Когда изобрели камеру для съемки
Перейти к содержимому

Когда изобрели камеру для съемки

  • автор:

Как выглядит первая кинокамера человечества (фото)

Значимая дата для всего мира. Фото: Unsplash

Сегодня, 13 февраля, празднуется «День рождения мирового кино». Именно в этот день 128 лет назад братья Люмьер запатентовали первую в истории кинокамеру, которая положила начало всему современному кинематографу.

Как он появился

На самом деле первая кинокамера была изобретена еще в 1892 году. Ее создал французский изобретатель Леон Були. После неуплаты годового взноса за патент Леон лишился разработки, и она перешла братьям Люмьер, которые уже имели у себя аналогичный аппарат.

Аппарат «Синематограф» в музее Института Люмьер. Фото: Wikimedia / Victorgrigas / CC BY-SA 4.0

Устройство получило два названия: кинематограф или синематограф. Сейчас в честь аппарата под этим словом подразумевают всю сферу кино (от съемки до показа).

Как работает

Устроен аппарат был так: камера делала 15 снимков в секунду и переносила изображение на перфорированную целлулоидную 35-мм кинопленку. В итоге получалась лента, которую скручивали и заряжали в световые проекторы для показа на больших белых экранах. В будущем инженеры пытались улучшить аппарат или представить свой. Некоторые увеличивали частоту, с которой делались кадры, другие уменьшали размеры установки, но именно изобретение братьев Люмьер получила широкое применение.

К кинематографу можно было подключать фонарь для проекции. Фото: Wikimedia / Victorgrigas / CC BY-SA 4.0

Первый показ кино, снятого на кинематограф, состоялся 28 декабря 1895 года в одном из залов «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок (Париж). Да, это тот самый фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», который считается первым фильмом в истории. Посмотрите на него:

Современность

Сейчас первый синематограф хранится в музее Института Люмьер во Франции. За 128 лет технологии шагнули далеко вперед. В то время никто бы не подумал, что у людей появятся «черные прямоугольники», которые будут снимать на уровне массивных кинокамер.

Кинематограф (как сфера) тоже сильно изменился за это время. Наше поколение уже не удивить 3D-фильмами или съемкой в 4K. Возможно, в будущем появятся новые способы порадовать зрителя, например, кино с запахами в массовом прокате, или полное погружение в фильм с обзором на 360 градусов.

Посмотрите, с помощью какого смартфона можно снимать видео на уровне профессионального кинематографа:

Это тоже интересно:

  • Российский «Окулус» начал искать запрещенный контент в сети
  • Представлен умный монокль с экраном и камерой: что он может​​​​​​​
  • Посмотрите на первый iPhone с двумя портами для зарядки

Когда изобрели первую в мире видеокамеру и кто ее придумал – история создания

Видеокамера представляет собой сложное устройство, которое позволяет создавать оптические образы объектов путем съемки на светочувствительный элемент. Он подходит для записи или передачи нестойкого изображения в движении. Создание первой видеокамеры датируется второй половиной девятнадцатого века. Автором этого устройства считается шотландский инженер-естествоиспытатель Джон Бэрд. Его функциональность связана с использованием диска Нипкова.

История первой видеокамеры

Далеко не каждый человек знает, когда появилась первая видеокамера. Прототипы этого устройства были созданы еще в начале девятнадцатого века. За время своего существования прибор претерпел много изменений.

Камера-обскура

Перед тем, как появилась первая видеокамера, была придумана технология фиксации изображения, которое не двигается. Автором первой фотографии считается Нисефор Ньепс. Она датируется 1816 годом. Картинка получилась нечеткой, а на ее создание потребовалось 8 часов.

Для получения изображения применялась камера-обскура, которая представляла собой темный ящик с маленьким отверстием. Внутрь устройства напротив отверстия устанавливали фиксирующую пластинку, через которую проникал свет солнца. Его лучи перемещались по прямой и выводили картинку на специальную пластину.

Фотоаппарат девятнадцатого века, по сути, – это более совершенная камера-обскура. Фотографы и ученые предпринимали много попыток сделать технику съемки более качественной, а потому предлагали все новые и новые устройства.

Хронофотограф

Удачным решением стало создание хронофотографического пистолета. Это устройство придумал французский исследователь Этьен-Жюль Маре. При этом далеко не каждому известно, в каком году это случилось. Изобретение ученого датируется 1882 годом. В научной литературе эта разработка известна и под другими названиями. Ее часто именуют фоторужьем, хронофотографом, хронографическим ружьем.

Талантливый французский ученый использовал технологию фотографии для того, чтобы регистрировать перемещение живых объектов и органов. Его интерес объяснялся профессиональной принадлежностью. Дело в том, что Маре был врачом-физиологом, который увлекался фотографией. Он мечтал придумать способ зафиксировать движения, которые не видны глазу человека, однако требуются врачам для диагностики.

В комплект хронографического ружья входили рукоять и вращающийся барабан. В этом конструкция походила на обыкновенное ружье. При этом вместо пуль в качестве заряда устройства использовались фотопластинки. На барабане устанавливалась заслонка, которая обеспечивала защиту пластин от света, когда ружье пребывало в режиме ожидания. Скорость съемки этим устройством составляла 12 кадров в секунду.

Видеокамера

Вклад Эдисона

После того как придумали фоторужье, появились предпосылки к созданию первой камеры. Проект фотокамеры предложил американский исследователь Томас Эдисон. Это случилось в 1888 году. Его устройство могло записывать изображения на цилиндр, который выступал в качестве альтернативы фиксирующей пластине.

Первую кинокамеру запатентовал именно Томас Эдисон. Это случилось в 1892 году. Его конструкция получила название кинетографа. Устройство вело съемку на пленку, которая могла перемещаться со скоростью 40 кадров в секунду. Под пленкой располагалась электрическая лампочка, которая служила источником освещения. При этом двигатель устройства функционировал от аккумулятора Эдисона и перемещал кадры с равной скоростью.

Отличительной чертой первой камеры считалось то, что фильмы приходилось смотреть не на большом экране, а пользоваться для этой цели специальным глазком. При этом изначально видеокамера могла снимать только картинку. Однако отсутствие звука делала фильмы немыми. Потому многие ученые концентрировались на создании технологии звукозаписи.

В 1877 году усилия Томаса Эдисона увенчались успехом. Ученый завершил работу над новым записывающим устройством, которое называлось фонографом. Принцип его функционирования оставался тем же, что и у предшественников. При этом запись звука осуществлялась на валик. Таким образом фонограф стал более совершенным прибором, который мог воспроизводить записанное.

Таинственная история Лепренса

В 1888 году Луи Лепренс снял первый короткометражный немой фильм в мире о прогулке людей в саду. Его картина называлась «Сцена в саду Раундхей». В качестве актеров выступали друзья и родственники Лепренса. На первый взгляд, установить создателя первой кинокамеры не составляет особого труда.

Видеокамера история

Но ученый исчез до получения патента на свою разработку. Исследователь планировал в сентябре 1890 года отправиться со своей камерой в рекламный тур по США. Однако Лепренс странным образом пропал из поезда. Жена ученого подозревала, что его убили.

В 2008 году журналом Science Focus было проведено исследование, в котором журналисты выдвинули версию, что организатором убийства Лепренса стал Томас Эдисон. Тем не менее, это дело по сей день не раскрыто. Тело и вещи изобретателя так и не удалось найти, как и причастных к преступлению лиц. Единственным доказательством предположения журналистов стало наличие у Эдисона явного мотива.

Камера со звуком от Мартенвиля

Первое устройство для звукозаписи изобрел Эдуард Леон Скотт де Мартенвиль. Французский исследователь назвал свою разработку фоноавтографом. Это изобретение ученый запатентовал в марте 1857 года. Устройство позволяло фиксировать звуковые колебания посредством особого рупора, на конце которого располагалась игла. Она обеспечивала запись волны на валик, который вращался. Однако устройство не позволяло воспроизводить запись.

Видеокамера чб фото

Труды Бэрда

Автором первой механической телекамеры стал инженер-испытатель Джон Бэрд. Это устройство появилось в 1924 году. Работа этого прибора базировалась на использовании диска Нипкова. Эта конструкция напоминала обычный вращающийся диск, изготовленный из непрозрачного материала. Устройство оснащалось отверстиями одного диаметра, которые размещались на равном расстоянии друг от друга.

Однако для оценки нового устройства людям потребовалось много времени. В 1927 году Бэрд смог передать по телефонной линии телевизионный сигнал на значительно расстояние, которое составило 705 километров. При этом он выбрал сообщение между Лондоном и Глазго.

Эволюция камер и революционные модели

Первым прообразом видеокамеры был диск Нипкова. Это устройство демонстрировало последовательные картинки, записываемые на носители. Конструкция появилась в 1884 году. Ее автором стал Пауль Нипков. В сооружение входили источник света, вращающийся диск, пленка, на которую записывалось изображение. При вращении диска картинка попадала через особые отверстия на стену.

Видеокамера

Также весомый вклад в создание видеокамеры вложил Джон Бэрд. Его заслуга заключалась в сочетании диска Нипкова со способом электронного сканирования. Благодаря этому удалось получить новое устройство – Phonovision. Эта камера появилась в период с 1926 по 1928 год.

В тридцатые годы наступил этап магнитной звукозаписи. Исследователь из Германии Фриц Пфлеймер запатентовал идею применения в устройствах специального порошка для магнитной записи. Это случилось в 1928 году. Однако спустя 8 лет патент признали плагиатом. Дело в том, что технология, которую использовал Пфлеймер, уже была придумана другим исследователем, причем это случилось еще в 1898 году. Тем не менее, спорные моменты не помешали созданию магнитофона, который получил название «Магнетофон-К1». Это устройство появилось в 1932 году.

В конце двадцатого века магнитную запись заменили инновационные методы – лазерно-оптические. При этом для хранения информации начали использовать новые носители – компакт-диски. Первое изделие представила фирма Philips. Это случилось еще в 1979 году.

Настоящей революцией в сфере науки и техники стал переход к цифровой фиксации картинки видеокамерой. Это произошло в 1981 году. Началом нового этапа послужило создание однообъективной камеры Sony Mavica. В ней применялся крутящийся магнитный диск, диаметр которого составлял 2 дюйма. На нем фиксировали 50 неподвижных кадров, которые впоследствии можно было воспроизводить и распечатывать. Создание изделия бренда стало важным этапом эры цифровых видеокамер. Однако в действительности запись нельзя было считать цифровой, поскольку информация хранилась на магнитах.

Очередным этапом в развитии этих технологий стало создание камеры фирмой Kodak. Изделие этого бренда появилось в 1987 году. Устройство было предназначено для профессионалов. После этого появилась камера Nikon F-3, оснащенная 1,3-мегапиксельным сенсором. Массовые потребители смогли пользоваться цветными камерами в 1994 году. Первым устройством, доступным широкой общественности, стала модель Apple QuickTake. Впоследствии аналогичные модели предложили такие бренды, как Casio, Kodak, Sony.

Появление видеокамер в России

До начала Первой мировой войны на территории России работало примерно 4 тысячи кинотеатров. Источником кинопродукции стала компания из Франции Pathé. Наиболее известным режиссером немого кино, который работал в России, был Евгений Бауэр.

Видеокамера кинокамера

После начала войны появился запрет на ввоз зарубежных фильмов. С целью развития собственной киноиндустрии правительство сформировало специализированный орган – Комитет Скобелева. Он преимущественно занимался пропагандой. При этом в своей работе орган применял камеры зарубежных производителей.

В 1919 году индустрия кино перешла под начало Надежды Крупской. Но к тому времени многие представители этой отрасли переехали в европейские страны, забрав с собой пленки и оборудование. В силу блокады приобрести новый инвентарь не представлялось возможным. При этом производственные мощности отсутствовали. Потому Крупская начала создавать киношколу.

В то время в России стали снимать немое кино. Тем не менее, в истории не осталось сведений относительно того, какое именно оборудование использовалось для киносъемки.

Производить кинокамеры в СССР начали лишь в 1941 году. Первым любительским устройством стала модель «Пионер». Она была создана в 1941 году. В шестидесятые годы был налажен выпуск кинокамер «ЛОМО», «Спорт», «Аврора», которые предназначались для кинолюбителей. Производством этого оборудования занималось Ленинградское оптико-механическое объединение.

Для профессиональных съемок применяли кинокамеру «Родина». Ее производство осуществлялось организацией «Москинап» в 1953-1975 годах. Также в профессиональных целях использовался прибор «Конвас». Его производством занимался Красногорский механический завод в период с 1954 по 1970 год. В качестве основы «Конваса» использовались зарубежные устройства – Arriflex 35 и Caméflex. В обоих устройствах присутствовал зеркальный обтюратор. Они подходили для натурных и павильонных съемок.

Первой видеокамерой, которая выпускалась в России, была «Электроника С-801». Это устройство было создано в 1981 году, однако существовало не очень долго. Производством этого прибора занимался завод «Спектр». Его основным назначением стала запись черно-белого изображения со звуком. Информацию, полученную при помощи камеры, можно было отображать на кассетном видеомагнитофоне.

Видеокамера

Появление цифровых камер

Самая первая цифровая камера, оснащенная функцией сжатия, появилась в 1993 году. Она называлась Ampex DCT. Примечательно, что эта же фирма первой смогла соединить запись звука и видео. Примечательно, что компанию по производству таких приборов основал эмигрант из России Александр Понятов.

После окончания Второй мировой войны компания приступила к созданию американских магнитофонов. Первой моделью стала копия немецкого устройства Magnetophon. Фирма Понятова оценила перспективы записи на магнитную ленту и начала изготавливать новую головку для прослушивания звука. Модель была представлена широкой публике в 1947 году. Устройство Ampex 200A начали активно применять в сфере радиовещания и звукозаписи. На много лет звуковая аппаратура, которая производилась компанией Ampex, стала стандартом, который позволял определять качество звучания.

В 1955 году фирма выпустила видеомагнитофон VTR-1000. В нем использовалась технология наклонно-строчной видеозаписи 4 крутящимися головками на ленту размером 2 дюйма. За это устройство компания была удостоена премии «Эмми». Фирма получила эту награду в 1957 году.

В середине шестидесятых компания внедрила технологию замедленной записи, которая применялась для трансляции спортивных матчей. Следующая новинка бренда датируется 1970 годом. Именно тогда фирма предложила публике цифровую систему хранения больших объемов информации. Она получила название Terabit Memory.

С начала девяностых компания Ampex сконцентрировалась на цифровой видеозаписи и начала изготавливать оборудование для хранения цифровой информации. Первой цифровой камерой бренда стала модель Ampex DCT. Впоследствии такие изделия начали выпускать и другие бренды – в частности, Sony, Panasonic, JVC. На этом этапе для записи данных стали использовать флеш-память.

В начале 2000 годов компания Sony начала производить первые цифровые камеры, которые отличались высокими параметрами разрешения. Они применялись не только в профессиональной сфере, но и для любительских съемок.

Видеокамера история фото

В 2003 году известные бренды стали выпускать исключительно цифровые видеокамеры. При этом количество их видов ежегодно нарастает. В 2004 году появилось инновационное устройство, получившее название «экшен-камера». Оно представляет собой компактный прибор, который предназначен для фиксации динамичных картинок. Конструкция применяется там, где оператору требуется двигаться – к примеру, при съемке активных видов спорта.

Обычная камера позволяет получить качественную картинку лишь в том случае, если оператор стоит. При его движении изображение становится нечетким. Такую камеру прикрепляют к спортивному инвентарю. Это устройство дает возможность проводить съемки от первого лица. Важными плюсами прибора считают водонепроницаемость и использование ударопрочного корпуса. Устройство занимает минимум места и потребляет небольшое количество энергии.

Видеокамеры существуют уже около 200 лет, и за время своего существования они претерпели много изменений и усовершенствований. В настоящее время люди не могут представить себе жизнь без таких устройств, поскольку они применяются в самых разных сферах.

Первые видеокамеры в мире: история создания и развития

История кинематографа могла бы не состояться, если бы в XIX веке не изобрели кинокамеру. Ее появление стало открытием, предопределившим дальнейший прогресс индустрии развлечений. Стоит углубиться в историю, чтобы увидеть, как создавались первые видеокамеры и кто стоял у истоков их появления. Подробнее об этом – в материале 24СМИ.

История появления видеокамер

Появлению видеокамеры предшествует фиксация неподвижного изображения. Первая, частично успешная статическая фотография сделана в 1816 году Нисефором Ньепсом.

Изображение получилось размытым, а на создание ушло 8 часов. Съемка велась при помощи камеры-обскуры. Это темный ящик с небольшим отверстием. Внутрь напротив отверстия помещали фиксирующую пластину. Сквозь него поступал солнечный свет. Солнечные лучи, двигаясь по прямой, проецировали изображение на пластину.

Фотоаппарат Ньепса (https://ru.wikipedia.org/wiki/Ньепс,_Нисефор#/media/Файл:Nicéphore_Niépce_camera,_c._1820-1830_-_Musée_Nicéphore_Niépce_-_DSC06018.JPG)

Фотоаппарат XIX века – это усовершенствованная камера-обскура. Конструкторы и фотографы предприняли не одну попытку улучшить технику съемки.

Одна из первых удачных попыток – изобретение хронофотографического пистолета в 1882 году французским ученым Этьеном-Жюлем Маре. В литературе пистолет встречается и под другими названиями – хронофотограф, фоторужье, хронографическое ружье. Талантливый француз применил фотографию для регистрации движений живых существ и органов. По профессии Маре – врач-физиолог и по совместительству фотограф. Его интересовал способ снять движения, которые не видит человеческий глаз, но которые нужны врачу для диагностики состояния пациента.

Фоторужье Маре (https://ru.wikipedia.org/wiki/Маре,_Этьен-Жюль#/media/Файл:Fusil_de_Marey_p1040353.jpg)

Хронографическое ружье комплектовалось рукояткой и вращающимся барабаном, как обычное ружье. Вместо пуль заряжалось фотопластинками. На барабане стояла заслонка, защищающая пластины от света, когда ружье находится в режиме ожидания. Съемка фоторужьем велась со скоростью 12 кадров в секунду.

Так возникли предпосылки для появления первой кинокамеры. Дальнейшие события по определению первенства напоминают хороший детектив. В 1888 году американский изобретатель Томас Эдисон создает первый проект фотокамеры. Она «умеет» записывать движущиеся изображения на служивший заменой фиксирующей пластины цилиндр.

В то же время Луи Лепренс снимает короткометражный немой фильм о людях, гуляющих в саду. Название фильма – «Сцена в саду Раундхей». Год создания – 1888-й. Актерами выступили семья и друзья Лепренса. Кажется, что создатель первой кинокамеры точно определен.

Однако до того, как изобретатель успел запатентовать изобретение, он исчез. Лепренс планировал рекламное турне по Америке со своей камерой в сентябре 1890 года. Мужчина таинственным образом исчез из поезда, в который сел вместе с вещами. Жена талантливого француза утверждала, что Лепренса убили.

В 2008-м журнал Science Focus проводит собственное расследование и публикует статью, где утверждает, что убийство Лепренса организовал Томас Эдисон. К 2021 году убийство так и осталось нераскрытым. Ни вещи, ни тело изобретателя не были найдены. Причастные лица не установлены, но отрицать наличие мотива у Эдисона сложно.

Еще одним человеком, чей инженерный талант привел к появлению первой видеокамеры, стал Уильям Кеннеди Диксон. Мужчина работал в компании Эдисона и руководил лабораторией в Вест-Оранже.

Диксон интересовался движущимися картинками. Для их просмотра изобрел мутоскоп. Это устройство, напоминающее барабан. Внутри установлен диск с фотографиями. Вращение ручки барабана приводило к смене картинок и казалось, что персонажи оживают. После долгих испытаний и первоначального использования 19-миллиметровой пленки, Диксон остановился на 35-миллиметровой пленке с соотношением сторон изображения 1,33 х 1. Этот стандарт до сих пор используется в кино.

Учитывая то, что работы проводятся в компании Эдисона, слава первооткрывателя кинокамеры не достанется Диксону. Позже он доработает изобретение и покинет General Electric, чтобы начать собственное дело.

«Кинетограф» в музее Уэст-Оранджа (https://ru.wikipedia.org/wiki/Кинетограф#/media/Файл:Courtesy_Edison_National_Historic_Site,_West_Orange,_NJ.jpg)

Патент на первую кинокамеру зарегистрировал Томас Эдисон. Дата получения патента – 1892 год. Изобретение называется кинетограф. Первая кинокамера вела съемку на пленку, которая двигалась со скоростью 40 кадров в секунду. Освещение обеспечивалось электрической лампочкой, расположенной непосредственно под пленкой. Двигатель аппарата работал от аккумуляторной батареи Эдисона и передвигал кадры с одинаковой скоростью.

Особенность первой камеры в том, что фильмы смотрели не на экране. Их приходилось рассматривать в специальный глазок.

Способность снять изображение не единственное, что умеет современная видеокамера. Без звука снятый фильм останется немым. Поэтому работы по изобретению звукозаписи – необходимое условие для появления полноценной видеокамеры.

Первое звукозаписывающее устройство создает Эдуард Леон Скотт де Мартенвиль. Французский инженер называет изобретение фоноавтографом. Патент зарегистрирован 25 марта 1857 года. Прибор улавливал звуковые колебания специальным рупором, на конце которого помещалась игла. Она записывала звуковую волну на вращающийся валик. Но воспроизводить запись устройство не могло.

Через 17 лет после регистрации фоноавтографа, в 1877 году, Томас Эдисон закончил работу над фонографом – новым звукозаписывающим устройством. Принцип работы оставался прежним, а звук записывался на валик. Фонограф оказался более совершенным и «умел» воспроизводить записанное.

В 1912 году мир познакомился с первым дисковым фонографом, прибором, в котором носителем записи стали пластинки вместо использовавшегося прежде валика. Впрочем, особой популярности устройство не снискало, ведь еще в 1888 году американский изобретатель Эмиль Берлинер запатентовал и принялся продвигать собственное изобретение – граммофон, использовавший в качестве носителя целлулоидные пластинки. А в 1907-м на смену громоздкому граммофону приходит патефон. Его автор – Гильон Кеммлер.

Таким образом, в первой половине XX века в мире появилось 2 устройства. Одно позволяло записывать движения объектов, а другое – звуки. Оставалось изобрести способ соединить эти изобретения и научиться передавать результат их совместной работы на расстояние.

Для передачи сигнала на расстояние понадобятся 2 устройства: передатчик и приемник. Первый прибор транслирует сигнал, а второй принимает. Изобретателем, который придумал, как передать телесигнал, стал шотландский инженер Джон Логи Бэрд. В феврале 1924 года он продемонстрировал работу полумеханической аналоговой телевизионной системы на Radio Times. Однако потребовалось время, чтобы новшество оценили. В 1927 году Бэрду удалось передать телевизионный сигнал на расстояние 705 км между Лондоном и Глазго по телефонной линии.

Первые видеокамеры в мире

Кинокамера в первую очередь является устройством, которое записывает происходящее. В этом отношении она схожа с видеокамерой. Камера снимала сцену на носитель и разбивала ее на кадры развертки. Но современная модель может еще и демонстрировать это изображение зрителю.

Диск Нипкова (https://ru.wikipedia.org/wiki/Диск_Нипкова#/media/Файл:Nipkows_apparat_Tekniska_museet.jpg)

Диск Нипкова – первый прототип видеокамеры. Это механическое устройство, которое показывало последовательные изображения, записанные на носителе. Создан диск в 1884 году Паулем Нипковым. Прибор состоял из вращающегося диска, источника света и пленки, на которой было записано изображение. Диск вращался. Изображение проецировалось на стену сквозь специальные отверстия.

Первые видеокамеры также связаны с именем Джона Бэрда. Заслуга инженера в том, что он объединил диск Нипкова с технологией электронного сканирования и получил новое устройство, которое назвал Phonovision. Эта первая видеокамера в мире появилась между 1926 и 1928 годами.

В 30-е годы началась эра магнитной звукозаписи. Немецкий инженер Фриц Пфлеймер патентует использование магнитного порошка для магнитной записи. Происходит это в 1928 году. Правда, через 8 лет патент признают плагиатом, ибо используемая Пфлеймером технология была описана еще в 1898 году другим инженером. Однако спор о патентах не помешал выходу в 1932 году первого магнитофона – «Магнетофон-К1».

Во второй половине XX века на смену магнитной записи приходят лазерно-оптические технологии. Информацию начинают записывать на компакт-диски. Первый такой прототип демонстрирует компания Philips в 1979 году.

Sony Mavica выпуска 1986 года (https://ru.wikipedia.org/wiki/Sony_Mavica#/media/Файл:Sony_Mavica_MVC-2000_Tweaked.jpg)

Революционный переход от аналогового к цифровому захвату изображения видеокамерой происходит в 1981 году. Все начинается с разработки однообъективной камеры Sony Mavica. В видеокамере использовался вращающийся магнитный диск диаметром 2 дюйма. На него записывалось 50 неподвижных кадров для последующего воспроизведения или распечатки. Разработку компании Mavica считают началом эпохи цифровых видеокамер. Но на самом деле запись еще не была цифровой, так как информация сохранялась на магнитах.

Следующая видеокамера представлена компанией Kodak в 1987 году. Модель предназначалась для профессиональной съемки. Затем последовала Nikon F-3 с 1,3-мегапиксельным сенсором. Широкой публике цветные видеокамеры стали доступны с 1994 года. Первая такая видеокамера – Apple QuickTake. За ней последовали разработки от Kodak, Casio, Sony.

Apple QuickTake (https://en.wikipedia.org/wiki/Apple_QuickTake#/media/File:Quicktake_200_front.jpg)

Кино- и видеосъемка в России

До Первой мировой войны в России действовало около 4000 кинотеатров. Кинопродукцию для них поставляла французская компания Pathé. Самый известный режиссер русского немого кино – Евгений Бауэр.

После вступления России в Первую мировою войну в стране вводится запрет на импорт иностранных фильмов. Для развития отечественного кинематографа царское правительство создает Комитет Скобелева. В основном комитет выпускал пропагандистские материалы. Для работы использовал камеры иностранного производства.

С 1919 года киноиндустрия переходит под руководство Надежды Крупской. Однако большинство продюсеров к этому моменту бежали в Европу, прихватив оборудование и кинопленки. Блокада препятствовала покупке нового инвентаря. Производственных мощностей не существовало. Поэтому Крупская начала с создания киношколы.

В России этого периода снимают немое кино. Так, в 1917 году выходит 23 фильма, в 1918-м – 17. Однако данных о том, каким оборудованием велась съемка, история не сохранила. Выпуск кинокамер в СССР начат только в 1941 году. Первой любительской кинокамерой, которая появилась в России, называют аппарат «Пионер», созданный в 1941 году. В 1960-х для кинолюбителей Ленинградское оптико-механическое объединение выпускало кинокамеры «Спорт», «Лада», «Аврора», «Лантан», «ЛОМО».

Кинокамера

Профессиональная съемка велась кинокамерой «Родина». Она выпускалась с 1953 по 1975 год на «Москинапе» и киноаппаратом «Конвас», выпускался с 1954 по 1970 год на Красногорском механическом заводе. Конструкторы «Конваса» взяли за основу немецкий аппарат Arriflex 35 и французский Caméflex. Обе камеры использовали зеркальный обтюратор. Предназначались для павильонной и натурной съемок.

Первой видеокамерой в России стала «Электроника С-801». Она появилась в 1981 году, но просуществовала недолго. Выпускалась заводом «Спектр». Предназначалась для записи черно-белого изображения со звуком. Данные, полученные камерой, записывались на кассетный видеомагнитофон.

Видеомагнитофон VTR-1000 (https://ru.wikipedia.org/wiki/Видеомагнитофон#/media/Файл:Ampex_VR_1000-B.JPG)

В 1955 году компания представила миру первый видеомагнитофон VTR-1000. В нем использовался принцип наклонно-строчной видеозаписи четырьмя вращающимися головками на 2-дюймовую ленту. За выпуск видеомагнитофона VTR-100 в 1957 году Ampex получает премию «Эмми». В середине 1960-х компания запускает систему записи замедленного движения в спортивных матчах. В 1970 выпускает цифровую систему хранения данных большого объема Terabit Memory.

С начала 90-х Ampex переключает внимание на цифровую видеозапись и начинает создавать оборудование для хранения цифровых данных. Первая цифровая видеокамера, созданная компанией, – это Ampex DCT. Следом за ней появляются камеры других производителей – Sony, JVC и Panasonic. Теперь данные стали записывать не на оптические диски, а в флеш-память.

В начале 2000-х Sony приступила к выпуску первых цифровых видеокамер высокого разрешения. Они используются не только на телевидении в профессиональной съемке, но и для любительской видеосъемки.

Начиная с 2003 года все видеокамеры, которые выпускают в мире, – цифровые, в том числе те, которые установлены в мобильных телефонах. С каждым годом растет количество их разновидностей. Так, в 2004 году мир познакомился с новым типом камеры – экшен-камерой. Это небольшое устройство для захвата динамичных движений. Используется там, где оператор движется, например, в экстремальных видах спорта.

Традиционная камера создает хорошее изображение тогда, когда оператор стоит. В движении картинка смазывается. Экшен-камера крепится к спортивному снаряжению и позволяет вести съемку от первого лица. Устройство водонепроницаемо, упаковано в ударопрочный корпус. Занимает мало места и потребляет немного энергии.

Видеокамера GoPro (https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_камер_GoPro#/media/Файл:GoPro_Hero5_Black.jpg)

Первая компания, которая выпустила экшен-камеры, – американская GoPro. Первый прототип создали в 2004 году, хотя идея возникла раньше. Но установить достоверно, кто был инициатором, не получится. За 10 лет камера от устройства за 20 долларов для любителей эволюционировала в устройство, которое используют в киноиндустрии.

Крошечные цифровые камеры используют в медицине для диагностики внутренних патологий. Астрономы применяют огромные телескопы с технологией захвата изображения. Они улавливают отдельные фотоны света, обнаруживают излучение в ультрафиолетовом и рентгеновском спектрах. Новые разработки в области робототехники, такие как Kuri, сочетают использование искусственного интеллекта и видеокамер при создании роботов-помощников.

Первые видеокамеры за 200 лет прошли длинный путь развития. Сегодня они неотделимы от повседневной жизни. И люди могут только догадываться, какими станут видеокамеры через 100 или 200 лет.

Камера, мотор, поехали: кто на самом деле изобрел кинокамеру?

28 декабря 1895 года в Париже в салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок состоялся первый в истории кино коммерческий показ фильмов, снятых братьями Люмьер. Этот день стал официальной датой рождения кинематографа.

На самом деле кино как технологическая новинка, как индустрия развлечений и даже как искусство появилось еще в 70-х годах ХIX века. И, наверное, можно было бы вести отсчет создания кинематографа не от времени первого киносеанса, а от даты изобретения киноаппарата. Или еще раньше — от рождения идеи пофазной съемки движения.

История лошади

Все началось, как это часто бывает, со счастливого случая, который свел вместе председателя компании железных дорог и мореходства Central Pacific, заядлого поклонника скачек Леланда Стенфорда с фотографом-экспериментатором Эдвардом Мейбриджем.

В 1872 года у Стенфорда с приятелями разгорелся спор: может ли бегущая рысью лошадь в какой-то момент оторвать от земли все четыре копыта и как бы зависнуть в воздухе? Леланд заключил с друзьями пари на огромную по тем временам сумму — 25 000 долларов. И чтобы доказать свою правоту, нанял лучшего в Калифорнии фотографа — Эдварда Мейбриджа.

Мейбридж был известен великолепными пейзажными съемками Аляски и Йосемитской ледниковой долины. Но между ледниками и лошадьми была огромная разница: первые не мчались во весь опор, а терпеливо ждали, пока на них наведут резкость. Так что задача перед фотографом стояла непростая. К тому же Мейбриджу нужно было сделать подряд несколько снимков бегущей лошади, чтобы зафиксировать все фазы ее движения.

Подготовка к съемкам растянулась на долгие пять лет. За это время фотограф-экспериментатор успел изобрести и построить на беговой дорожке ранчо Стенфорда 12 специальных кабинок для размещения фотокамер. Оснастить фотокамеры специально сконструированным электрическим щелевидным затвором с выдержкой 1/25 секунды. Застрелить любовника своей жены и избежать суда. Придумать оригинальное решение для съемки бегущей лошади, которое представляло из себя тонкую веревку, привязанную к затвору камеры и натянутую поперек беговой дорожки. И наконец, убедить лошадей преодолевать это препятствие, а не тормозить резко перед веревкой или, того хуже, сносить кабинку с драгоценной фотокамерой.

В 1877 году эксперимент увенчался успехом. Серия из 12 фотографий, запечатлевших пофазное движение лошади, позволила Стенфорду выиграть пари, а Мейбриджу — оформить патент на изобретение электрического затвора и стать первым в мире специалистом по хронофотосъемке животных и людей.

По сути, это стало предвестником киносъемки. Но Мейбридж сделал еще несколько шагов в сторону будущего. Он научился оживлять свои снимки! Для этих целей Мейбридж усовершенствовал волшебный фонарь — проектор изображений, известный еще со времен Христиана Гюйгенса. Вставленная внутрь аппарата стеклянная катушка с намотанными на нее пофазными снимками при прокручивании давала полную иллюзию движения. Мейбридж назвал созданный им прибор «зоопраксископ», сконструировав это слово из трех греческих: животное, движение и смотрю.

Публичные лекции Мейбриджа, сопровождаемые показом оживших снимков, пользовались огромной популярностью. Эти крохотные ролики, длившиеся всего лишь несколько секунд, можно с полным правом назвать предвестниками нового искусства, а усовершенствованные Мейбриджем фотокамеру и волшебный фонарь — прообразами будущих кинокамеры и кинопроектора.

«А давайте я вас из фоторужья щелкну!»

В 1881 году Мейбридж выступал с лекциями во Франции, где познакомился с врачом-физиологом и изобретателем Этьеном-Жюлем Маре. Маре был одержим движением как таковым во всех его проявлениях. Летящие птицы, бегущие лошади, спортсмены — все было объектом его изучения. Мейбридж подсказал Маре использовать хронофотосъемку в его физиологических исследованиях.

Маре с жаром взялся за дело, изучил опыт американского коллеги, и уже через год представил новую усовершенствованную фотокамеру, позволявшую делать 12 снимков в секунду. В отличие от Мейбриджа, Маре использовал фотобумагу не в листах, а в рулонах. Внутри фотокамеры был барабан, приводимый в движение часовым механизмом. Именно это позволило достигать фантастической по тем временами выдержки в 1/700 секунды.

Маре назвал свой аппарат «хронофотографическое ружье».

Конечно, до настоящей кинокамеры было еще очень далеко. Но уже на целый шаг ближе.

Куда пропал изобретатель?

Если Мейбридж и Маре снимали то, что сегодня можно было бы условно назвать документальными фильмами, то самое первое сюжетное игровое кино с участием актеров снял французский инженер Луи Лепренс. Он же изобрел самую первую кинокамеру.

Свой первый хронофотографический аппарат Лепренс собрал в 1888 году. Это специальное устройство для съемки движущихся объектов имело 16 объективов, расположенных в четыре ряда. Объективы были снабжены индивидуальными затворами и поочередно делали серию снимков на рулонную негативную фотобумагу, разработанную компанией Kodak.

Лепренс получил патент на камеру в Англии, Франции и США. Через год изобретатель усовершенствовал аппарат, оставив только один объектив, и в 1889 году оформил во Франции новый патент.

Всего Лепренс успел снять четыре ролика: «Человек, поворачивающий за угол», «Сцена в саду Раундхэй», «Движение транспорта по мосту Лидс» и «Аккордеонист». В качестве актеров он использовал членов семьи и друзей.

Дальнейшая история Лепренса и его изобретений окутана тайной и полна загадок.

Известно, что в 1889 году Лепренс съездил в Штаты, встретился там с Томасом Эдисоном, показал ему камеру и попросил помощи в финансировании. Сам Эдисон в дальнейшем отрицал факт этой встречи.

Еще известно, что осенью 1890 года Лепренс планировал запатентовать новую камеру в Великобритании, но перед поездкой в Лондон заехал к своему брату в Дижон. След Лепренса обрывается на вокзале в Дижоне, где он сел в поезд до Парижа. Больше изобретателя никто никогда не видел. Его багаж и аппаратура исчезли.

В 1897 году все патенты Луи Лепренса были аннулированы «в связи с исчезновением автора».

Шкаф с «глазком»

В 1890 году американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон дал задание одному из инженеров своей промышленно-исследовательской лаборатории Уильяму Диксону изобрести некое развлекательное устройство в комплект к фонографу, которое показывало бы небольшие сюжетные или видовые ролики под музыку или текст, начитанный актером.

Еще до того, как Диксон взялся за дело, Эдисон запатентовал схему конструкции будущего технического изобретения и его название: «кинетоскоп».

Решать поставленную задачу Диксону пришлось в два этапа: сначала изобрести камеру, которая снимала бы те самые ролики, а уже потом и сам аппарат.

Эдисон предложил разрабатывать камеру на основе хронофотографического ружья Маре. Кстати, образец Маре предоставил сам, так как его, врача-физиолога, не интересовали приоритеты и патенты, ему нужны были новые технологии для продолжения исследований.

В качестве отправной точки изобретение доктора Маре годилось, но тут возникла другая проблема: длины рулонов фотобумаги не хватало для съемки даже коротких сценок. И тогда Эдисон обратился к изобретателю фотопленки Kodak Джорджу Иствуду с просьбой начать производство 15-метровых рулонов.

Самой последней технической проблемой, которую пришлось решать Диксону, было «заставить» проектор останавливать и перемещать пленку через одинаковые промежутки времени. Изобретатель нашел очень простое и оригинальное решение — проделал отверстия по краям пленки. А для захвата перфорации использовал шестеренку с зубчиками, которую вращал электродвигатель.

В 1891 году оба устройства были созданы. Камера для съемки получила название «кинетограф». Это и была самая первая в мире настоящая кинокамера, способная снимать фильмы. А кинетоскоп — прообраз будущего кинопроектора — представлял из себя шкаф с «глазком». Он был рассчитан на одного-единственного зрителя. Идея превратить камерный досуг в массовое развлечение на тот момент Эдисону в голову не пришла.

«Снаряд» Тимченко

Почти одновременно с Диксоном киноаппарат, работающий по точно такому же принципу, изобрел украинский инженер, механик Одесского университета Иосиф Тимченко. И ему, точно так же как Диксону, пришлось сначала изобретать механизм смены кадров.

Но была и существенная разница: Тимченко был далек от мысли работать на индустрию развлечений, его интересовало благо науки. Его изобретение должно было помочь ученым исследовать явление персистенции — инерции зрения человека.

В 1893 году Тимченко придумал «улитку» — скачковый механизм для прерывистой смены кадров. А следом собрал кинокамеру.

7 ноября 1893 года в одесской гостинице «Франция» открылась выставка «живых фотографий». Вниманию публики было представлено два фильма, снятых Иосифом Тимченко: «Копьеметатель» и «Скачущий всадник». Народ валил валом! В течение полутора месяцев «живые фотографии» были главным городским событием.

В январе 1894 года Тимченко показал свои фильмы в Москве — на секции физиков IX съезда российских природоведов и врачей. Сохранилось упоминание этого исторического события в протоколе секции: «На экран были показаны стробоскопические иллюзии прерывистого движения, составляемого особым снарядом. Секция отнеслась весьма сочувственно к работам г. Тимченко, его остроумию и оригинальности, засвидетельствованными профессорами Умовым и Клоссовским, и по предложению председателя профессора Пильчикова и профессора Боргмана решила выразить г. Тимченко благодарность».

Благодарностью дело и закончилось. Тимченко вернулся в свою мастерскую и продолжил работать ради науки, изобретая микрохирургические инструменты для операций на глазах, пишущий ртутный барометр, приборы для новой обсерватории и многое-многое другое.

К счастью, киноаппарат, созданный Тимченко, сохранился и находится в коллекции Политехнического музея. Сопроводительная табличка «снаряда» гласит: «Первый кинематограф для съемки, печатания и показа ленты».

Они первые познакомили нас с синематографом

Луи и Огюст Люмьеры считаются создателями кинематографа — нового вида искусства, новой индустрии и новой технологии. Почему они? Ведь кинокамеру и кинопроектор изобрели до них, да и первые коммерческие сеансы состоялись задолго до того, как поезд братьев Люмьер прибыл на вокзал Ля-Сьота.

Потому что им удалось так усовершенствовать кинетограф Диксона, что он превратился в компактное, легкое, переносное, а главное, универсальное устройство как для съемки фильмов, так и для их показа. Изобретенный братьями механизм позволял воспроизводить отснятую пленку на большой экран, и это дало возможность проводить одновременные сеансы для значительного числа зрителей.

То есть, по сути, они создали индустрию массовых развлечений, которая получила название «синематограф» в честь первого в мире профессионального киносъемочного аппарата, созданного двумя инженерами-изобретателями из Лиона — братьями Луи и Огюстом Люмьер.

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum — первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum — это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *