Тракторные категории и их расшифровка видов тракторов
Перейти к содержимому

Тракторные категории и их расшифровка видов тракторов

  • автор:

Виды и общая классификация тракторов

Трактор – это машина на колесной или гусеничной базе, предназначенная для решения широкого спектра задач в сельском хозяйстве, фермерском деле, дорожном, промышленном строительстве, благоустройстве и других сферах. Ключевым отличием техники является высокий крутящий момент, максимально преобразующийся в тягу при малых скоростях. Существует множество разновидностей тракторов, и мы рассмотрим их основные особенности.

Классификация тракторов по типу движителя (базы)

Виды и общая классификация тракторов

Существует три типа машин:

  • На гусеничной базе – у них сила тяги выше, как и проходимость. Они могут работать на рыхлых, влажных, болотистых грунтах и местностях. Масса машины распределяется равномерно по всей площади гусеницы, что обеспечивает высокую устойчивость и проходимость. У этих машин есть существенный минус – невозможность самостоятельного передвижения по дорогам общего пользования. Они способны значительно повредить асфальтовое покрытие, поэтому для их подачи на объекты используются низкорамные тралы;
  • На колесной базе – это универсальные машины, которые могут использоваться в сельском хозяйстве, ЖКХ, строительстве. При выполнении работ на рыхлых грунтах для повышения сцепления и тяги используются балластные утяжелители колёс. Такие машины сами добираются до объекта по дорогам общего пользования, так как пневматические покрышки не повреждают дорожных покрытий.

Конструкция может быть рамной, полурамной или безрамной.

Классификация тракторов по назначению и областям применения

По назначению можно выделить следующие виды машин:

  • Промышленные – это преимущественно гусеничные модели на жесткой подвеске с прочными рамами. К ним относятся бульдозеры и бульдозерно-рыхлительные агрегаты, трубоукладчики, скреперы, трелёвочные машины для транспортировки брёвен. Их отличает узкий профиль применения, так как рабочие органы в большинстве случаев несъемные;
  • Сельскохозяйственные – это более универсальные машины, совместимые с широким спектром дополнительного навесного и прицепного оборудования. Производители предлагают широкий спектр базовых тракторов с различными тяговыми и прочими техническими характеристиками.

В свою очередь сельскохозяйственные тракторы подразделяются на несколько подвидов:

  • Пахотные – предназначены для работы с прицепными агрегатами для обработки целины и почвы: плугами, боронами, культиваторами и т.п.;
  • Пропашные или пахотно-пропашные – используются для обработки земли после пашни, а также для обслуживания посевов при движении по междурядьям. Их отличает увеличенный дорожный просвет и меньшая ширина колес;
  • Транспортные – предназначены для транспортировки грузов, совместимы с широким спектром прицепов, включая самосвальные модификации;
  • ЖКХ – коммунальные машины, оснащенные роторными щетками и другим оборудованием для ухода за городскими улицами, парковыми зонами, обочинами дорог;
  • Специальные – предназначенные для решения узкопрофильных задач. Хорошим примером является трехколесный трактор МТЗ-80Х, предназначенный для обработки хлопковых полей. Такая конфигурация позволяет минимизировать механическое воздействие на хрупкие стебли растений.

Еще один важный показатель – тяговый класс трактора. Это величина, измеряемая в тонн-силах, которая определяет максимальное тяговое усилие. Для машин сельскохозяйственного назначения этот показатель колеблется в пределах 10 ТС.

Трактора МТЗ

Как официальный представитель предприятия «Минский Тракторный Завод» в России мы предлагаем полный модельный ряд тракторов производителя по лучшим ценам. Во всех регионах работают авторизованные станции технического обслуживания, налажены поставки расходных материалов, запчастей и дополнительного оборудования. В модельном ряду есть машины до 9 тягового класса с двигателями мощностью более 350 Л/С. По вопросам поставок и за дополнительной информацией по финансовым программам обращайтесь к нашим менеджерам по указанным телефонным номерам.

Описание, характеристики и виды тракторов

Сельскохозяйственные тракторы – это важная составляющая комплекса сельхозтехники. Современные трактора играют важную роль в культивации почвы, посадочных и уборочных мероприятиях, первичной обработки урожая и других видах работ. Все они способны эффективно справляться с поставленными задачами в сельском и фермерском хозяйстве. Благодаря высокой мощности и многофункциональности некоторые модели могут также использоваться в строительстве и решении коммунальных задач.

Впервые специализированную технику начали использовать в XIX веке. В то время она функционировала на паровом двигателе. Большую роль в совершенствовании сельскохозяйственных машин сыграли английские ученые и изобретатели. Среди них Уильям Говард и Джон Гиткот. Самый первый русский трактор на гусеничном ходу был сконструирован Федором Абрамовичем Блиновым. Русский механик-самоучка внес большой вклад в механизацию и индустриализацию сельского хозяйства. Современные модели отличаются высокой производительностью, энергоэффективностью, простотой обслуживания и многофункциональностью.

Определение и особенности спецтехники

Трактор – это специализированная техника, которая используется для сельскохозяйственных работ, строительных мероприятий и решения коммунальных задач. Спецмашины оснащены двигателем, рамой, ходовой системой, пружиной, подвеской, трансмиссионной системой, контрольно-измерительными приборами, кабиной, блоком управления и другими механизмами. Источником энергии является двигатель.

Современные машины могут быть оснащены сельскохозяйственными орудиями: культиватором, косилкой, плугом, отвалом, тележкой для транспортировки груза, и оборудована вспомогательными устройствами, такими как система отопления и кондиционирования воздуха, сигнализация. Технические характеристики тракторов зависят от модели, марки и производителя. Большой популярностью пользуются спецмашины John Deere. Их отличает высокая производительность, надежность и простота обслуживания.

Виды тракторов

  1. По назначению. Общего назначения – для всех видов с/х работ. Универсально пропашные используются для посева и междурядной обработки. Специализированные для работы в особых условиях.
  2. По устройству ходовой части. Гусеничные, полугусеничные и колесные трактора. Последние отличаются наибольшей маневренностью и проходимостью. Прекрасно подходят как для полевых, так и транспортных работ.
  3. По устройству остова. Выделяют рамные, полурамные и безрамные. Последние состоят из нескольких соединительных корпусов.

Спецмашины также классифицируют по номинальной силе тяги на крюке (НСТ). Классификация тракторов по силе тяги необходима для определения возможности агрегатирования спецтехники различными орудиями и машинами.

Предназначение специализированной техники

  • Тракторы тягового класса 02. Незаменимы на мелкоконтурных селекционных полях и небольших фермерских хозяйствах. Они могут быть агрегатированы прицепной тележкой, плугом, косилкой, культиватором и другими устройствами.
  • Спецмашины тягового класса 06. Используются в основном для междурядной обработки урожая, различных овощных культур, ежедневной обработки почвы, посадки овощей, уборки сена.
  • Трактора тягового класса 09. Универсальные машины, которые используются в сельском хозяйстве, кормопроизводстве, возделывании и уборке технических и овощных культур. Они могут эффективно выполнять задачи по вспашке, культивации, выгрузке различных грузов. Чаще всего их используют для приведения в действие стационарных машин.

Специализированные машины могут использоваться не только для сельхозработ, но также для строительства, возведения фундамента и выполнения иных задач в муниципальной сфере. Полноприводные модели обладают высокой производительностью и надежностью.

Достоинства и недостатки отдельных моделей современных тракторов

  1. Беларус. К его преимуществам относится высокая производительность при проведении сельскохозяйственных мероприятий, пропашных операций, перевозке грузов. В сравнении с другими моделями можно выделить низкие эксплуатационные расходы и хорошая совместимость с современными зарубежными и отечественными орудиями. В современных моделях снижено качество изготовления узлов и агрегатов.
  2. Кировец. Спецтехника обладает высокой мощностью, надежностью и производительностью. Используется для аграрных мероприятий и строительных работ. Последние модели отличает экономичность и хорошая маневренность. Среди недостатков можно выделить высокую стоимость техники.
  3. Бульдозеры «Четра». Гусеничный трактор широкого спектра применения. Отличается хорошей производительностью, наилучшей величиной бульдозерного отвала, хорошей мощностью и достаточной компактностью. Среди недостатков выделяют не самые надежные фрикционы и несовершенство конструкции. В сильные морозы технику бывает достаточно сложно завести.
  4. Минитракторы Cherry. Представленные модели китайского производства имеют безупречную репутацию среди аграриев. Они отличаются высоким показателем КПД, многофункциональностью и простотой обслуживания. Специализированная техника практически не имеет недостатков.
  5. John Deere. Универсальные трактора для сельского хозяйства и других задач. К преимуществам относится высокая маневренность, стабильность работы, комфортабельность, простое сервисное обслуживание. Все модели данного производителя соответствуют европейским нормам и стандартам. Многие международные сельскохозяйственные организации используют спецтехнику компании John Deere.

Рынок специализированной техники предлагает богатое разнообразие спецмашин. При выборе подходящей модели необходимо обратить внимание на показатели производительности, функциональности и способности выполнять свои задачи в любую погоду.

Права на трактор и категории тракторных прав

В Нижнем Новгороде пройти обучение на тракториста, экскаваторщика, крановщика, на водителя погрузчика и получить права на трактор можно в автошколах:

  • Автошкола «Нижегородстрой» — тракторные права кат. В, С, Е, Д, А, есть переподготовка и повышение квалификации
  • Автошкола «Центр-А» — обучение на тракториста и водителя погрузчика
  • Автошкола «Абсолют-НН» — водитель погрузчика кат. «В», «С»
  • Автошкола «Центр-А» — водитель напольного транспорта

Существует 6 категорий и 4 подкатегории
для тракторных прав:

  • А – автомототранспортные средства, не предназначенные для езды по дорогам общего пользования, и(или) имеющие скорость не более 50-ти км/ч
    4 подкатегории:
    • АI – внедорожные МОТОтранспортные средства (с 16 лет)
    • АII – внедорожные автотранспортные средства, с массой до 3,5т, до 8-ми пассажирских мест (с 19 лет)
    • АIII – внедорожные автотранспортные средства с массой свыше 3,5т, кроме входящих в IV-ю подкатегорию (с 19 лет)
    • АIV – внедорожные автотранспортные средства для перевозки пассажиров, более 8-ми пассажирских мест (с 22 лет)
    • В – колёсные и гусеничные трактора, с двигателем до 25,7 кВт (с 17 лет)
    • С – колёсные, с двигатеем от 25,7 до 110,3 кВт (с 17 лет)
    • D – колёсные, с двигателем свыше 110,3 кВт (с 18 лет)
    • Е – для гусеничных тракторов, мощность двигателя свыше 25,7 кВт; (с 17 лет)
    • F – для комбайнов и прочих самоходных сельскохозяйственных машин. (с 17 лет)

    Тракторные права кат. А и подкатегории А1-А4, примеры техники, возраст получения прав
    Категории тракторных прав В, С, Д, Е, F, примеры техники, возраст получения прав

    Любые тракторные права называются «Удостоверение тракториста-машиниста», сокращенно УТМ, само удостоверение выглядит так:

    Тракторные права -

    Самая важная часть УТМ — раздел «Особые отметки».
    В этом разделе указываются параметры допуска к управлению спецтехникой, которые явно не определяются из полученных категорий.

    Например, запись в УТМ «Особые отметки» может быть такой:

    • Тракторист 5-го разряда кат.»D»,
    • Машинист экскаватора 6-го разр. кат. «C», «D»
    • Водитель погрузчика 5-го разряда кат. «В», «С», «D»
    • Стаж с 2015 года

    Разряды

    После обучения в автошколе и сдачи экзаменов, курсанту, кроме категории, будет присвоен разряд.
    Разряд присваивается на экзамене, инспектором Гостехнадзора, в соответствии с ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник).
    Все это будет отмечено в УТМ курсанта.

    В дальнейшем, в зависимости от стажа работы и возраста, разряды можно повышать и получать возможность работать на тракторах или технике других видов и мощности. Чем больше у тракториста полученных разрядов, тем он более ценный работник для работодателя.

    В таблице показаны самые востребованные разряды, категории тракторов, мощность, стаж работы и минимальный возраст:

    Разряд 4 5 6
    емкость ковша
    0,15 м3
    емкость ковша
    0,15 м3 — 0,4м3
    емкость ковша
    0,4м3 — 1,25м3
    Категория
    (не соотносится
    с разрядом)
    « С»
    колесные
    • разряды 7 и 8 разрешают управление самой мощной техникой 380-500 л.с. и более и встречаются редко.
    • разряд 2 — ученический, управление трактором под присмотром наставника — опытного тракториста-машиниста.
    • разряд 3 — для техники с двигателем до 44,2 кВт (до 60 л.с.) — акккумуляторные погрузчики и тд.

    Классификация тракторов

    классификация тракторов

    Тракторы различных марок отличаются мощностью двигателя, габаритами, массой и другими параметрами, но в основном схожи по конструкции. Далее рассмотрено устройство наиболее распространённых в нашей стране сельскохозяйственных тракторов МТЗ-80 (МТЗ-82) и ДТ-75МЛ (ДТ-75Д), уделено особое внимание оригинальным механизмам и системам тракторов Т-ЗОА-80, ЛТЗ-55 и Т-150К.

    Классификация тракторов

    Трактор — это самоходная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения, приведения в действие сельскохозяйственных и других машин, а также буксирования прицепов. Тракторы классифицируют по следующим признакам.

    По назначению тракторы делят на три группы: общего назначения, универсально-пропашные и специальные.

    Тракторы общего назначения применяют для выполнения основных сельскохозяйственных работ при возделывании сельскохозяйственных культур (вспашка, дискование, сплошная культивация, боронование, посев и уборка). Эти тракторы отличаются от других малым дорожным просветом и повышенной мощностью двигателя.

    Универсально-пропашные тракторы используют при уходе за пропашными культурами и выполнении других сельскохозяйственных работ. В связи с этим некоторые универсально-пропашные тракторы снабжены сменными ведущими колесами с широкими (для выполнения работ общего назначения) и узкими (для работ в междурядьях) шинами, а также имеют большой дорожный просвет и ширину колеи, регулируемую по ширине междурядной.

    Специальные тракторы — это модификации какого-либо трактора общего назначения или универсально-пропашного, предназначенные для выполнения определенного вида работ (на виноградниках, хлопчатнике) или разных работ, но в строго определенных условиях (на болотистых почвах, в горном земледелии).

    По конструкции ходовой части (по типу движителя) тракторы бывают гусеничными и колёсными.

    Гусеничный трактор с большой опорной поверхностью незначительно уплотняет почву. При высокой проходимости он способен развивать значительное тяговое усилие. Колесный трактор более универсален по сравнению с гусеничным, и его можно использовать как на полевых, так и на транспортных работах, несмотря на худшее сцепление с почвой.

    По типу остова тракторы делят на рамные, остов которых представляет собой раму; полурамные — образуют две короткие продольные рамки, привернутые или приваренные к корпусу заднего моста; безрамные — состоят из соединенных корпусов отдельных механизмов.

    По номинальному тяговому усилию в зависимости от конструкции тракторы подразделяют на девять классов. Номинальным считают тяговое усилие, при котором трактор работает с наибольшей производительностью на стерне средней влажности и твердости. Девять тяговых классов составляют типаж сельскохозяйственных тракторов.

    Система тракторов

    Система тракторов — это технически, технологически и экономически обоснованная совокупность всех моделей тракторов, рекомендуемых в производство. В каждом тяговом классе существуют базовые модели (основные наиболее массовые тракторы) и модификации, на которых установлены унифицированные с базовыми моделями двигатели и ряд других составных частей. При их унификации (единообразии) облегчаются изготовление и эксплуатация тракторов.

    Модель — машина с определёнными конструкцией и расположением агрегатов. Базовой называют наиболее распространенную и универсальную модель тракторов, имеющую специализированные модификации.

    Модификация — видоизмененная базовая модель. Она специализирована по назначению и унифицирована с базовой моделью.

    Марка трактора — условное кодовое название модели определенной конструкции. Для обозначения марки трактора вначале пишут буквенные знаки, обозначающие сокращенное название завода-изготовителя, первые буквы определенного слова или характерное для трактора слово и через черточку — цифру, указывающую мощность двигателя в лошадиных силах или номер модели.

    Серийную и готовую к производству сельскохозяйственную технику включают в каталог. Рассмотрим модели и модификации сельскохозяйственных тракторов различных тяговых классов.

    Мини-тракторы тягового класса 0.2 (Т-012, АМЖК-8, МТЗ-082, МТ-15 н др.) предназначены для работы на мелкоконтурных,селекционных полях и в фермерских хозяйствах. Их можно агрегатировать с плугом, косилкой, культиватором, прицепной тележкой и другими орудиями и машинами, изготовленными специально для них.

    Мини-трактор, или малогабаритный трактор, — это универсальное мобильное энергетическое средство с двухосным колесным шасси или гусеничным движителем.
    Мотоблок — универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, управляемое с помощью штанговых рычагов идущим следом оператором. Условно мотоблок можно отнести к тяговому классу 0,1.

    Тракторы и самоходные шасси тягового класса 0,б (Т-25А, Т-ЗОА-80, ТТЗ-ЗО, ХТЗ-2511, Т-25ФМ, СШ-25 и Т-16МГ) служат для выполнения междурядной и предпосевной обработок, посева, посадки овощных культур и санов, ухода за посевами, уборки сена, транспортных работ и могут приводить в действие стационарные машины.

    Самоходные шасси — это разновидность трактора, на раме которого смонтирована грузовая платформа для перевозки грузов или навешены рабочие органы сельскохозяйственных машин и орудий, а также агрегаты для работы в коммунальном хозяйстве. Самоходные шасси СШ-25 и Т- I6МГ используют в овощеводстве, садоводстве, полеводстве и животноводстве.

    Тракторы тягового класса 0,9 ЛТЗ-55, ЛТЗ-55А, ЛТЗ-55АН, ВТЗ-45АТ, ТТЗ-80.10 и Т-28Х4М) благодаря широкому диапазону передач, реверсивному ходу на всех передачах и регулируемой колее колёс применяют на многих сельскохозяйственных работах (предпосевная обработка, посев, борьба с вредителями, междурядная обработка и уборка пропашных, технических и овощных культур, вспашка легких почв на малой площади и уборка сена), а также на транспортных работах и для привода стационарных машин.

    Тракторы тягового класса 1,4 (МТЗ-80, МТЗ-82, ЮМЗ-6АКМ, ЮМЗ-6ДМ, ЛТЗ-60АБ) эффективно используют при возделывании и уборке технических и овощных культур. В агрегате с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями они служат для вспашки, культивации, боронования, посева, посадки, междурядной обработки и заготовки кормов, разбрасывания удобрения, перевозки, а также приводят в действие стационарные машины.

    Для работы в различных условиях выпускают тракторы 25 модификаций марки «Беларусь». Они отличаются комплектацией. Например, трактор «Беларусь-920» имеет двигатель мощностью 90 л.с. и все ведущие колеса. У него синхронизированная коробка передач с постоянным зацеплением шестерен и несколькими диапазонами передач, которые переключаются на ходу, как у автомобиля.

    Все базовые модели в тяговых классах 0,6; 0,9 и 1,4 — это колесные универсально-пропашные тракторы. В число их модификаций входят тракторы повышенной проходимости со всеми ведущими колесами, пропашные тракторы для высокостебельных культур с высоким агротехническим просветам и горные тракторы для работы на склонах.

    Тракторы тягового класса 2 (свекловодческий Т-70СМ и виноградниковый Т-70В) гусеничные. Разработаны гусеничный трактор Т-90С, колесные тракторы «Беларусь-1221», ЛТЗ-155, ЛТЗ-95 и универсальное шасси «Беларусь» ШУ-356.

    На тракторе «Беларусь-1221» установлен шестицилиндровый дизель мощностью 130 л.с. с турбонаддувом. Коробка передач с переключением на ходу. Трактор снабжен передней и задней навесками и может быть оборудован редуктором вала отбора мощности (ВОМ) и дополнительным ВОМ.

    Трактор ЛТЗ-155 называют интегральным, потому что в нём объединены (интегрированы) составные части различных видов агрегатов — от простых до комбинированных (совмещенных). Мощность двигателя 150 л.с. Особенность интегрального трактора — модульный принцип построения. Его собирают из трех основных частей-модулей: энергетического, управляющего и технологического. Энергетический модуль состоит из дизеля, трансмиссии, переднего ведущего моста с колесами, навесного устройства и ВОМ. Управляющий модуль — это пост управления, расположенный в кабине. Его можно повернуть на 180 гр. для продолжительной работы задним ходом, например, с волокушей или на уборке в качестве комбайна.

    Технологическим модулем служит задний мост в сочетании с различными устройствами для работы с сельскохозяйственными орудиями и машинами, навешенным уборочным агрегатом на уборке, грузовой платформой или седельным устройством на транспортных и даже лесохозяйственных работах. У тракторов возможно увеличить или уменьшить агротехнический просвет.

    Шасси ШУ-356 с двигателем мощностью 80 л.с. предназначено для выполнения различных сельскохозяйственных полевых работ и перевозки грузов на платформе вместимостью 2,5 м3.

    Тракторы тягового класса 3 (гусеничные ДТ-75Д, ДТ-75Н, ДТ-175М, ВТ-100, ВТ-130, ДТ-75МЛ, ДТ-75Т, Т-150, ХТЗ-180Р, ХТЗ-200 и колесные ВТ-130К, Т-150К, Т-15К, ХТЗ-121) предназначены для основной обработки почвы, посева и уборки урожая, а также для транспортных работ. Колесные тракторы имеют все ведущие и одинаковые по размеру колеса.

    Трактор ДТ-175М имеет двигатель мощностью 170 л.с. В трансмиссию включен гидротрансформатор для автоматического измерения скорости движения в зависимости от тягового сопротивления орудия. Дизель трактора ВТ-130 регулируется по мощности (145 л.с. н 120 л.с.). Мощность (145 л.с.) обеспечивается за счет турбонаддува с промежуточным охлаждением воздуха. Кабина откидывается набок и снабжена системой автоматизированного контроля работы трактора.

    Гусеничные тракторы ВТ-130 и Т-150 унифицированы по основным сборочным узлам с их колесными модификациями ВТ-130К и Т-150К.

    Тракторы тягового класса 4 (гусеничный Т-4А) служат для выполнения энергоёмких работ. Их применяют на полях большой площади. Разработан модернизированный трактор для степных зон Т-402.

    Тракторы тягового класса 5 (Кировец К-701М, К-700А и К-744 со всеми ведущими и одинаковыми по размеру колесами) используют для вспашки, культивации, лущения стерни, посева, снего-задержания на большой мощами и транспортирования. Мощность ди-зеля этих тракторов 350 л.с. Разработан гусеничный трактор Т-250 этого тягового класса.

    Тракторы тягового класса 6 (гусеничный трактор Т-170М) применяют на полях большой площади при выполнении энергоёмких сельскохозяйственных и мелиоративных работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *