Iso это в фотоаппарате расшифровка
Перейти к содержимому

Iso это в фотоаппарате расшифровка

  • автор:

Что такое ISO в фотографии и фотоаппарате?

А вы знаете, что в зависимости от характеристик конкретного фотоаппарата и объектива изменяются доступные значения выдержки и диафрагмы, и может случиться так, что вы не сможете подобрать подходящую экспозиционную пару

Если у вас нет возможности выставить нужную экспозиционную пару, вы не сможете получить правильно экспонированный кадр :о( Что же делать? Неужели кадр будет испорчен неправильной экспозицией?

В этом уроке фотографии мы «попросим о помощи» у Международной Организации по Стандартизации :о) Нет, мы не будем писать в эту организацию письмо с просьбой нам помочь! Она нам уже помогла, придумав соответствующий стандарт чувствительности фотоплёнки.

Исторически сложилось так, что чувствительность фотоплёнки без каких-либо изменений стала применяться и в цифровой фотографии, для которой фотоплёнка не нужна. Итак, ISO — этоаббревиатура английского названия организации, упомянутой выше: I nternational S tandardization O rganization — сокращённо ISO .

ISO в цифровом фотоаппарате и фотографии обозначает уровень чувствительности пикселей матрицы фотоаппарата. Нас будут интересовать цифры, стоящие после трёх букв ISO.
Значения этих цифр соответствуют чувствительности фотоплёнки или матрицы фотоаппарата.

Более высокие цифры ISO соответствуют большей чувствительности матрицы фотокамеры. Так же как для выдержки и диафрагмы, чувствительность матрицы цифрового фотоаппарата или фотоплёнки имеет стандартные значения, т.е. на всех фотоаппаратах эти цифры будут одинаковые:

Таблица стандартных значений чувствительности фотопленки (матрицы):

100 200 400 800 1600 3200

Вы заметили, что мы опять имеем дело со стандартными значениями, всё так же как и стандартные значения выдержки и диафрагмы — т.е. любое соседние стандартное значение изменяет экспозицию на один шаг. Если не помните — вспоминайте свойство стандартных значений выдержки и диафрагмы

ИЗМЕНЯЙТЕ ЭКСПОЗИЦИЮ регулируя ISO,
нажимая кнопки под картинкой

ISO

Настройки ISO

Заметили? Выдержка и диафрагма не менялись, а экспозиция менялась от -2 до +2 ступеней благодаря настройкам ISO. В вашем фотоаппарате этот диапазон настроек может быть ещё больше!

Если вы снимаете с высокими значениями чувствительности матрицы, то даже фотографируя в помещении вы можете обойтись без фотовспышки — чудо? На самом деле не всё так просто и профессиональные фотографы используют высокие значения ISO очень осторожно, потому что понимают что такое чувствительность фото-матрицы.

Что такое чувствительность матрицы (ISO)

Помните, в опыте с садовыми шлангами: чтобы получить правильную экспозицию кадра мы экспериментировали с различными комбинациями выдержка/диафрагма? Мы набирали воду в вёдра через шланги с разным диаметром, при постоянном давлении воды в кране.

Предположим, что нам необходимо наполнить ведро побыстрее – тогда мы используем шланг с бóльшим диаметром. А что делать, если у нас нет такого шланга? Что делать если, нам нужна короткая выдержка, чтобы не смазать картинку, а диафрагма уже максимально открыта?

Вот тут мы вспоминаем , что если напор (давление) воды будет больше, то с тем же самым шлангом нам удастся наполнить ведро быстрее. Напор воды в кране и есть аналог ISO в фотографии. Даже если мы используем тонкий шланг, то при хорошем напоре воды, ведро наполнится за более короткое время. Увеличение чувствительности матрицы даёт такой же эффект, как увеличение напора воды в шланге. А увеличив чувствительность матрицы, мы сможем установить более короткую выдержку – сохранив правильную экспозицию кадра.

Не нужно понимать опыт с напором воды буквально – увеличив значение ISO мы не увеличим скорость или количество света, попадающего на матрицу. Тогда, каким образом при увеличении чувствительности матрицы мы получаем нужную экспозицию, ведь количество света падающего на матрицу не изменилось?

Увеличивая чувствительность матрицы (ISO) — мы заставляем электронный блок
фотоаппарата, усилить сигнал полученный с каждого пикселя матрицы.

К сожалению, уровень развития электроники на сегодняшний день такой, что, усиливая электрический сигнал, мы усиливаем и помехи — любые посторонние сигналы не исходящие от объекта съёмки. Такие помехи называются электронным шумом, а на фотографии они заметны в виде цветных точек разной яркости сильно отличающихся от соседних.

Чем больше света может различить каждый пиксель матрицы, тем меньше нам приходится усиливать сигнал, тем меньше на фотографии будет шумов. А от чего же зависит чувствительность пикселей матрицы? Это элементарно просто: чем крупнее (в разумных пределах) пиксель, тем больше его площадь, тем больше света он способен уловить. Разные фотоаппараты при увеличении чувствительности матрицы шумят по-разному. Это зависит, прежде всего, от размера пикселей, физического размера матрицы, количества пикселей на матрице, а так же от алгоритма работы электронного фильтра-шумоподавителя.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ
чем выше чувствительность матрицы ISO,
тем больше будет шумов на готовой фотографии!

Таким образом, если не обращать внимание на шумы, при большей чувствительности матрицы (большем значении ISO) нам нужно меньше света, чтобы получить фотографию с правильной экспозицией. А если учитывать шумы, то всегда нужно фотографировать на минимальных значениях ISO. Зачем же тогда нужна эта функция фотоаппарата?

Когда настраивать ISO

Представьте, что вы снимаете спортивные соревнования в спорт-зале. Вы не можете установить выдержку длиннее 1/250 секунды, потому что снимаете подвижные объекты. Но в зале света не так много и диафрагма вашего объектива открыта полностью, например f/2.8.

Этих настроек выдержки и диафрагмы как раз хватает для нормальной экспозиции кадра. Всё хорошо, пока вы не приблизили объект съёмки зумом. Упс… и полностью открытая диафрагма стала не f/2.8, а странным образом превратилась в f/4?

Надеюсь, вы ещё помните, что при увеличении кратности зума уменьшается угол зрения объектива, а вместе с ним ухудшается светосила объектива? Кто не помнит, вернитесь к опыту с трубочками разной длины.

Объектив вашего фотоаппарат уперся на значении f/4 и больше никак. Чтобы выставить правильные параметры экспозиции нам не хватило одной ступени диафрагмы!

Это как раз тот случай, когда надо настроить ISO. Например, в таблице ниже, в первом столбике наши исходные значения выдержки и диафрагмы (когда не хватило одной ступени диафрагмы). Мы увеличили чувствительность матрицы на 1 ступень, при этом диафрагма и выдержка осталась прежней, а экспозиция (нижняя строка таблицы) стала приемлемой для наших условий — второй столбец таблицы. Если мы продолжим увеличивать ISO то сможем фотографировать с более короткой выдержкой или закрыть диафрагму, если захотим увеличить глубину резкости.

Вот эти эквивалентные параметры настройки фотоаппарата

1/125 1/125 1/500 1/500 1/1000 1/1000
f/4 f/4 f/4 f/5.6 f/5.6 f/8
100 200 400 800 1600 3200
-1 0 0 0 0 0

Вы могли заметить, что произведение квадрата знаменателя диафрагмы и знаменателя выдержки
делённое на чувствительность ISO есть число постоянное для данных условий съёмки:
( 4² × 500 ) : 200 = ( 4² × 250 ) : 100
Любознательные математики могут заняться исследованиями :о)

Изменяя чувствительность матрицы (ISO) мы заменяем недостающие для
нормальной экспозиции эквивалентные ступени выдержки (и/или диафрагмы).

Во время фотосъёмки ISO обычно устанавливают на минимальную величину. И только тогда, когда настройкой выдержки и диафрагмы невозможно добиться правильной экспозиции (недостаточно света) или фотограф задумал сделать выразительный снимок и ему нужны конкретные настройки выдержки и диафрагмы, приходится подстраивать экспозицию настройками ISO.

Чтобы наглядно изучить все тонкости взаимодействия выдержки, диафрагмы и ISO предлагаю вам потренироваться на виртуальном тренажёре начинающего фотографа

До каких значений поднимать ISO и зачем?

child-camera-photography[1]

Теперь вы знаете, что такое диафрагма и выдержка, а значит осталось совсем немного до момента, когда полностью научитесь выставлять экспозицию на фотоаппарате! Третий параметр, при помощи которого можно влиять на количество света на снимке – это ISO (или ИСО в русифицированном варианте).

ISO-exposure[1]

Что такое ISO в фотографии? Все достаточно просто – при помощи параметра ISO измеряется светочувствительность матрицы вашего фотоаппарата. Вы спросите: «Хорошо, а что такое светочувствительность?». Светочувствительность – это характеристика фотоматериала (пленки в пленочной фотографии или матрицы в цифровой), которая показывает его восприимчивость к свету и способность воспроизвести изображение (т.е. вашу фотографию). Чем больше светочувствительность (чем больше ISO), тем быстрее на матрице проявляется изображение, т.е. тем меньше нужно света для проявления объектов на фотографии. Чем меньше ИСО, тем большее время необходимо для правильного экспонирования сюжета.

Как расшифровывается аббревиатура ISO? Дословная расшифровка никак напрямую не связана с фотографией. ISO (International Organization for Standardization) – это название международной организации по созданию и контролю стандартов качества в различных областях производства. Именно эта организация разработала стандарт светочувствительности фотоматериала и способы его измерения.

Какие значения может принимать ISO? В настоящее время действует стандартная шкала значений светочувствительности в цифровой фотографии. ISO современных цифровых фотоаппаратов может принимать значения:

ISO = 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400

Меньшее значение соответствует меньшей светочувствительности матрицы, большее – большей светочувствительности.

Вы заметили закономерность в этом ряде чисел? Да, каждое следующее значение ISO ровно в 2 раза больше предыдущего, что говорит об увеличении чувствительности матрицы к свету в 2 раза. Значит, нужно будет в 2 раза меньше света, чтобы нарисовать картинку при значении ISO=200, чем при ISO=100.

Когда нужно повышать ISO? Параметр ISO я рекомендую повышать только тогда, когда невозможно добиться нормальной экспозиции только при помощи изменения выдержки и диафрагмы. Чаще всего это бывает при съемке в условиях недостаточной освещенности, при съемке быстро движущихся объектов или в условиях, когда необходимо максимально закрыть диафрагму. Повышайте значение ISO постепенно, поэтапно до тех пор, пока не получите желаемый результат на вашем снимке.

T1i_noise_100_12800[1]

Почему нежелательно снимать на высоких ISO? Я не буду грузить вас теорией света и техническими особенностями фотоаппаратов с разными матрицами, потому что я в этом не специалист. Да и для создания красивых фотографий совсем не обязательно знать, сколько света воспринимает каждый пиксель на матрице.

Запомните основное правило: при повышении значения ISO изображение становится более «шумным». Цифровой шум выглядит в виде разноцветных квадратиков (пикселей), которые нарушают равномерность изображения. Особенно сильно цифровой шум виден на малоосвещенных участках фотографии (в тенях).

В недорогих камерах любительского уровня фотографии начинают «шуметь» уже на значениях IS0 = 400 и выше. Элитная техника позволяет создавать качественную картинку на ISO = 3200 и даже 6400. «О! Надо покупать фотоаппарат подороже», — подумаете вы. Да, отчасти это так, но только от части. Потому что большинство снимков делается на значениях ISO от 50 до 400, и только в каких-то очень специфических условиях требуются значения выше. Поэтому для начинающего фотографа или любителя такой набор значений светочувствительности фотоаппарата будет вполне достаточен.

samsung-nv10-camera-gray-scale-different-iso[1]

Еще одно простое правило: чем меньше значение ISO, тем более качественные снимки вы получите. Поэтому старайтесь снимать на значениях ISO = 50-100, максимум 200. Увеличивайте параметр светочувствительн6ости только в безвыходных ситуациях.

О том, как убрать цифровые шумы на фотографии, я буду рассказывать в своих статьях по обработке снимков в графических редакторах Adobe Photoshop и Lightroom.

Что такое ISO и как его настроить

Значение ISO является один из самых важных параметров при съемке, на ряду с такими, как значения выдержки, диафрагмы и баланса белого. ISO часто называют также чувствительностью ISO, уровнем ISO, или просто светочувствительностью матрицы или пленки.

Постер для статьи. Что такое ISO

Постер для статьи. Что такое ISO

Все же, что такое ISO в настройках фотоаппарата?

ISO — это параметр, указывающий на уровень чувствительности к свету ее свето-улавливающего элемента (матрицы или пленки). В основном указывают пределы ИСО для камер (фотоаппаратов). Хотя, этот же параметр можно встретить не только на камере, но, например и на вспышке. Для вспышки, обычно указывается ведущие число при использовании одного из значений ISO 100, или 200. Чувствительность ISO указывается в специальных единицах системы ISO. Само числовое выражение ISO может принимать любое целочисленное выражение от 1 до бесконечности. Например, на моей вспышке SB-900 можно выставить ISO от 1 (единицы) до 12,500, а на моей камере Nikon D40 можно установить значение ISO от 200 до 1.600.

Меньше – лучше!

Чем выше значение ISO, тем более светочувстительней матрица. Очень важно понимать, что чем выше значение ISO, тем меньше времени нужно, чтобы матрица или пленка сосканировала изображение с объектива. Для наглядности, приведу пример: мы снимаем вечером, света мало, на камере установлено значение ISO 100, при этом камера в приоритете диафрагмы (либо в любом другом режиме) показывает, что снимок будет сделан с выдержкой 1/20с. Это очень длинная выдержка, и при этом мы можем получить смазанный кадр. Потому, чтобы уменьшить выдержку нужно увеличить ISO. Например, мы увеличили ISO до 800, то при этом выдержка уменьшиться в 8 раз и станет 1/160с (одна сто шестидесятая секунды). Если бы не шумы, то можно было бы всегда снимать на высоких ИСО и никогда не переживать за выдержку, в связи с шумами, нужно понижать ИСО и увеличивать выдержку и в добавок переживать за то, чтобы не получить смазанный кадр.

Поднять, закрыть, уменьшить!

Параметры выдержки, значения диафрагмы и ISO взаимозаменяемые. Количество нужного камере света для построения изображения может быть одинаковое при разных трех значениях выдержки, диафрагмы и ISO. Так, при значениях 1/60с, F2.8, ISO 100 камера получит столько же света, сколько при значениях 1/30с, F2.8, ISO 50 или 1/60с, F5.6, ISO 400. Для того, чтобы компенсировать поднятие ИСО, нужно закрыть диафрагму или уменьшить выдержку. Наоборот тоже справедливо. Можно увеличить выдержку, открыть диафрагму и понизить ИСО.

ISO влияет на шум

Фактически значение ISO также отвечает за появление шумов на фотографии. Шумы — это паразитическое искажение на фотографии. Обычно его так и называют — шум, зерно и т.д. Чем выше ISO тем большими будут шумы. И чем меньше ISO, тем меньшими будут шумы. Чтобы получить максимально возможную качественную фотографию с фотоаппарата, нужно снимать на максимально допустимых низких ISO. Очень часто это ISO 200, 100, 50, иногда они могут обозначаться как Lo1.

Разность шумов при разных значениях ISO

Разность шумов при разных значениях ISO

Супер высокие и супер низкие ISO

Множество камер имеет расширенный диапазон значений ISO — обычно это программная накрутка ISO, и обозначаются они как Hi1, Hi2 и т. д. Например, для камеры Nikon D200 HI1 эквивалентно значению ISO 3200, а на камере Nikon D90 HI1 эквивалентно значению ISO 6400. Всегда помните, что снимая на таких расширенных значениях ISO практически всегда будет очень сильный эффект шумности картинки. Я настоятельно не рекомендую снимать в расширенном верхнем диапазоне ISO на любых камерах. Также, диапазон может расшираться в меньшую сторону, так камера Nikon D90, D300, D700 имеют значения lo 1, lo 0.3, lo 0.7 в качестве эквивалентов для ISO 100, 160, 130. Какой выигрыш дает расширение в низкий диапазон ИСО читайте в моей статье ISO lo1. Некоторые камеры, фактически, не имеют аппаратной реализации ISO, такой вывод я сделал, проведя эксперимент с ISO.

Шумы на разных ISO. Пример увеличение 1 к 1

Шумы на разных ISO. Пример увеличение 1 к 1

С каким ISO выбрать камеру?

Выбирая камеру, всегда смотрите на минимальные и максимальные значения ISO, а также помните, что в 90% случаях Вам не придется снимать на предельных высоких ISO, так как часто они просто не смогут обеспечить нормального качества изображения. Потому, у профессиональных фотографов имеется понятие рабочего ISO. Под рабочим ISO подразумевается максимальное значения ISO на котором камера может давать приемлемый результат. Хитрость в том, что в отличии от диафрагмы и выдержки, которые на всех камерах дают полностью одинаковые значения, одно и то же ISO на разных камерах может давать разное значение шумности. Потому, в одной камеры рабочее ISO будет 800, а в другой рабочее ISO будет 3200. Для примера, на камере Nikon D700 можно получать снимки приемлемого качества на ISO 3200, в то время как на Nikon D200 в режиме ISO 3200 (Hi1) уже получается не фотография, а полная ерунда. Очень сильно разница в шумности ИСО чувствуется на цифровых мыльницах, где уже на ИСО 400 часто очень сильно виден цифровой шум, а в то же время на зеркальных камерах ИСО 400 вполне рабочее.

Что влияет на шумность при высоких ISO?

На уровень шумности при высоких ИСО очень сильно влияет размер матрицы фотоаппарата. Чем больше матрица, тем меньше шум. Учитывая, что в компактных фотоаппаратах матрица очень маленькая, то и уровень шумов она производит огромный. Объяснить можно очень просто на величине пикселя. На большой матрице большие пиксели, которые могут поглотить намного больше света и таким образом сделать сильный електрический сигнал. Логично, что 12МП с мыльницы и 12МП с Nikon D3s будут давать разный уровень шумов при высоких ИСО. Больше информации в моей статье размер матрицы имеет значение.

Как меряется ISO?

ISO как и выдержку и диафрагму принято считать по стопах, например, ISO 100, ISO 200, ISO 400 и т. д. Разница между ISO 800 и ISO 400 ровно два раза или один стоп, а между ISO 100 и ISO 1600 ровно 16 раз, либо 4 стопа. Очень плохо, что в камерах в основном доступно изменения ISO только на величину стопа. Так, для Nikon D40 возможно установить вручную ISO только 200, 400, 800, 1600, HI1 и нельзя установить промежуточное значение, такое как ISO 250, 320, 500 и т. д. На более продвинутых камерах можно устанавливать и промежуточные значения, но все же тонкого контроля ISO практически нет ни в одной камере. Самое интересное, что в автоматическом режиме ISO, чувствительность ISO может принимать любые значения, такие как 110, 230, 1400 и т.д.

Автоматическое ISO

Почти на всех камерах доступно автоматическое ISO. Это означает, что камера сама подберет оптимальное значение ISO. Автоматическое ISO очень удобно при съемке с плохим освещением, при его использовании камера может выжать максимум качества. В основном, при использовании автоматического ISO, нужно указывать максимальную выдержку и максимальное значение ИСО. Некоторые камеры подстраивают ISO под фокусное расстояние объектива, чтобы не допустить смаза при съемке с рук. Кому интересно, можете почитать как работает функция автоматического управления чувствительностью ISO на современных ЦЗК Nikon.

Пример работы авто ИСО

Мы решили сфотографировать дома кошку при тусклом освещении лампы. У нас объектив 60мм, чтобы избежать дрожания рук, нужно снимать на выдержке не длиннее 1/60, потому выставим в параметрах автоматического ISO значения максимальной выдержки равное 1/60, а также максимальное допустимое ISO 800 для того, чтобы получить максимальное качество снимка. При фотографировании камера будет пытаться понизить ISO, и корректировать выдержку. Если выдержка короче 1/60 и ISO меньше минимального, то камера автоматом удлинит выдержку и понизит ISO и будет делать это до тех пор, пока не упрется в заданный предел в 1/60 секунды, при этом мы получим максимально допустимую выдержку и минимально возможное ISO для фотографирования кошки. Если же света вполне достаточно, то камера выставит ISO 100 (или любое минимально допустимое) и любую нужную выдержку не длиннее 1/60. Если же света катастрофически мало, то камера выставит максимально возможное ISO и принудительно увеличит выдержку для правильной экспозиции. Вообще, я настоятельно рекомедую поэксперемнитровать с автоматическим ISO в режиме приоритета диафрагмы, так как работа автоматического ISO довольно специфична.

Маленькая хитрость

При использовании автоматического ISO и вспышки, лучше отключите авто ISO, так как очень часто камера сходит с ума и там, где можно реально понизить ISO, камера ставит максимально указанное и делает снимок со вспышкой. Да и вообще, если есть вспышка, то можно спокойно использовать самые низкие из доступных ISO.

Еще одна маленькая хитрость

На ряде цифрозеркальных камер в режиме автоматического ISO можно выставить в меню максимальное ISO, а также минимальное. Иногда, для установки минимального ISO нужно просто селектором выставить нужное значение ISO, например 800. И тогда, при максимальном заданном ISO 1600 получится диапазон рабочих ISO 800-1600 на которых будет работать камера – очень и очень полезная штука.

Золотое правило настройки ISO

Всегда помните про золотое правило – снимать нужно на минимально возможных значения ISO. Как только появилась возможность понизить ISO – делайте это. Подымайте ISO только тогда, когда это нужно, например, когда выдержка при низком значении ISO оказывается слишком длинной для нормальной съемки с рук. Чтобы максимально низко опустить ИСО – максимально открывайте диафрагму. Если есть вспышка, не используйте высокое ИСО. Хотя, иногда и со вспышкой можно снимать на высоких значениях ISO (детали здесь).

Выводы

Значение ISO непосредственно отвечает за светочувствительность и за уровень шумов. Чем выше ISO — тем больше шумы и хуже фотография. Чем ниже ISO — тем лучше фотография, но и тем длиннее выдержка.

Есть вопрос? Можете задать в комментариях. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Добавить комментарий:

Комментарии: 150, на тему: Что такое ISO и как его настроить

31.03.2014 в 16:12 Ответить

Я как раз не имел ввиду Lo значения. Вот у меня на фотоаппарате ISO от 100 до 3200. Советуют снимать на 200, так как утверждают, что 100 уже накрутка. Аппарат Nikon V1, если что.

22.09.2014 в 17:27 Ответить

Есть камеры, на которых ISO 100 – это Lo1, но есть и такие, у которых ISO 100 – честное, то есть аппаратное, и никаких “накруток” и понижений динамического диапазона они не делают. Например, у Nikon D5100 не ISO 200 базовое, а как раз ISO 100, оно не является расширением ISO 200.

Великий Сверхфотограф
19.07.2014 в 16:56 Ответить

Верно пишет ТС. Помог мне немного разобраться. У меня 6400 самое большое. Вообще непонятно зачем оно. Соглашусь с Максимом – 200 хорошо. Уже сравнивая с 400 видно, что на 400 при увеличении фото шумов больше. А 64 со вспышкой просто отлично. Спасибо ТС.

19.09.2014 в 21:28 Ответить

[…] не так давно я не задумувався особливо про ISO (світлочутливість). Не буду зараз вдаватись в деталі. […]

18.10.2014 в 17:58 Ответить

Здравствуйте.
Скажите зачем тогда делать на камерах большие iso, если на них снимать качественно все равно не получится, а будет только шум? Не проще ли на камере сразу уже на заводе поставить максимальное iso при котором качество будет приемлемым именно на этой камере.
Спасибо.

дедушка Федор
03.11.2014 в 22:53 Ответить

Разными фотографами преследуются разные цели. Кто-то натюрморты запечатлевает в помещении при свете трёх вспышек,где у арбуза каждую косточку от дугой отличить можно. А кем-то фиксируется передача наркотиков на расстоянии ста метров в полумрачном переулке без возможности использовать осветительный прибор. Так вот второму фотографу гладкая кожа на лицах ”моделей,, совсем не обязательна.

22.07.2019 в 10:45 Ответить

Потому что фотоаппарат не всегда используется для создания эстетически прекрасных фотографий. Бывают фотографы работающие в горячих точках, с криминалом и т. Д. И им важно не навести красоту на своих снимках, а запечатлеть происходящее. И иногда это самое происходящее не освещено студийным софтбоксом. Поэтому чтобы сделать хоть какой то снимок при практически отсутствующем освещении надо задирать ISO.

15.01.2016 в 06:19 Ответить

Кстати, хотела спросить автора статьи (по его опыту, или из общения с коллегами). Как поступать, если все “против” качества. Освещенность низкая, как пример – зимой часто фристайлеры прыгают при уже полной темноте (нужно повышать ISO), при этом и движение быстрое (спорт, дети)и выдержка должна быть маленькой (прямо противоположно цели увеличивать выдержку при малой освещенности), и хочется, чтобы камера красиво сфокусировалась на объекте. А вспышка даже самая мощная может “не достать” спортсмена, который за 300 метров. И качество снимка, например, важно (для какого-нибудь рекламного буклета, а не просто “в эфир”).Качество снимка все равно будет падать? Т.е. буквально “пристреливаться”. Но это достаточно сложно, потому что тут у нас компьютер с монтитором под рукой. Получается везде с собой ноут или планшет возить? Или заранее делать пробную “сессию” в условиях, близких к боевым?

10.03.2016 в 06:44 Ответить

Добрый день. На камере Сони альфа 7s ISO достигает до 409600. Это значит плохо?

10.03.2016 в 08:36 Ответить

Это ужасно! Что они себе там в Сони позволяют?! =)
PS: классная камера, умеющая хорошо снимать при слабом освещении.

05.04.2016 в 14:57 Ответить

Уважаемый Радожива, фотографическая система фотоаппарата относится к иконическим системам, т.е. воспринимающим изображение сразу целиком, как есть, не раскраивая его на столбцы и строки. Поэтому Ваше выражение “матрица СКАНИРУЕТ изображение с объектива” невеное.
Извините за мои “пять копеек”, но истина првыше всего. С уважением ко всем читателям форкма и к Вам лично.

26.04.2017 в 19:11 Ответить

Евгений, вы правы только в этой части -то есть, действительно, Матрица воспринимает объект из объектива сразу и целиком. То есть все пиксели одновременно освещены объектом съёмки. Но надо не забывать, что в последующем электроника считывает информацию с каждого пикселя последовательно, то есть, действительно сканирует сумму сигналов с Матрицы и заводит весь этот массив информации в цепи обработки и хранения, сохраняя последовательность и адресность сканирования. Поэтому говорить о сканировании изображения, в принципе, возможно. Ведь по этой же самой причине и происходит задержка изображения на дисплее, если фотоаппарат движется. Глаз человека вместе с его мозгом, кстати, быстрее обрабатывает объект в движении, чем цифровой фотоаппарат, заметте. Но это, наверное, пока. Техника совершенствуется и догонит когда либо способности мозга. Мне так кажется. Alex

Максим Стоялов
23.05.2016 в 22:00 Ответить
Хорошая статья.
16.08.2016 в 14:06 Ответить
Вот тут еще немного полезной инфы про ISO
http://www.bestnewart.ru/about/lessons/cho_takoe_iso.html
19.08.2016 в 11:06 Ответить
Очень нестандартно про ИСО http://www.bestnewart.ru/about/lessons/cho_takoe_iso.html
Аркадий Шаповал
19.08.2016 в 13:48 Ответить
И что там нестандартного?
19.08.2016 в 13:56 Ответить
Видимо тем, что такую простую тему автор не смог.
09.03.2017 в 21:52 Ответить

Заметил такую интересную особенность на d80,что при хорошем освещении,и незначительном повышении ИСО до200-400.Кадр выглядит более резким.Цвет насыщается красками.Появляется незначительный благородный шум.Конечно ИСО 800 выглядят не весело.

26.04.2017 в 19:23 Ответить

Статья великолепная и Огромное спасибо Аркадию и за его терпение и понимание всех обращений к нему всех форумчан. Вот побольше бы таких людей – как бы жизнь по многим вопросам у нас облегчилась бы и стала интереснее. Кто же горит желанием поглубже и более детально вникнуть и в природу ISO, и вообще погрузиться в глубины Сенситометрии. то читайте материалы Википедии. Загрузитесь сполна. Успехов всем. Alex

Бест Фотограф
04.05.2017 в 20:25 Ответить

Просто берешь это приложение и читаешь от корки до корки. Все расписано доступным языком с множеством примеров. И не ищешь больше таких тупых вопросов. Не пожалей эти сраные 99р. Т.к оно того действительно стоит. https://play.google.com/store/apps/details?id=com.mirbor.forphotographers

04.05.2017 в 20:58 Ответить

Тяжело с продажами? Зачем платить за то, что бесплатно? А тому, кто не понимает, и за деньги не поможет.

04.05.2017 в 21:00 Ответить
Не удивлюсь, если там плагиат с бесплатных источников, включая Радоживу.
04.05.2017 в 21:53 Ответить
07.05.2017 в 15:51 Ответить

Так как я снимаю большой частью на предельных ISO, постоянно изыскиваю пути как бы мне поменьше мучаться.
Обнаружил несколько интересных моментов.
Например, снимки на одном и том же ISO и близких выдержках могут давать кардинально разные результаты качества изображения. Разница только в свете. Вот два снимка.
На этом я утром прикрыл шторы на окнах. В комнате было относительно темно. ISO-24800, RAW с камеры, без постобработки, шумодав выключен:

07.05.2017 в 15:55 Ответить

А вот снимок из концертного зала с тусклым светом.
Обратите внимание на дикие шумы по сравнению с предедущим снимком.
Пчела на форсаже вообще вся рябая, в цветных пикселях. Та же камера, IS0-6400, +1EV в постобработке, шумодав выключен:

Дима Волгоград
22.08.2017 в 14:27 Ответить
Подскажите, пожалуйста, как выставить ISO Lo1 в Nikon d70?
22.08.2017 в 16:02 Ответить
Вроде никак. А лучше всего задать этот вопрос инструкции фотоаппарата)))
18.01.2018 в 18:56 Ответить

Обновить бы статью.
Во первых, количество шумов зависит не от исо, а от работы автоматики в режимах P,A,S.
Во вторых, уже давно есть камеры которые толерантны к различным исо(fuji x-t1, sony a6300 и тд). Картинка на них при iso 200 ничем не отличаеться от картинки при iso 3200 +4Ev.
Так что утверждать что высокие исо-плохо, низкие-хорошо, как минимум, уже года 4 не соответствует действительности.

18.01.2018 в 19:04 Ответить
Это открытие. У никона есть “толерантные”?
19.01.2018 в 01:00 Ответить
на счет никона не знаю, скинул ссылку, можете поискать интересующую вас камеру
18.01.2018 в 20:49 Ответить

Дмитрий, ошибка у Вас, а не в статье. Во-первых, есть методики реального измерения шумов, и пока новых камер, которые выдавали на iso 3200 сопоставимые показатели с iso 200 в природе не существует. Наконец, есть сайты, где можно сравнить шумы разных новых камер в разных режимах – с отключенным шумодавом и без. Откуда у Вас взялись такие сведения про отличную картинку на высоких iso?

18.01.2018 в 23:49 Ответить

В последнее время очень много статей на тему, что даже с выключенным шумодавом камера продолжает програмно давить шум. И в какой то мере сырой RAW на сегодняшний день уже не является исходным файлом, т.к. производители идут на свои маркетинговые хитрости. Картинка при этом получается гладенькая, чистенькая, но детализация серьезно страдает. Так что говорить о победе над высокими ИСО рановато. Даже если в сети посмотреть обзоры перечисленных вами камер то исо-3200 предел для них и конечно 3200 отнюдь не 200

19.01.2018 в 01:20 Ответить

я лишь оспариваю утверждение что высокие исо это всегда плохо, и надо стремиться фотографировать на низких. в солнечный день конечно исо 3200 качества картинке не добавит, но если мы говорим о ночных фото то сделайте снимок с исо 3200 и с исо 200, на втором снимке в том-же лайтруме повысьте экспозицию на 4 стопа и поймете о чем я говорю. к примеру для Canon 6D лучшее качество ночных снимков будет при iso 6400 и выше.

19.01.2018 в 08:24 Ответить
лучшее будет при исо 100 со штатива
19.01.2018 в 10:25 Ответить

Дмитрий, ни один нормальный фотограф не порекомендует Вам снимать в темноте на iso 200 вместо iso 3200, а затем программно это тянуть в редакторе. Почему Вы решили, что так следует поступать? Когда говорят, что съемка на меньших ISO предпочтительней, это не означает, что кадр должен быть недоэкспонированным. Ваша задача подумать как сделать так, чтобы и ISO было меньше, и кадр был правильно проэкспонирован.
Учитывать можно следующее: механизм повышения iso в камере связан с работой усилителя сигнала, а механизм осветления в редакторе с программным смещением яркости. Причем для редактора критична разрядность исходного файла. Режимы ISO-HI в камерах это такое же программное осветление. Но и в не-HI режимах с ISO не все однозначно. До определённого момента ISO камерный усилитель может давать лучший результат, чем осветление в редакторе. Но после некоторого значения (для каждой камеры свое), оказывается, что съемка на меньших ISO и осветление в редакторе дает несколько лучший результат.

19.01.2018 в 11:34 Ответить

я как раз и говорю что не стоит тянуть фотки, а стоит переходить на высокие исо. по факту у нас всегда есть ограничение по времени экспонирования, хоть съемка с рук хоть со штатива. по-этому и предлагаю сравнить фото с исо 200 и исо 3200 с одинаковой экспозицией. для каждого фотоаппарата есть свой оптимальный исо для ночной фотографии, его нужно найти эксперементальным путем, для sony a7s это к примеру iso 3700. а в статье написано что высокие исо-зло, переходите на низкие, вот я и предлагаю это исправить, так как это не соответствует действительности

19.01.2018 в 17:49

Дмитрий, в этой конкретной статье не говорится, что нужно снимать на низких ISO и тянуть фотографии. Есть ссылка на статью Эксперимент с ISO, но это не призыв к чему то, а только демонстрация результата эксперимента.
Утверждение, что по возможности надо снимать на меньшем значение ISO, по моему, мало у кого может вызвать сомнения, поскольку и так все знаю, что чем ближе ISO к базовому тем лучше будет картинка при прочих равных.
Ну и наконец, снимая на высоких ISO, всё-равно надо думать как их уменьшить. Кроме ISO на экспозицию влияют другие параметры и надо всегда искать компромисс между ними, прежде чем поднять ISO. Также есть много способов, как не повышая ISO добиваться нужного результата. Я всегда трижды подумаю, как сделать кадр на меньших ISO с нормальной экспозицией, прежде чем поверну диск в сторону его повышения.

19.01.2018 в 10:52 Ответить

Олег, мы вообще никогда не видим, как Вы пишете сырого RAW (получается сырого сырого, но суть понятна). В любой камере, у любого производителя в RAW-файл записываются данные сформированные по определённому алгоритму. И вот этот самый алгоритм может быть достаточно сложным, существенно влияющим на изображение. Fuji на мой взгляд делает очень много для того, чтобы изображения сразу с камеры (в RAW / не в RAW) выглядело лучше, чем Вы могли бы его где-то доработать (у них матрицы заточены именно под дальнейшую доработку программой камеры, а не наоборот, когда программы только устраняют косяки матриц). Плохо ли это? Я так не считаю. Если производитель заранее знает, что у выдаваемого сенсором изображения есть слабости, которые впоследствии никакими другими методами не устранишь и сразу пытается их поправить наилучшим образом, то почему бы и нет.

19.01.2018 в 00:58 Ответить
14.06.2018 в 11:01 Ответить
Все очень доступно, спасибо
24.09.2019 в 17:55 Ответить

Порекомендуйте, пожалуйста, какие полупрофессиональные фотоаппараты Nikon имеют высокие рабочие ISO, приемлемые для работы с телеобъективом на фокусном 600 мм при слабом освещении (пасмурная погода, вечер, утро, лес)? (Собираюсь докупить второй фотоаппарат и не могу определиться)

Аркадий Шаповал
24.09.2019 в 18:04 Ответить
Напишите, что у вас уже есть.
25.09.2019 в 23:03 Ответить
26.09.2019 в 16:53 Ответить

D7100/7200/7500, если хотите кроп
D600/610/750/850… – на ваш карман.
Сравнивая 600/610 и 750, у последнего немного лучше АФ.
У кропа будет больше ЭФР (т. е. с ФР 600 вы будете иметь ЭФР 900мм), но и выше требования к короткой выдержке на длинном конце, при этом рабочее ISO ниже, чем у ФФ.
С другой стороны из ФФ можно всегда сделать кроп (с потерей “разрешения”, разумеется), а вот наоборот (из кропа получить ФФ) – никак.
P.S. это если систему менять не планируете.

05.12.2019 в 14:10 Ответить
Что такое нативное исо и как его использовать при съёмке на Никон д90?
07.01.2020 в 14:05 Ответить

Добрый день.
Я бы уточнил некоторые моменты в выводе “Значение ISO непосредственно отвечает за светочувствительность и за уровень шумов. Чем выше ISO — тем больше шумы и хуже фотография”.
И вот почему.
1. Светочувствительность матрицы неизменна, она определена технологией изготовления и в большинстве случаев совпадает с минимальной базовой (например, ISO 100). Все прочие значения – это аппаратное усиление (в некоторых моделях – еще и понижение) светового сигнала, преследующее цель компенсировать нехватку света, поступившего на матрицу. Изменение ISO лишь меняет яркость картинки, но не экспозицию (количество фотонов, поступивших на матрицу). Последняя определяется только выдержкой и диафрагмой.
2. На уровень шума влияют многие параметры – экспозиция, характер света, технология изготовления матрицы, ее размер, крупность пикселей, остаточный уровень заряда в них, температура матрицы и др. Температура матрицы растет при усилении светового сигнала (рост ISO) и это приводит к дополнительному шуму. Но первопричиной является опять-таки нехватка света (недостаточная экспозиция), которую аппарат компенсирует повышением ISO. Т.о., за уровень шума “отвечает” “недоэкспонированность” кадра, а повышение ISO – лишь индикатор усиления яркости до приемлемого уровня. Можно провести тест, аналогичный на сайте DPreview: снять 2 недоэкспонированных кадра, снятых при одинаковых диафрагме, выдержке и источнике света: один с недодержкой в 1 стоп на ISO 3200, второй с недодержкой 5 стопов на ISO 200. Затем в конвертере довести яркости обоих кадров до одинакового значения. Второй итоговый кадр будет полностью разрушен шумами и цветовыми искажениями, первый же, снятый при высоких ISO, будет приемлемым.
3. Необходимо также сказать о таком важном показателе, как динамический диапазон матрицы – ДД (сколько стопов может передать кадр). И вот тут-то повышение ISO приводит к серьезному сужению этого диапазона: от 11-12 стопов при базовом ISO 100 до всего лишь 8 на ISO около 3200. Т.о., при высоких ISO качество кадра существенно ухудшается из-за невозможности передать весь яркостный диапазон сцены.
В связи с этим я бы так подытожил:
– Светочувствительность матрицы определяется, в частности, базовым значением ISO, а также рядом других вышеуказанных параметров.
– Динамический диапазон кадра сужается с ростом ISO.
– Экспозиция непосредственно влияет на уровень шумов. Чем более недоэкспонирован кадр, тем больше требуется усилить сигнал (т.е., поднять ISO), тем выше температура матрицы, тем выше шумы.
А вообще-то, как показывают шедевры мировой фотографии, классность фото с уровнем шумов и шириной ДД вообще никак не связана. Но это уже другая тема 🙂

ISO в фотоаппарате, 6 шагов к пониманию

Думаю каждый, кто любит фотографировать, сталкивался с таким параметром как ISO в фотоаппарате. ISO на ряду с диафрагмой и выдержкой , это три основных параметра в камере, которые влияют на экспозицию. Знаю как правильно управлять ISO, диафрагмой и выдержкой, вы сможете сделать качественные фотоснимки.

В этой статье мы выясним, что такое ISO и как ей управлять.

Что такое ISO в фотоаппарате

И так, ISO (International Standards Organization) — определяет чувствительность матрицы или плёнки к свету. Проще говоря ISO это светочувствительность.

Светочувствительность для плёнки, определялась на основании чувствительности фотоматериалов и эмульсий. В современных цифровых камерах ISO это коэффициент программного усиления сигнала с сенсора.

Шкала обозначений ISO

Стандартная шкала обозначения ISO в фотоаппарате: 100; 200; 400; 800; 1600; 3200. Диапазон светочувствительности может изменяться на разных камерах, как в меньшую так и в большую стороны.

Шкала ISO в Canon

Как управлять ISO

Для выбора значения светочувствительности, на большинстве зеркальных камер выделена отдельная кнопка, для удобства и быстроты работы. Если отдельной кнопки нет, управление осуществляется через меню или сочетанием кнопок.

Кнопка ISO в Canon

Управление ISO возможно осуществлять в ручном и автоматическом режимах.

Для ручного управления, необходимое выбрать значение из доступных в камере. В ручном режиме выбранное число будет постоянным, независимо от других настроек камеры.

При управлении ISO в автоматическом режиме, необходимо выбрать значение AUTO. В авто режиме камера сама выбирает необходимую светочувствительность, в зависимости от освещённости, а также установленного значения диафрагмы и выдержки.

Авто режиму можно задать верхний придел ISO. Для это необходимо зайти в меню камеры и установить максимальное значение.

Управление ISO в фотоаппарате

В авто режиме, камера мажет использовать промежуточные значения ISO, например 160; 250; 320 и т.д.

Как влияет ISO на экспозицию

Значение ISO, в совокупности с выдержкой и диафрагмой, напрямую влияет на экспозицию. Простыми словами, чем больше значение ISO, тем светлее будет снимок. Когда необходимо увеличить экспозицию, но это нельзя сделать за счёт других параметров, её можно поднять с помощью ISO. Как правило, это требуется для съемки с рук, в условиях не достаточной освещённости, или движущихся объектов.

ISO в фотоаппарате

Влияние ISO на качество фотографии

Здесь работает простая формула: чем ниже ISO, тем выше качество, чем выше ISO, тем ниже качество фотографии.

При увеличении значения светочувствительности, появляются так называемые шумы, или зернистость. Детализация снимка уменьшается, соответственно снижается качество.

ISO в фотоаппарате

На сегодняшний день, любой фоторедактор имеет функцию удаления шумов. Но данные функции, приводят к уменьшению резкости, съедаются мелкие детали и контуры. Лучше по возможности, ещё при съемке позаботится о качестве.

Как использовать ISO во время съемки

В хорошую солнечную погоду, использование ISO 100, даст наилучшее качество фотографии.

Чайка на песке

ISO 100 можно использовать и для съемки ночного города. Для этого обязательно понадобится штатив, так как для хорошего экспонирования снимка, необходима длинная выдержка.

Балаклавская бухта

ISO 200-400 можно использовать при пасмурной погоде, или в помещении.

каноник

ISO 800-1600 используется при плохой освещённости, и как правило для репортажной съемки.


zcity

ISO 3200 редко используется. При такой высокой светочувствительности очень большие шумы.

Заключение

Если Вам позволяют условия, используйте минимальные значения ISO. В темное время, малом значении светочувствительности, придётся воспользоваться штативом.

Во время использования вспышкой и при съемке ночных пейзажей, лучше перейти в ручной режим управления светочувствительностью.

Желаю удачи в творчестве!

C уважением Автор блога vzest.ru Владимир Захаров!

Смотрите также:

  • Выдержка затвора камеры и её эфекты
  • Диафрагма объектива: 6 шагов к пониманию
  • Как сделать задний фон размытым
  • Глубина резкости или ГРИП в фотографии. Как научиться управлять

Понравилась статья? Сделай репост, поделись с друзьями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *