в некоторых точках другое сопротивление, то в обмотке есть короткое замыкание или обрыв одного из витков. По такому же принципу проводят проверку статора омметром. Его отличие от мультиметра заключается лишь в том, что этот прибор может измерить только сопротивление.

Прибор для проверки якорей и статоров электрических машин

Еще одно устройство, с помощью которого можно поверить статор болгарки – прибор для поверки якорей и статоров электрических машин ПУНС 5. Устройство имеет световую и звуковую сигнализации, позволяет обнаружить межвитковое замыкание обмоток, обрыв, измерить сопротивление изоляции катушек.

Прибор работает в двух режимах – «якорь» и «статор». Смена режима происходит с помощью переключателя. Устройство оснащено удобным приспособлением для установки и фиксации проверяемого двигателя. Оно состоит из двух лапок, прикрепленных к валу. Лапки свободно двигаются вдоль вала, что позволяет изменить расстояние между ними и проверять двигатели разного размера. Проверку осуществляют с помощью двух щупов. На наличие обрыва или замыкания на обмотке статора указывают специальные светодиоды красного цвета и звуковой сигнал. Подробнее процедура проверки описана в инструкции к прибору.

Заключение

Тщательно проверить статор угловой шлифовальной машины сравнительно несложно. Но сделать это можно, лишь используя специальные приборы. Поэтому, если визуальный осмотр подтвердил, что причина неисправности болгарки заключается в испорченном статоре, дальнейшую проверку и ремонт лучше производить в специализированной мастерской.

Как проверить статор болгарки

В этой статье пойдет речь о том как можно проверить статор болгарки.

Нужно прозвонить два провода с обмотки одной из катушек статора тестером. Сопротивление обмоток обоих катушек должно совпадать на десятые доли Ома и не должно быть пробоя на железо статора. Но этот способ крайне не точный и требует очень чувствительного тестера. Лучше всего воспользоваться индикатором короткозамкнутых витков, который вы можете приобрести в нашем магазине.

Прибор по умолчанию настроем для проверки якорей, если вам нужно проверить статор, то Вам необходимо слегка перенастроить прибор. Это не сложно. Для этого вам необходимо нажать на кнопку включения и прокручиванием регулировочного винтика влево добиться перехода свечения светодиода с зелёного света на красный и после этого прокрутить его немного в сторону красного свечения. Настроенный прибор работает, как в видео ниже, которое мы представляем.

Информация
  • політика повернення та відшкодування
  • Ремонт болгарок, дрелей, перфораторов, пил и электроинструмента
  • Як підібрати якорь
  • Доставка та оплата товару
  • Условия соглашения
  • Как проверить статор болгарки
Служба поддержки
  • Связаться с нами
  • Возврат товара
  • Карта сайта
Дополнительно
  • Производители
  • Подарочные сертификаты
  • Партнёрская программа
  • Акции
Личный кабинет

Запчасти на электроинструмент в Чернигове
Електроінструмент та запчастини © 2024 —— Низкие цены + отличное качество

Статор. Устройство и ремонт.

qr-code seltop-service.ru

Если хотите отправить E-mail, то просто считайте код:

Москва:

улица Маломосковская дом 22 строение 12 (м. Алексеевская)

Проложить маршрут:

Режим работы: понедельник-пятница: с 10 до 19-00
суббота, воскресенье: выходной

Отправить заявку на ремонт или обслуживание

Отправить заявку на ремонт или обслуживание:

Поделиться ссылкой:

СТАТОР В УСТРОЙСТВЕ УШМ

Компактность конструкции, обусловленная рациональным размещением компонентов, точность подбора передаточных чисел и материалов – все эти характеристики имеют колоссальное значение и самым прямым образом влияют на удобство работы с болгаркой и ее долговечность. Сама УШМ состоит из редуктора, устройство которого предоставляет повышение крутящего момента, ротора и статора, являющие собой электропривод.

Угловая шлифовальная машинка предусмотрена в первую очередь как универсальный обрабатывающий инструмент. Поэтому такие параметры как простота замены насадок и удобство обслуживания играют ключевые роли, так как та же возможность быстрой замены абразивного диска может позволить Вам незамедлительно обрабатывать весьма широкий спектр материалов, таких как металл, дерево, пластик, камень, бетон и так далее.

Помимо прочего, универсальность данного инструмента заключается еще и в том, что она пользуется спросом у довольно широкого спектра людей, среди которых есть как обычные любители, выполняющие какие-то незначительные работы, обусловленные бытовыми целями, так и профессионалы, чья работа существенно сложнее и требует специализированной квалификации.

Основным компонентом любой УШМ является электродвигатель, приводящий в движение механический редуктор, а далее, как следствие уже сам рабочий инструмент в виде абразивного диска.

Статор – основной элемент конструкции в электродвигателе любой угловой шлифовальной машинке. В данной статье мы подробнейшим образом рассмотрим, что же такое статор, как он устроен и как он работает.

УСТРОЙСТВО СТАТОРА

Как известно, основа работы любого электрического двигателя, в том числе и тех, что устанавливаются в болгарки – электромагнитное поле, с использованием которого взаимодействие статора и ротора порождает вращательные движения последнего, что и называется работой электродвигателя. Как можно понять из названия, статор является статичным элементом – неподвижным, как раз создающим электрическое поле, при появлении которого происходит возбуждение на обмотках ротора, и он начинает вращаться, так электрическая энергия превращается в механическую.

Устройство статора представляет из себя сердечник, основным материалом которого являются листы электротехнической стали. Такая конструкция статора позволяет предотвратить возникновение вихревых потоков и снизить нагрев по отношению к монолитному устройству. На сердечнике также сделаны пазы для обмоток, расположенных специальным образом. Обмотки статора – главная его часть, поскольку выполняют индукционные функции и как раз и образуют необходимое для вращения электромагнитное поле.

Обмотки статора изготавливаются из медной проволоки. Расположение и наматывание же ее всегда отличается и в зависимости от электроинструмента, для которого изготавливается статор, поскольку установка обмоток прямым образом влияет на основные показатели электродвигателя. Так, электродвигатели, устанавливаемые на радиоуправляемые игрушечные машинки, создаются с балансом в сторону мощности, а на самолетиках баланс смещен в сторону скорости вращения. Соответственно, собирая обмотку для угловой шлифовальной машинки обмотки не могут быть установлены лишь бы как, а их установка должна быть четко выверена, чтобы электроинструмент соответствовал требованиям и был способен выполнять заданные ему объемы работ. Обмотки пропитываются электрическим изоляционным лаком, препятствующим возникновению короткого замыкания витков и пробоя на корпус сердечника, дополнительно имеющего изоляцию от обмоток в виде расположенного в пазах электроизоляционного картона или другого подобного материала. Во всех угловых шлифовальных машинках статор устанавливается в ударостойкий пластиковый корпус болгарки без зазоров с максимально возможной прочностью. Сам же корпус УШМ предусмотрен нести как защитные, так и несущие функции, что свидетельствует тому, что помимо функции фиксации всех компонентов механизма, осуществляемой корпусом, он также защищает их от повреждений.

СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ СТАТОРА

Катушки статора в шлифмашинках, как правило, изготавливаются из двух обмоток, которые не связаны между собой. Электроэнергия, подаваемая на обмотки катушек, поступает из обычной бытовой электрической сети – классической розетки на 220 вольт. Соответственно, пуск болгарки связан с нажатием механической кнопки, замыкающий контакты сетевого кабеля с одним концом каждой обмотки. Таким образом напряжение, попадая на обмотки катушек, вызывает появление электромагнитного поля, о котором уже говорилось выше. Вторые же контакты обмоток соединены с графитной щеткой коллектора. Так, катушки соединяются с ламелями параллельно, что образует замкнутую электрическую цепь между катушками и обмотками ротора – вращающегося элемента электродвигателя.

ИНФОРМАЦИЯ О НАМОТКАХ РОТОРОВ И СТАТОРОВ BOCSH И УГЛОВЫХ ШЛИФОВАЛЬНЫХ МАШИН ПРОЧИХ БРЕНДОВ

Обладание документами, в которых заключаются сведения об обмотках ротора и статора, существенно облегчает процесс ремонта и делает возможным произведение ремонта компонентов вашего электроинструмента своими руками. Как правило, такая информация содержится в паспорте приобретенного Вами устройства. Обнаружив эту информацию, вы сэкономите себе большой объем времени, которое было бы потрачено на определение необходимого количества витков обмотки и ее расположения, поиска проволоки правильной длины и диаметра.

Помимо данных о намотках статора, в техническом паспорте электроинструмента можно обнаружить следующие параметры:

  • Рабочие параметры Вашей УШМ. (Такие как мощность, скорость вращения рабочего шпинделя, рабочее напряжение, допустимые размеры абразивного диска и прочие);
  • Количество пазов в сердечнике статора, предназначенных для установки на них обмоток возбуждения;
  • Диаметр медной проволоки обмотки без изоляции;
  • Количество кабелей обмотки, которые помещаются в один паз;
  • Шаг, с которым выполняется обмотка. (расстояние между отдельными витками обмотки – безусловно важный параметр обязательный к соблюдению);
  • Внешний и внутренний диаметр статора и остальные его особенности, предусмотренные конструкцией, на которые необходимо обратить внимание);
  • Прочие параметры УШМ, связанные с редуктором, электропитанием и так далее.

При обладании этими сведениями многие статоры поддаются самостоятельному ремонту на дому, не прибегая к посторонней помощи. Тем не менее, существует множество других видов статоров, которые, в связи со сложностью своей конструкции неремонтопригодны без специализированного инструмента. В таком случае не обойтись без специалиста.

ОПРЕДЕЛЯЕМ СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБМОТОК НА КАТУШКАХ

Определение повреждений катушек и их обмоток проверяют посредством замеров сопротивления, для чего используются такие приборы как омметр и мультиметр, позволяющие без труда снять значения этих показателей и определить этимологию проблемы, возникшей с неисправной шлифмашинкой.

Обмотки УШМ, сделанные из медной проволоки, имеют разное сопротивление в зависимости от мощности отдельно взятой болгарки, а именно менее мощные болгарки имеют сопротивление в районе 2 Ом, в то время как значения сопротивления на обмотках более мощных болгарок колеблется в районе 6 Ом. В том случае если сопротивление обмоток выше штатных величин, это говорит о том, что медная обмотка изношена и ее работоспособность уже понижена, что свидетельствует понижению мощности и возможности скорого выхода из строя электродвигателя.

ВИДЫ ПОЛОМОК, ИХ ПРИЧИНЫ, СИМПТОМАТИКА И РЕМОНТ

В связи с длительным использованием угловой шлифовальной машинки, провода, составляющие обмотки ротора и статора подвержены естественному износу, в процессе которого их качественные характеристики имеют свойство понижаться. Таким образом, сопротивление на намотанной медной проволоке, представляющей собой обмотку, повышается сопротивление, которое впоследствии приводит к перегреву статора или ротора, в результате чего обмотка перегорает и перестает выполнять свои функции по причине разрыва электрической цепи, так как электромагнитное поле больше не может создаваться.

Нарушение правил использования электроинструмента также оказывает губительное воздействие на все его компоненты и электродвигатель не является исключением, ротор и статор в таких случаях особо подвержены повреждению. Длительное использование угловой шлифмашинки при повышенных нагрузках приводит к значительному перегреву инструмента, что пагубно сказывается на электрической изоляции обмоток и приводит к выгоранию таковой. Сгоревшая изоляция более не может препятствовать короткому замыканию, которое может свободно произойти между проводами, становятся возможными перебои между корпусом сердечника и катушкой, а сгоревший провод, утратив свои качества, может оторваться от места крепления.

В этих случаях можно наблюдать такие характерные признаки как:

  1. Высокая температура корпуса болгарки, связанная с перегревом ее компонентов;
  2. Из корпуса болгарки начинает исходить дым с характерным запахом горелого пластика, из которого изготовлена изоляция;
  3. Рабочий инструмент, а именно, диск со шпинделем заметно теряют обороты, а впоследствии и останавливаются полностью;
  4. Однако, при замыкании между витками обмотки не исключается противоположный эффект, а именно резкое увеличение скорости вращения электродвигателя, что пользователь сможет наблюдать на установленном абразивном диске. Это обусловлено тем, что рабочая часть обмотки резко сокращается и, как следствие соответственно этому понижается сопротивление. Из-за этого увеличивается сила тока и болгарка раскручивается до скоростей, не предусмотренных конструкцией. Такая работа электроинструмента сопряжена с особо повышенным износом и спустя непродолжительное время заканчивается полной поломкой шлифмашинки. В таком случае рекомендуется мгновенно выключать из сети инструмент и сразу же заняться его ремонтом, пока повреждения не приобрели фатальный характер. Если Вы успели обесточить механизм, пока он не остановился сам, с определенной долей вероятности, для восстановления нормального функционирования будет достаточно всего лишь обновить изоляцию.

В том случае, если Ваша угловая шлифмашинка вышла из строя по причине поломки статора в связи с длительным сроком службы, скорее всего, помимо статора ротор будет также подлежать замене, но не стоит сразу бежать за запчастями, поскольку такие компоненты как ротор и статор как правило не слишком подвержены износу, а если все же они износились до критичного уровня, то наиболее вероятно, что остальные компоненты электроинструмента также скоро будут нуждаться в замене, а такой ремонт будет стоит неоправданно дорого. Наиболее рациональным решением в таком случае будет приобретение нового электроинструмента, таким образом Вы существенно сэкономите по времени и, скорее всего, финансово.

Если же болгарка вышла из строя в случае перегрева, разберите и внимательно изучите остальные компоненты механизма, поскольку электродвигатель может оказаться не единственным поврежденным элементом, далее в зависимости от тяжести конкретной поломки можете обратиться в сервисный центр или попробовать заняться ремонтом своими руками, внимательно обратив внимание на указанные выше предписания. И помните, соблюдение техники безопасности и правил использования инструмента – лучший способ продлить жизнь инструмента и избежать ремонта, не обусловленного естественным износом в процессе эксплуатации.

Как проверить ротор болгарки

Использование болгарки в быту повсеместно, причем из-за тяжелых эксплуатационных условий частого использования выход прибора из строя – нередкий случай. Ремонт инструмента чаще всего заключается в диагностировании выходящих из строя узлов и их замене или проведении восстановительных мероприятий. Если механические поломки и повышенная выработка зубчатой передачи легко визуально обнаруживается, то чтобы проверить якорь и статор болгарки, необходимы специализированные знания, умения и технические приспособления.

Поломки электрической части болгарки

Поломки отказа работы электрической части болгарки можно разделить всего на две категории:

  1. Механический разрыв токопроводников, который может обнаруживаться в подводящих проводах, кнопки включения и контактных местах рабочих обмоток. Для определения отсутствия обрывов используется прибор электрика «мультиметр» в режиме измерения сопротивления или омметр. Проверяются отдельно все электрические участки: подвод к электродвигателю, соединения на контактах обмотки статора и ротора.
  2. Электрический пробой рабочих катушек, который может обнаруживаться потемнением проводников, а может быть визуально скрытым. В любом случае проверить якорь и статор на болгарке тестером придется на отсутствие короткозамкнутых витков, что не всегда может быть эффективным, а для точного диагностирования понадобится специализированный прибор.

Проверка работоспособности статора

Как проверить статор болгарки подручными средствами:

  • Статор может иметь две основные поломки – это обрыв проводника или возникновение короткозамкнутых витков. При этом проверка тестером в режиме измерения сопротивления до 200 Ом способна показать только отсутствие обрывов с усредненными показателями сопротивления, которые не должны отличаться между фазными обмотками.
  • Отсутствие обрывов в обмотках статора можно определить любым низковольтным пробником: пара проводов, батарейка, лампочка. Но, наличие короткого замыкания в цепи таким способом не выявить, поэтому опытные электрики проверяют экспериментально: к фазным катушкам подводится напряжение, при этом в центре между полюсами обмоток укладывается металлический шарик, который при нормальных обмотках будет «искать» точку электромагнитного баланса. Вращение шарика свидетельствует об отсутствии КЗ в катушках, смещение от центра – короткое замыкание в проводниках на противоположной стороне.

Внимание. – Этот метод небезопасен из-за использования высокого напряжения и непредсказуемого перемещения металлического шарика.

  • Безопасно и точно можно проверить статор болгарки только при помощи профессионального прибора.

Проверка работоспособности якоря болгарки

Якорь болгарки сильнее остальных узлов подвергается различным электромагнитным, механическим и температурным воздействиям, поэтому именно ротор чаще всего является причиной отказа работы инструмента.

Как проверить якорь на болгарке подручными инструментами:

  • Поломка якоря предполагает два варианта неисправностей: обрыв токопроводников на контактах-ламелях, короткое межвитковое замыкание в одной или нескольких обмотках. Тестер электрика в режиме измерения сопротивления до 200 Ом дает возможность обнаружить обрывы и полное закорачивание обмотки (будет показывать безмерно низкое сопротивление), а в режиме измерения сопротивления порядка 1 Мом проверяется надежность электроизоляции обмоток рабочих катушек к металлическому корпусу ротора.
  • Отсутствие ярко выраженного КЗ в обмотках якоря не выводит полностью инструмент из строя, а возникает повышенный разогрев двигателя, снижение его оборотов, что со временем приведет к полному отказу двигателя. Поэтому при любом ремонте инструмента обязательно необходимо прозвонить якорь болгарки не только тестером, а и проверить специализированным прибором, выявляющим даже незначительные короткие замыкания.

Ремонт или замена электрических узлов болгарки

При ремонте электроинструмента необходимо четко понимать, как правильно проверить якорь и статор болгарки:

  • Тестер позволяет измерять сопротивление обмоток и обнаруживать обрывы токопроводников, поэтому даже соответствие табличным показаниям измерения не гарантируют работоспособность прибора, а только указывает на грубые механические поломки.
  • Проверка короткозамкнутых витков в катушках осуществляется профессиональными или самодельными приборами, измеряющими изменения индуктивности каждой рабочей обмотки, т.к. КЗ снижает уровень ЭДС.
  • При ремонте инструмента часто обнаруживается, что внешне все обмотки целы, но в них имеются короткие замыкания. Эксплуатация такого инструмента небезопасна, поэтому стоновится вопрос о необходимости перемотки статора, ротора или замене «пробитого» узда.
  • Практика показывает, что восстановительные мероприятия (перемотка) даже в ремонтной мастерской не гарантирует длительную надежную эксплуатацию прибора, поэтому рекомендуется не рисковать, а сразу устанавливать запчасти от производителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *