Синтетика от полусинтетики отличие
Перейти к содержимому

Синтетика от полусинтетики отличие

  • автор:

Синтетика от полусинтетики отличие

Основы моторных масел. Синтетика или полусинтетика?

синтетическое или полусинтетическое масло?

Одним из базовых критериев различия моторных масел является их «синтетичность». По этому критерию общепринято деление масел на три категории: минеральное, полусинтетическое и синтетическое. Косвенно категорию масла можно определить по его вязкости, однако, в зависимости от сферы применения масла, могут возникать нюансы. Так, скажем, грузовые масла «классической» для легкомоторной полусинтетики вязкости 10W-40 нередко являются синтетическими продуктами.

В чем отличие синтетического моторного масла от полусинтетического и минерального?
Простыми словами, чем более синтетическим является масло, тем «сильнее» у него база и пакет присадок, тем стабильнее его характеристиками, лучше защитные и низкотемпературные свойства. Но такие характеристики синтетических масел берутся не сами по себе, а следуют из свойств и характеристик базовых масел – основного базового компонента для производства готовых товарных масел. Одной из самых важных характеристик базовых масел является индекс вязкости (VI – viscosity index), характеризующий стабильность вязкости масла в зависимости от температуры. Чем ИВ выше, тем термостабильнее масло, тем меньше изменение его вязкости.

Типы базовых масел
Базовые масла, согласно общепринятой классификации API, делятся на 5 основных групп. Масла первой, второй и третьей групп производятся из нефти, четвертой и пятой – являются химически-синтезированными. К синтетическим относятся масла 3, 4 и 5 групп.

Группа 1: минеральные масла, содержащие менее 90% предельных углеводородов и имеющие индекс вязкости в районе 90.
Группа 2: минеральные масла с увеличенным количеством предельных углеводородов и индексом вязкости около 100.
Группа 3: минеральные масла, подвергшиеся процессу каталитического гидрокрекинга. Имеют в составе более 90% предельных углеводородов и обладают индексом вязкости около 140-150.
Группа 4: полностью синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО) с индексом вязкости около 130.
Группа 5: полностью синтетические базовые масла, которые по тем или иным свойствам не попали в предыдущие группы. В эту группу входят базовые масла на основе эфиров, сложных спиртов и т.п.

Минеральные масла получают в результате глубокой очистки нефти, они имеют стабильные характеристики, хорошие смазывающие свойства и обладают высокой растворимостью присадок. Однако минеральные масла имеют невысокую термостабильность, а их характеристики очень сильно зависят от температуры.

Полусинтетические, частично-синтетические масла – это, по своей сути, минеральные масла, эксплуатационные свойства которых были улучшены путем добавления до тридцати процентов синтетических масел третьей либо, что значительно реже, четвертой группы.

Гидрокрекинговые масла третьей группы относятся к синтетическим маслам, хотя и производятся из нефти. В процессе каталитического гидрокрекинга базовые минеральные масла подвергаются ряду химических реакций, существенно меняющих молекулярную структуру масла и его свойства. В результате химического воздействия из минерального масла удаляются соединения азота и серы, выпрямляется и очищается его молекулярная решетка. В результате изменения молекулярной структуры, гидрокрекинговое масло по комплексу характеристик максимально приближается к химически-синтезированным маслам, а по ряду параметров и превосходит их, сохраняя, при этом, все плюсы минеральных масел – высокую растворимость присадок и хорошие смазывающие свойства.

Большинство синтетических масел сегодня являются именно гидрокрекинговыми маслами. В том числе и масла с самым требовательным допуском VW 504/507, предусматривающим межсервисные интервалы до 40 тысяч километров.

Масла 4 и 5 групп являются химически-синтезированными «ненефтяными» базовыми маслами. Полностью синтетические базовые масла отличаются очень высокой термостабильностью, высокой текучестью и проникающей способностью при отрицательных температурах, хорошими антиокислительными свойствами, низкими испаряемостью и расходом на угар.

Однако, синтетические базовые масла имеют два критических недостатка: низкую смазывающую способность и малую растворимость присадок. Для обеспечения хороших смазывающих способностей и, что крайне важно, растворимости присадок, в товарные «полностью синтетические» масла добавляются масла первой, второй либо третьей группы.

Так если «полностью синтетическое» и полусинтетическое масло – это смесь синтетических и минеральных базовых масел, то в чем же тогда разница? Основная разница в пропорциях компонентов итогового базового масла, ведь 80/20 – это не то же самое, что 20/80. Кроме того, «полностью синтетические» масла могут изготавливаться из смеси масел четвертой и третьей групп, а полусинтетические – из смеси масел второй и третьей.

На сегодняшний день наилучшими эксплуатационными характеристиками обладают масла, созданные на смеси базовых масел третьей с четвертой либо пятой групп. Такие масла обладают хорошими смазывающими и антиоксилительными свойствами, растворимостью присадок, высокой термостабильностью и низким расходом на угар. Также в синтетических маслах применяются более совершенные и современные пакеты присадок.

синтетичне чи напівсинтетичне масло?

Можно ли заливать синтетическое масло в старый автомобиль?
Бытует мнение о нежелательности применения синтетических масел в старых автомобилях, особенно если ранее применялось полусинтетическое либо минеральное масло. Основной аргументацией является то, что «польет со всех щелей». Отчасти этот миф справедлив, но только в одном случае.

Если ранее в двигатель долгое время заливалось низкокачественное масло, нарушались интервалы его замены и двигатель изнутри покрылся коксом, то нередко уже «уставшие» сальники и прокладки не дают течи исключительно из-за их закоксованности. В таком случае прокладки и сальники через некоторое время дадут течь при переходе на качественное масло с хорошими моющими свойствами, независимо от степени его «синтетичности».

Еще одним популярным аргументом является то, что синтетические масла более жидкие.
Полностью синтетические масла, созданные на основе базовых масел четвертой группы действительно обладают лучшей текучестью и несколько более агрессивны к резиновым уплотнениям двигателя, чем даже гидрокрекинговые синтетические масла. Нередки случаи, когда прокладки и сальники начинали немного «сопливить» после перехода с качественного гидрокрекингового масла на ПАО-масло. Вязкость же полусинтетического масла 10W-40 при рабочей температуре является такой же, как синтетического масла 0W-40 либо 5W-40.

В общем же случае, если в двигатель заливалось качественное полусинтетическое масло, не нарушались интервалы замены, двигатель внутри чистый, то никаких негативных последствий от перехода на синтетическое масло при соблюдении рекомендаций по вязкости и допусками не будет

Сравниваем синтетику и полусинтетику

Выбор «правильного» смазочного материала волнует всех автовладельцев, как новичков за рулем, так и опытных водителей. А вопрос «Что лучше – масло синтетика или полусинтетика?» будет актуальным всегда, пока существуют автомобили, работающие на двигателе внутреннего сгорания.

Синтетическая продукция дороже, в ней больше присадок. Но значит ли это, что она превосходит полусинтетическую по всем характеристикам? И можно ли ее заливать в любой автомобиль? Однозначного ответа на эти вопросы не существует, так как имеется ряд факторов, которые следует учитывать:

  • рекомендации производителя;
  • сезонные и погодные условия;
  • состояние и тип мотора;
  • манера вождения и многое другое.

Для правильного выбора моторного масла следует хорошо знать особенности и синтетики, и полусинтетики. Об этом и пойдет речь ниже.

Синтетика или полусинтетика?

Виды моторного масла

О принадлежности смазочного материала к синтетике или полусинтетике говорит надпись на упаковке.

  • Fully Synthetic – полностью синтетический состав;
  • Semi Synthetic – полусинтетика, в которую входит более 50 % добавок синтетики;
  • Synthetically Fortified – полусинтетический продукт, содержащий менее 30 % присадок;
  • Synthetic Based – содержит менее 30 % синтетических добавок;

Synthetic Technology – до 50 % присадок.

Синтетика.

Чем отличается синтетическое масло от полусинтетического? Синтетика – это смазочная жидкость, изготовленная на основе нефти и нефтепродуктов. Она не содержит природных веществ, а искусственно синтезирована в производственных условиях. В изготовлении синтетических масел используются различные технологии, но результат один: полученная продукция сохраняет рабочие характеристики в течение всего срока использования. К ее основным преимуществам относятся:

  • улучшенная молекулярная формула, обеспечивающая стабильность свойств в различных условиях;
  • устойчивость к окислению, в том числе при высоких температурах и перегреве двигателя;
  • сохранение требуемой вязкости и текучести в широком температурном диапазоне, что особенно важно для холодных регионов.

Синтетическое масло обеспечивает легкий запуск двигателя даже при морозе, гораздо меньше расходуется, чем полусинтетическое. Однако оно имеет существенный недостаток – высокую стоимость. Поэтому его целесообразно использовать для новых автомобилей, требовательных к качеству смазочных материалов.

Полусинтетика.

Такая смазочная жидкость включает в себя основу из минерального масла и пакета присадок. Процентное содержание добавок, в отличие от синтетического продукта, намного ниже. Строгих требований к процентному содержанию присадок нет. Поэтому соотношение объемов добавок и минеральной базы может быть различным, например 30 % к 70 % или 45 % к 55 %. Полусинтетика представляет собой разумный компромисс между дорогой высокоэффективной синтетической жидкостью и дешевой низкоэффективной минералкой. При покупке полусинтетического масла следует учитывать его разницу с синтетикой:

  • меньшую устойчивость к окислению;
  • худшие рабочие свойства при сильных морозах.

В целом же полусинтетика обеспечивает нормальные условия для работы двигателя, имеет хорошие технические показатели и доступна по цене. Поэтому она широко используется для автомобилей со значительным пробегом и старых марок.

Что лучше – синтетика или полусинтетика

Ответ на этот вопрос не столь однозначен, как может показаться вначале. Хотя синтетическое масло имеет почти идеальные рабочие характеристики, полусинтетика тоже является качественным продуктом. Выбирать смазочную жидкость необходимо с умом, то есть с учетом таких факторов:

Что выбрать - синтетика или полусинтетика?

  • вида транспорта – легковой, грузовой, коммерческий;
  • состояния двигателя;
  • величины пробега;
  • климата в регионе;
  • условий эксплуатации.

Для автомобилей с пробегом.

Если для нового транспорта лучшим выбором будет синтетика, то после определенного количество километров рекомендуется заливать полусинтетический продукт. Это связано с тем, что в двигателе с большим пробегом синтетическое масло начинает больше угорать. Поэтому – зачем платить больше, если можно получить почти то же качество по меньшей цене?

Для старых автомобилей.

Здесь выбор один – полусинтетика. Синтетический продукт для старых двигателей не подходит минимум по двум причинам:

  • из-за высокой моющей способности. Двигатель, который долгие годы не знал качественного моторного масла и его замены, имеет большое количество внутренних отложений. Синтетическое масло растворяет их, после чего частицы грязи забивают фильтр и масляные каналы. Те есть, переход на синтетику потребует двойной порции масла, а также замены или прочистки засоренных деталей;
  • из-за высокой текучести. В старых моторах уплотнения изготовлены из резины, а не из фторкаучука, как в новых моделях. Поэтому они не могут удерживать более текучую синтетическую жидкость, которая быстро вытекает. Как результат – имеем ее ускоренный расход, более известный под названием «жор моторного масла».

Для зимних условий.

Каким бы ни был автомобиль, – старой моделью или новенькой иномаркой – для нормальной работы двигателя при температурах до –40 °С в него нужно лить только синтетику. Причина одна: синтетическое масло – это морозостойкий продукт, в отличие от менее устойчивой к морозам полусинтетики.

ТОП-4 масел от ROLF Lubricants GmbH

Полусинтетика

ROLF ENERGY 10W-40 SL/CF

ROLF ENERGY 10W-40 SL/CF

Продукт разработан для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, в том числе для моделей с интеркулерами и турбонаддувом. Смазочный материал устойчив к окислению, предотвращает образование шлама, имеет низкую испаряемость. Моторное масло ROLF ENERGY 10W-40 SL/CF можно лить во всех случаях, где производитель рекомендует смазочные материалы класса вязкости 10W-40 спецификаций API SL/CF, ACEA A3/B3, A3/B4 или более ранних.

ROLF DYNAMIC 10W-40 API SL/CF

ROLF DYNAMIC 10W-40 SL/CF

Масло разработано для всесезонного применения в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей. Может применяться в атмосферных моделях и моторах с турбонаддувом. Специальный пакет присадок предотвращает образование шлама, нагара, лаковых отложений, защищает двигатель в течение всего срока эксплуатации.

Синтетика

ROLF GT 5W-30 SN/CF

ROLF GT 5W-30 SN/CF

Это полностью синтетический продукт премиального класса. В его производстве использовалась высококачественные базовые материалы с использованием тщательно подобранного пакета присадок. ROLF GT 5W-30 SN/CF предназначается для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей. В том числе для моторов с турбонаддувом и системой нейтрализации отработанных газов. Моторное масло имеет спецификацию API SN – высшую для бензиновых двигателей легковых автомобилей, и одобрено к применению большинством производителей. Применение – всесезонное. Может применяться как в новых моделях, так и в машинах со значительным пробегом. К преимуществам ROLF GT 5W-30 SN/CF можно отнести:

ROLF KRAFTON S7 ME 5W-30

  • минимальное образование шлама и лаковых отложений;
  • повышенные противоизносные характеристики;
  • малый расход на угар.

ROLF KRAFTON S7 ME 5W-30.

Это всесезонное синтетическое масло премиум-класса. В его производстве использовались высококачественная основа и тщательно подобранный пакет присадок. ROLF KRAFTON S7 ME 5W-30 рекомендуется для применения в дизельных двигателях автобусов, шоссейной и внедорожной техники, тяжелых грузовиков и другого транспорта, работающего с высокой нагрузкой. Такое моторное масло может применяться везде, где рекомендована продукция ACEA E4 или E7. К его основным преимуществам относятся:

  • стабильность свойств даже в наиболее суровых климатических условиях;
  • малый расход топлива благодаря энергосберегающей формуле и оптимальной вязкости;
  • высокие противоизносные свойства;
  • повышенная устойчивость к окислению.

Подводим итоги

Как можно видеть из вышеизложенного, не существует однозначного ответа на то, какая моторная жидкость – синтетика или полусинтетика. Все зависит от условий эксплуатации транспорта и особенностей его двигателя. Даже для одного и того же автомобиля в одном случае лучшим будет синтетическое масло, в другом – полусинтетическое.

Полусинтетическое масло

Синтетическое масло

Показатель

Методы испытания

ROLF ENERGY 10W-40 SL/CF

ROLF DYNAMIC 10W-40 SJ/CF

ROLF GT 5W-30 SN/CF

Для легковых автомобилей

ROLF KRAFTON S7 ME 5W-30

Для тяжелой техники

Класс вязкости

ПОЛУСИНТЕТИЧЕСКОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО: ЧТО НАДО ЗНАТЬ АВТОЛЮБИТЕЛЮ

Хотя синтетические моторные масла считаются лучшими из всех видов масел, их использование не всегда целесообразно. В определенных ситуациях полусинтетическое моторное масло будет более оптимальным выбором.

МАСЛО ПОЛУСИНТЕТИКА: ОТЛИЧИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Полусинтетическое моторное масло получают путем добавления к минеральной основе синтетических масел и пакета присадок. В зависимости от производителя доля синтетической основы в полусинтетическом масле может составлять от 30 до 50 %.

Проще говоря, полусинтетика – это нечто среднее между синтетикой и «минералкой», результат смешивания этих двух жидкостей в определенных пропорциях. Таким способом улучшаются эксплуатационные свойства масла, которое однозначно становится лучше, чем минеральное, но уступает синтетическому по ряду показателей и характеристик.

Чем отличается синтетика от полусинтетики

  • Эти продукты имеют разный молекулярный состав, определяющий технические характеристики жидкостей. В синтетике они лучше: благодаря им двигатель в экстремальных условиях и при высоких нагрузках работает стабильнее.
  • Полусинтетическое масло менее устойчиво к химическим и термическим воздействиям. Его ресурс ниже, чем у синтетического.
  • Полусинтетическое масло более густое, поскольку в его состав входит минеральная основа. При низких температурах вязкость полусинтетического масла будет выше, чем полностью синтетического масла.

Рассмотрим вопросы, наиболее часто интересующие автолюбителей.

В каких случаях НЕ рекомендуют применять полусинтетику?

При сильных морозах. Это обусловлено наличием в составе минерального базового масла, которое при низких температурах в некоторой степени ухудшает свойства продукта. Также не рекомендуют применять при постоянной работе двигателя в экстремальных условиях.

Синтетика или полусинтетика?

Какое масло лучше для двигателя – синтетическое или полусинтетическое? Главное правило – заливать в двигатель нужно такое масло, какое рекомендует производитель силового агрегата. Продукт должен максимально соответствовать всем допускам изготовителя конкретного двигателя. Это утверждение справедливо для всех моторов и не зависит от типа базовой основы масла.

Производитель, проектируя ДВС, учитывает ряд параметров:

  • рабочие температурные режимы для данного двигателя;
  • степень нагрузки на составные элементы двигателя;
  • зазоры между деталями и т. д.

С учетом всего этого выдвигаются определенные требования к маслу, которое, по сути, является рабочей жидкостью.

Можно ли в полусинтетику долить синтетику?

В ситуациях форс-мажор допускается смешивание синтетического масла с полусинтетическим, а также полусинтетического с минеральным. В таких случаях при первой возможности проводят замену смазочного материала на рекомендуемый с промывкой двигателя.

Синтетическое и минеральное масло смешивать запрещено!

То есть, собираясь смешивать синтетику с полусинтетикой, нужно помнить, что эта процедура целесообразна только в крайних случаях, поскольку результат химических реакций между разными присадками и базовыми основами сложно предвидеть. Двигатель внутреннего сгорания не приветствует эксперименты, их лучше избегать.

Какое масло лучше выбрать для нового авто и для автомобиля с пробегом?

НОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. В новые авто на гарантии заливают только рекомендованное масло или такую смазку, которая является допущенным аналогом.

ДВИГАТЕЛЬ В АВТО С ПРОБЕГОМ. Представим ситуацию, когда двигатель уже в определенной мере изношен или после покупки подержанного автомобиля с неизвестной историей владелец сталкивается с необходимостью замены масла. В подобных случаях крайне желательно знать, что ранее было залито в мотор и как долго двигатель эксплуатируется на том или ином виде масла.

Следует отметить, что даже простая смена производителя масла без изменения типа продукта (например, меняется синтетика 5W30 одного производителя на аналогичную синтетику 5W30 другой фирмы) уже является поводом для промывки двигателя перед заменой масла.

Это обусловлено тем, что масло невозможно слить до конца, и существует риск нежелательных химических реакций пакета присадок из старого масла с новым.

ПОЭТОМУ ВАЖНО: для перехода с одного типа масла на другой мотор нужно промывать!

Целесообразность перехода с одного типа масла на другой

Нужно учитывать, что для автомобилей с пробегом синтетическая смазка – далеко не всегда лучшее решение. Данное утверждение справедливо и для старых моторов, которые разрабатывались в то время, когда повсеместно использовались минеральные масла. Дело в том, что такие агрегаты попросту не рассчитаны на «жидкую» синтетику, зазоры между деталями достаточно большие. В результате качество защиты деталей двигателя может ухудшиться, появляются проблемы с давлением масла, течи в области сальников, прокладок и т. д.

  • для двигателей с пробегом риски зачастую возрастают при переходе с полусинтетики на синтетику, а не наоборот;
  • переходить с одного типа масла на другой без промывки нельзя;
  • при переходе следует учитывать целесообразность и возможные осложнения после такой замены.
  • Резкий переход с синтетики на минеральное масло не рекомендуется. В этом случае оптимально использовать полусинтетический продукт.
  • При всех плюсах синтетического масла, его использование в автомобиле, который эксплуатируется в штатных режимах, оправдано не всегда.

С учетом того, что синтетическое моторное масло более дорогое, полусинтетика на авто с пробегом около 150 тыс. км будет более правильным решением. Кстати, то же самое можно сказать не только о двигателе, но и о других узлах. Например, актуальной темой является синтетика или полусинтетика в МКПП.

Если автомобиль новый, тогда можно залить синтетическое масло в коробку передач, если такая смазка соответствует всем допускам производителя. Для коробок с износом синтетика может оказаться слишком жидкой, трансмиссия начнет работать шумнее, могут наблюдаться заедания при включении передачи, хруст, повышенный износ синхронизаторов и т. д.

Таким образом, использовать чистую синтетику в двигателе и коробке передач оптимально в двух случаях:

  • если автомобиль новый или имеет минимальный пробег;
  • машина изначально эксплуатируется на таком масле, причем проблемы во время эксплуатации отсутствуют.

В других ситуациях полусинтетическое моторное масло может стать достойной альтернативой. Главное, всегда помнить про допуски производителя, а также про то, что любое масло имеет ограниченный срок службы и требует замены строго по регламенту.

Преимущества полусинтетического масла

  • Приемлемая цена. Стоимость полусинтетики существенно ниже, чем синтетики.
  • Идеальное сочетание с различными марками автомобилей. Производители позаботились о том, чтобы состав масла отвечал всем требованиям и нормам. Поэтому оно подходит для автомобилей, работающих не только на бензине, но и на газе и дизельном топливе.
  • Минимальная испаряемость по сравнению с синтетическим маслом, которое при нагревании испаряется слишком быстро.
  • Наличие в составе защитных веществ, которые предотвращают образование шлаков на деталях автомобиля.

Недостатки полусинтетического масла

Недостатком полусинтетического моторного масла является то, что его не рекомендуется использовать при очень сильных морозах и при постоянной работе автомобиля в экстремальных условиях.

Качественные моторные масла разных производителей вы можете купить в нашем интернет-магазине .

Какое моторное масло лучше: синтетика или полусинтетика?

Какое моторное масло лучше: синтетика или полусинтетика?

На рынке в широком ассортименте представлены синтетические, полусинтетические и минеральные моторные масла, которые отличаются своими характеристиками и стоимостью. Синтетические смазки самые дорогие и стоят в несколько раз больше, чем минеральные.

Неверный выбор масла способен привести к выходу из строя двигателя. Если на этикетке написано, что масло универсальное, это не значит, что оно подойдет для любой машины. Сначала нужно ознакомиться с рекомендациями производителя и узнать, какое масло использовалось раньше.

Основные различия синтетики и полусинтетики

Смазки отличаются своей базой и составом присадок.

  • Синтетическое масло имеет искусственную основу. Способно долго работать даже в условиях постоянных интенсивных нагрузок, устойчиво к химическим веществам, воздействию высоких температур и долго сохраняет первоначальные свойства. Поэтому и стоит оно намного дороже. Однако эти затраты полностью себя окупают. Синтетика обладает стабильной вязкостью при любой температуре. В жаркое время она нормально работает при разном режиме эксплуатации, а в мороз позволяет запустить мотор с первого раза. Это увеличивает срок использования двигателя и защищает его элементы. При нахождении в зоне с частыми изменениями температуры и использовании транспортного средства в сложных условиях лучше выбирать синтетику, которую не нужно часто менять, так как масло устойчиво к старению.
  • Полусинтетическое масло представляет собой натуральную смазку с минеральной основой, в которую добавляется некоторое количество искусственных веществ и присадок. Соотношение минеральных и синтетических компонентов у разных производителей различается. Полусинтетика гуще, чем синтетическая смазка, из-за наличия в ней минеральной основы.

На практике, на данный момент не существует в свободной продаже моторных масел, имеющих 100% синтетическую основу. Это продиктовано как экономическими факторами (слишком высокая стоимость конечного продукта), так и физико-химическими свойствами (как это ни парадоксально, но 100% синтетическая база не способна эффективно защищать двигатель при использовании бензина в качестве топлива). Поэтому классификация смазочных материалов как синтетических и полусинтетических условна и различается процентом вовлечения синтетических компонентов в минеральную основу. Единого отраслевого стандарта не существует, поэтому каждый производитель определяет нейминг продуктов из своих внутренних стандартов. Разделение моторных масел на синтетические и полусинтетические скорее носит информационный и маркетинговый характер.

При проектировании мотора производитель учитывает следующие критерии:

  • рабочая температура;
  • нагрузка на составные части;
  • наличие зазоров между элементами.

Если производитель рекомендует синтетику, заливайте именно ее. Если полусинтетику – можно использовать и синтетическое масло как более качественное.

Если автомобиль имеет большой пробег и ранее эксплуатировался на конкретном масле, переход на другое (не удовлетворяющее критериям, описанным в руководстве по эксплуатации автомобиля) может привести к преждевременному ремонту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *