Обслуживаемый аккумулятор как обслуживать
Перейти к содержимому

Обслуживаемый аккумулятор как обслуживать

  • автор:

Обслуживание автомобильного аккумулятора. Продление срока службы

От состояния автомобильного аккумулятора полностью зависит работоспособность транспортного средства, поэтому важно следить за его состоянием и выполнять своевременное и грамотное обслуживание.

Автомобильный аккумулятор

Следует понимать, насколько важную роль играет аккумулятор в ежедневной работе автомобиля. Он отвечает за возможность попадания в салон, то есть открытия дверей, срабатывания сигнализационной системы, запуска двигателя и работы бортовой электроники.

По этой причине главным показателем измерений становится срок службы автомобильного аккумулятора. На деле он ограничен вполне естественными причинами и особенностями конструкции. Но при этом на этот параметр также влияет уровень обслуживания и ухода за техникой, а помимо этого правильные условия эксплуатации.

Неправильное использование аккумулятора иногда может привести к непредвиденным проблемам

Большинство современных автомобильных аккумуляторов отечественного и импортного происхождения соответствуют всем базовым требованиям и способны прослужить достаточно долго и исправно. Но владельцу авто необходимо соблюдать ряд правил по эксплуатации этого изделия. Причем прилагаемые инструкции содержат не полный перечень пунктов по рекомендациям правильного подхода. Исправим эту ситуацию.

Правило 1. Автомобильный аккумулятор требует своевременного и в полной мере производимого комплекса работ по обслуживанию во время эксплуатации и вне ее.

Баланс электроэнергии автомобиля

При обычной городской эксплуатации автомобиля далеко не всегда энергетический баланс на борту положителен. Если говорить более простыми словами, то аккумулятор часто не имеет возможности полностью подзарядиться. Приведем простой пример.

Автомобиль движется по пробкам практически на холостых оборотах, но при этом функционируют кондиционная система, отопление, играет музыка, горят фары или габаритные огни.

Необходимо соблюдать баланс заряда и используемых мощностей приборов в автомобиле

Выделяемой энергии от генератора не хватает на полный список всех потребляющих приборов, поэтому автомобильный аккумулятор теряет постепенно зарядку. В итоге установка совершенно нового и полностью заряженного аккумулятора при регулярной эксплуатации в условиях пробок приводит однажды к ситуации, когда машина не может завестись.

Но проблема недозаряда касается не всех автомобилей: например, его возникновение характерно для легковых Honda, а кроссоверы и джипы, как правило, имеют более мощный генератор, которого хватает в большинстве ситуаций и условий. Поэтому вне зависимости от марки автомобиля стоит подстраховаться и стараться поддерживать положительный энергетический баланс в автомобиле.

Очень важно следить за уровнем заряда аккумулятора

Правило 2. Все потребляющие электроэнергию компоненты в автомобиле должны регистрироваться владельцем во время режима работы (включенное состояние).

Соблюдать эту меру несложно:

  • Главное — отслеживать возможность безопасного отключения фар и дневных ходовых огней, прослушивание музыки на полной громкости.
  • Также следует избегать работы двигателя на повышенных оборотах, которые способствуют увеличению длительности холостых ходов.
  • Не стоит часто прибегать к автозапуску, так как это отражается на ускоренной разрядке автомобильного аккумулятора и накоплению отложений в двигателе.

Разряд аккумулятора определяется при помощи вольтметра, расположенного на приборной панели. Значения ниже 12,5 Вольт станут поводом для беспокойства.

Заряд аккумулятора ниже 12,5 вольт является поводом для беспокойства

Помимо этого обслуживание автомобильного аккумулятора требует периодической подзарядки, которая осуществляется за счет подключения зарядного устройства под капотом. Эта простая процедура позволит поддерживать работоспособность автомобиля на требуемом уровне и исключит внезапные проблемы с запуском.

Обслуживание аккумулятора. Обзор средств

Согласно статистике, большинство аккумуляторов, выставленные на продажу, не подлежат дальнейшему обслуживанию. То есть доливка жидкости в устройство необходима обязательно. Выяснить, попался ли вам обслуживаемый аккумулятор, можно при наличии пробок на верхней крышке, которые можно открутить. В таком случае за длительностью срока службы изделия можно следить самостоятельно.

Правило 3. Раз в полгода добавляйте дистиллированную воду в аккумулятор до уровня.

Как и у любой другой техники, обслуживание автомобильных аккумуляторов нуждается в регулярных проверках. В данном случае требуется контроль уровня электролита каждые полгода. Если при открученной пробке видны сухие пластины, то уровень жидкости нужно откорректировать, выполнив доливку дистиллированной воды до отметки специального прилива в горловине. Это восстановит емкость батареи.

Требуется контроль уровня электролита каждые полгода

Кислота из электролита не испаряется, поэтому не следует доливать его же. Лучше заменить на дистиллированную воду для восстановления концентрации электролита. После доливки следует полностью зарядить батарею.

Контроль состояния необходимо проводить регулярно. Для этого понадобится плотномер (легко купить в любом магазине автозапчастей). Нормальные показатели плотности электролита соответствуют значению в 1,27 грамм на миллилитр. Конечно, при обращении с кислотой следует соблюдать меры предосторожности и работать в резиновых перчатках.

Правило 4. Отслеживание текущего состояния аккумуляторных клемм.

Еще одна причина несвоевременного разряда аккумулятора заключается в плохом состоянии клемм. Вокруг, них со временем образуются трещины, и кислота начинает постепенно попадать на поверхность корпуса. Последнее вещество является прекрасным проводником тока, поэтому и происходит разрядка аккумуляторной системы.Чаще всего такое случается в жару. Бороться с этим явлением очень просто. Для этого следует в плановом порядке очищать клеммы и смазывать их снаружи специальной кислотоупорной смазкой. Процедура относится к стандартным операциям по обслуживанию, как и замена масла в двигателе. Для использования подойдет специальный состав. Например, средство Liqui Moly Batterie-Pol-Fett.

Следует в плановом порядке смазывать клеммы специальной смазкой

В обслуживание автомобильного аккумулятора входит регулярное очищение клемм и смазывание специально подобранными составами смазок.

Смазка бренда Liqui moly производится на основе кальциевого загустителя, который герметизирует трещины и предупреждает возникновение коррозионных процессов у контактов.

Смазка Liqui Moly предупреждает возникновение коррозионных процессов

Помимо этого средство устраняет возникновение искрения и поддерживает работоспособность аккумулятора с избежанием утечек тока.

Сейчас вы можете увидеть, что список рекомендаций по грамотному обслуживанию автомобильного аккумулятора не занимает много времени. Выполнив полный комплекс работ один раз, автовладелец привыкнет к процедурам и будут казаться совсем простыми и понятными. А они позволят продлить срок службы всего автомобиля.

Как обслуживать аккумулятор

Для начала ,нужно снять аккумулятор с автомобиля, занести в теплое помещение и тщательно протереть. Протирать обязательно с пробками, чтобы при откручивании туда не попала грязь. Для этого можно использовать раствор соды, чтобы удалить все подтеки и грязь. Протирается весь корпус и даже дно, при этом аккумулятор нельзя наклонять больше, чем на 30°. Также обязательно вытереть клеммы. После протирания нужно дать аккумулятору отстояться от 6 до 10 часов.

Как обслуживать аккумулятор

Далее, нам понадобится стамеска, стеклянная трубочка, ареометр, дистиллированная вода, нагрузочная вилка, мультиметр и зарядное устройство.

После того, как аккумулятор отстоялся, замеряем заряд батареи мультиметром, затем откручиваем пробки и проверяем уровень электролита во всех банках. Для точной проверки уровня используем стеклянную трубку. Погружаем трубку в каждую банку и смотрим на разметку трубки. Уровень электролита должен быть одинаковым во всех банках, и где уровень мал, туда аккуратно заливаем дистиллированную воду(можно использовать воронку).

После того, как мы сделали уровень электролита одинаковым во всех банках аккумулятора, необходимо проверить плотность ареометром. Ареометр погружаем в банки и измеряем плотность каждой. Чем больше заливается вода, тем меньше становиться плотность.

Затем, нужно закрыть крышки аккумулятора не закручивая и поставить на зарядку на автоматический режим. После зарядки аккумулятору нужно снова дать отстояться 5-10 часов и измерить напряжение вольтметром. Напряжение обязательно должно быть выше 12.7 В, и это значит, что ваша батарея заряжена на 100%.

Чтобы проверить работоспособность батареи — нужно поставить ее на автомобиль и подключив вольтметр проверить напряжение, либо нагрузить ее нагрузочной вилкой и посмотреть — что с ней происходит.

Обслуживание аккумулятора может провести любой человек, ничего сложного этот процесс не представляет, за исключением того, что электролитом можно сильно заляпаться. Используйте максимальные меры предосторожности, и не проделывайте обслуживание аккумулятора на ковровых покрытиях. Лучше всего для этого подходит гараж.

Конечно же, если вы не хотите заниматься обслуживание аккумулятора самостоятельно, то лучше отдать его профессионалам — они это сделают намного быстрее и проще.

Для справки:

  • Малосурьмянистые батареи — уход каждые 2-3 месяца;
  • Гибридные батареи -– уход раз в 6 месяцев;
  • Кальцевые батареи- уход раз в 8-12 месяцев.

Автомобильный аккумулятор

Компания «ООО Маркент» предлагает огромный выбор оборудования для аккумуляторных батарей. В каталоге сайта Вы можете выбрать зарядные, зарядно-разрядные, десульфатирующие устройства и множество другой полезной продукции.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
  • Импульсное зарядное устройство для автомобиля
  • Как восстановить замкнутый аккумулятор
  • Как заряжать аккумулятор
  • Как правильно подобрать емкость из полипропилена для хранения жидкостей
  • Где применяется зарядный комплект КЗО

Техническое обслуживание аккумуляторов

В процессе эксплуатации залогом безотказной работы аккумуляторной батареи является уход за ней.

Для поддержания батареи в исправном состоянии должно постоянно производиться профилактическое техническое обслуживание. Обслуживание аккумуляторных батарей должно производиться технически компетентным лицом, имеющим навыки и допуск к работе с аккумуляторами. Сотрудники, обслуживающие аккумуляторы, должны быть одеты в средства индивидуальной защиты (костюм кислотостойкий, резиновые сапоги, прорезиненный фартук, резиновые перчатки, защитные очки, респиратор). А также должны иметь инструменты и материалы для проверки и обслуживания батарей.

Ежедневно контролируется уровень электролита. При низком уровне электролита необходимо долить дистиллированную воду (НЕ ДОЛИВАТЬ В АККУМУЛЯТОРЫ ЭЛЕКТРОЛИТ), за исключением случаев уменьшения электролита из-за его выплескивания. На каждую батарею ведется журнал, в который вписываются данные контрольных измерений.

При техническом обслуживании необходимо очищать батарею от пыли и грязи. Необходимо протирать поверхность батарей 10% раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды, после чего вытереть чистой сухой ветошью, просушить. Чистить аккумуляторы можно только после отключения их от зарядного устройства. При чистке аккумуляторов пробки должны быть закрыты. Поверхность батареи всегда должна быть сухой. Периодически необходимо зачищать полюсные выводы и клеммы проводов и смазывать их техническим вазелином.

Не реже 1 раза в месяц проверяется степень заряженности батареи по плотности электролита, одновременно замеряя его температуру, чтобы учесть температурную поправку. Также проверяется работоспособность аккумуляторной батареи с помощью нагрузочной вилки без нагрузки и под нагрузкой.

Во время технического осмотра проверяется напряжение и ток подзаряда батареи, наличие выделения пузырьков газа из аккумуляторов при их заряде.

Не реже одного раза в месяц проводить проверку затяжек болтов. Нельзя приближаться с открытым огнем или зажженной сигаретой к месту проведения работ. Так как электролит является химически агрессивным веществом, не допускайте попадания электролита в глаза или открытые участки тела.

Как обслуживать АКБ

Как и все комплектующие автомобильного транспорта, аккумуляторные батареи имеют ограниченный эксплуатационный ресурс. Впрочем, правильный уход за аккумулятором гарантирует 3 вещи: устройство внезапно, неожиданно для водителя, полностью не выйдет из строя; устройство прослужит столько же, сколько обещал производитель, или даже дольше; владелец авто не столкнется с проблемой полного разряда батареи. Сами по себе аккумуляторы достаточно просты и надежны. Речь идет как о классических и модернизированных свинцово-кислотных, так и о гелевых. О последних мы писали в данном материале. Сегодня Avto.pro выяснит, какие правила эксплуатации и обслуживания аккумуляторных батарей стоит соблюдать для того, чтобы устройства прослужили как можно дольше.

Коротко об устройстве и назначении аккумуляторов

Автомобильный аккумулятор является вспомогательным источником электрического питания в бортовой сети. В случае электротранспорта это не вспомогательный, а основной источник энергии, а сам аккумулятор называется тяговым. Без аккумулятора невозможен нормальный запуск двигателя и последующая работа электрического оборудования в автомобиле. К основным функциям обычно относят:

  1. Подача энергии стартеру для последующего запуска ДВС;
  2. Подача ДВС приемникам энергии в случае, если мощность генератора оказывается недостаточной;
  3. Обеспечение работы некоторых электроприборов при неработающем двигателе.

Подавляющее большинство современных автомобилей оснащаются аккумуляторами с номинальным напряжением 12V. Само устройство представляет шестерку 2-вольтовых элементов. В последние годы все большее распространение получают автомобили с 48-вольтовой бортовой электросистемой и специальными аккумуляторами, стартерами и генераторами. В зависимости от состояния электролита аккумуляторы делят на:

  • Жидкостные. Для таких батарей характерна деградация, достаточно высокое внутреннее сопротивление и повышенные требования к условиям эксплуатации. К примеру, они не должны подвергаться действию высоких температур, вибраций. Также недопустим наклон изделий более чем на 40°;
  • GEL и AGM. Мы позволим себе объединить эту пару в один тип. Особенность подобных аккумуляторов состоит в том, что их электролит не пребывает в жидком состоянии. В случае GEL (гелевых) аккумуляторов электролит представляет собой пасту, а в случае AGM им пропитывается стеклоткань.

Классический автомобильный аккумулятор состоит из двухсоставного корпуса (емкость и крышка), шестисекционного внутреннего отсека, где каждая секция представляет собой отдельный источник питания и пластин. Сам аккумулятор относится к электрохимическому типу электрический устройств. Особняком стоят литиевые аккумуляторы, которые могут выступать в роли тяговых устройств, однако на данный момент они востребованы лишь некоторыми видами транспорта. Основные характеристики АКБ: емкость, номинальное напряжения, пусковой ток. Интерес для профессионалов также представляют показатели емкости в зависимости от температуры.

Обслуживание АКБ

Главное об обслуживании АКБ

Соблюдение правил эксплуатации и обслуживания АКБ позволит продлить работу батареи. Вот несколько рекомендаций:

  1. Не допускайте частых перегревов и переохлаждений АКБ;
  2. Следите за чистотой корпуса и клемм;
  3. Не допускайте эксплуатации в режимах перезаряда и недозаряда;
  4. Раз в год заряжайте АКБ зарядным устройством;
  5. Запускайте мотор короткими включениями стартера;
  6. Контролируйте уровень электролита (если возможно).

В данном материале мы будем уделять много внимания классическим аккумулятор с жидким электролитом, однако более современные устройства типа AGM и GEL также будут рассматриваться. Привычные свинцово-кислотные батареи подразделяются на обслуживаемые и необслуживаемые . Обслуживаемые также принято делить на две подкатегории: полностью обслуживаемые и малообслуживаемые. Отличить обслуживаемую батарею от необслуживаемой можно по:

  • Негерметичному корпусу с одной или несколькими пробкам «банок» с электролитом;
  • Наличием смотрового окошка.

По ходу зарядки аккумуляторной батареи происходит один нежелательный процесс. А именно, выделение водорода и кислорода из воды, содержащейся в электролите. Из-за образования газов электролит покидают небольшие объемы кислоты и воды. Примечательно, что при перезарядке сильно разряженной батареи практически весь ток расходуется именно на этот процесс. Проблем здесь несколько. Первая: меняется плотность электролита и, соответственно, ухудшаются характеристики батареи, как-то емкость. Вторая: на обратной стороне крышки устройства конденсируется химически агрессивный раствор, что приводит к короткому замыканию батареи. Третья: происходит нагрев батареи.

Устройство жидкостной АКБ

Аккумулятор с жидким электролитом нуждается в периодическом доливе дистиллята для коррекции состава электролита. В случае обслуживаемых и малообслуживаемых устройств это не является проблемой, а вот при работе с необслуживаемыми аккумуляторами водителю приходится исхитряться или вовсе менять все устройство и ставить новое. Ведущие производители корректируют геометрию основных элементов АКБ и внедряют специальные клапаны и каталитические пробки, способные продлить ресурс батареи. Большую популярность получили пластины из кальциево-свинцовых сплавов (часто их называют просто кальциевыми), которые могут похвастать меньшей склонностью к осыпанию после длительной эксплуатации. Из электролита кальциевых аккумуляторов также уходит меньше воды. Одним из ведущих производителей таких батарей является Yuasa – относительно молодая компания из Японии, выпускающая продукцию как для вторичного рынка, так и для оснащения автомобилей и мототехники на заводах крупных концернов.

Особенности эксплуатации в зимний период

Зимняя пара является сложной не только для водителя, но и для его автомобиля. После наступления холодов владельцу личного авто придется следовать нескольким правилам, если он хочет продлить эксплуатацию аккумуляторной батареи. Стоит понимать, что при отрицательных температурах АКБ разряжается намного быстрее , чем при положительных температурах. Это означает, что после долгого простоя автомобиль может попросту не завестись. Вот что стоит сделать автолюбителю:

  • Поместить аккумулятор в термобокс (утеплитель);
  • Снимать аккумулятор и оставлять в теплом помещении в случае, если автомобиль будет оставлен на стоянке на продолжительное время;
  • Стараться заряжать аккумулятор полностью и не допускать сильных разрядов;
  • Устраивать более продолжительные поездки, за время которых аккумулятор успеет хорошо прогреться;
  • Избегать подключения сразу нескольких электроприемников (подогрев, ближний свет и т.п.), если водитель не уверен, что аккумулятор не «просядет» слишком быстро.

Так как АКБ является химическим источником электроэнергии, он сильно зависит от температуры окружающей среды. Тем ниже температуре, тем хуже он усваивает заряд. Следовательно, после простоя на морозе в ходе короткой поездки он не успеет зарядиться. Если прибавить к этому включение нескольких электропотребителей, как-то сразу всех систем обогрева в автомобиле, существует немалая вероятность снижения напряжения в бортовой электросети до критически низких показателей . Обогрев будет работать плохо, а сам аккумулятор может полностью разрядиться. Устройства типа AGM и GEL, а также кальциевые аккумуляторы не так боятся низким температур, как классические свинцово-кислотные батареи.

Аккумулятор ZAP

Учитывайте, что даже «просаженный» в зимнюю пору аккумулятор может завести автомобиль. Для этого достаточно напряжения в 8 V – стартер справится. При этом сама батарея при таких условиях эксплуатация потеряет в емкости. Также будет происходить сульфатация, о которой мы поговорим чуть позже. Вывод: зимой категорически не рекомендовано допускать разряда аккумулятор более чем на 75%. Принеся батарею домой, не приступайте к ее зарядке сразу. Сначала устройство должно прогреться до комнатной температуры. Ускорить этот процесс можно поместив аккумулятор в таз с теплой водой.

Подробнее о правильной эксплуатации

Аккумуляторные батареи имеют достаточно большой эксплуатационный ресурс, а благодаря их относительной простоте довольно качественные устройства сегодня выпускаются множеством фирм. Срок службы одной и той же модели АКБ у разных водителей разный. Это связано с условиями эксплуатации и соблюдением правил пользования устройством. Продлить пользование батареей можно следуя таким правилам:

  • Корпус устройства должен быть сухим и чистым, а контакты должны быть покрыты антикоррозионной смазкой для клемм;
  • Избегать недозаряда и перезаряда (этот момент мы еще разберем);
  • Производить пуск двигателя рядом коротких пусков стартера;
  • Подзаряжать батарею хотя бы раз в 6-12 месяцев (зависит от модели и производителя);
  • Проверять надежность креплений раз в несколько месяцев;
  • В случае глубокого разряда, как можно скорее зарядить АКБ при помощи настраиваемого зарядного устройства;
  • Избегать длительной работы электроприборов при выключенном двигателе;
  • Избегать длительной эксплуатации перезаряженной батареи;
  • Подливать дистиллятор в случае, если плотность электролита слишком высока.

Измерить основные параметры АКБ можно при подключении нагрузки, при помощи нагрузочной вилки, а также специальных тестеров. Сделать нагрузочную вилку можно самостоятельно. Здесь автолюбителю понадобятся нагрузочные резисторы и вольтметр . Перед проверкой также необходимо оценить параметры электролита, оценить состояние клемм и корпуса батареи, а также проверить утечки тока в бортовой электросети. Для проверки электролита понадобится ареометр.

Аккумулятор Exide

По ходу эксплуатации аккумулятора рекомендуем проверять напряжение на клеммах каждые 4 месяца. Проверку можно проводить как на работающем, так и на неработающем двигателя. Как читатель уже наверняка догадался, необходимо проверять уровень электролита и доливать дистиллятор по необходимости. Это легко сделать, если на автомобиле установлен обслуживаемый АКБ. Также для продления ресурса батареи необходимо следить за исправностью стартера и генератора, а также за натяжением приводного ремня генератора.

Правильная зарядка аккумулятора

Для оценки состояния аккумуляторной батареи существует простой и надежный способ. Дайте автомобилю постоять на стоянке 5-10 часов (желательно 10), после чего замерьте напряжение разомкнутой цепи. Если оно попало в диапазон 12,6-12,7 V, то с аккумулятором все в порядке. Полноценная проверка также предусматривает замер плотности электролита. Золотым стандартом принято считать плотность 1,27 г/см 3 . В странах с жарким климатом она попадает в диапазон 1,23-1,25 г/см ­3 , а с холодным – 1,29-1,30 г/см ­3 . При щадящей эксплуатации аккумулятор заряжать не нужно, но если произошел глубокий разряд (напряжение ниже 10,5 V), напряжение в разомкнутой цепи постоянно ниже 12,3 V или плотность электролита была отрегулирована, а устройство все равно не работает нормально, то зарядка при помощи специального зарядного устройства может помочь. Основные правила зарядки АКБ таковы:

  • Устройство необходимо снять с автомобиля и поместить в хорошо проветриваемое помещение;
  • Для восстановления глубоко разряженного или сильно изношенного АКБ заряжать его стоит 10-20 часов.

Заряжать устройство можно при постоянстве тока или напряжения. Если вы выбрали метод зарядки при постоянстве тока, то учитывайте, что у данного процесса должно быть не менее двух этапов. Первый: заряжать аккумулятором током, равным одной десятой от величины емкости (опустив *Ч), но следить за устройством каждый час, не допуская перегревов и обильных выделений газов. Пример: зарядка током 6 А батареи емкостью 60 А*ч. Второй: заряжать током, равном одной двадцатой от величины емкости. Как показывает практика, наиболее уместно трехступенчатое уменьшение величины зарядного тока. Первые часы аккумулятор обозначенной емкости заряжается максимально допустимым током, затем величина тока уменьшается вдвое, а затем еще вдвое. При быстром закипании электролита ток необходимо снизить. Дозарядку наименьшим лучше начинать в тот момент, когда напряжение достигнет отметки в 15 V. Специалисты рекомендуют заряжать аккумулятор 20 часов, большая часть которых придется на зарядку малым и сверхмалым током.

Зарядное устройство

Запчасти на Renault 20

20 hatchback (127) (10.75 — 12.83)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *