Как расшифровывается мкпп в машине
Перейти к содержимому

Как расшифровывается мкпп в машине

  • автор:

Автошкола Профи-Центр

АКПП или МКПП: что выбрать будущему водителю?

Споров на предмет, что же лучше: авто на «механике» (МКПП — механическая коробка переключения передач) или на «автомате» (АКПП — автоматическая коробка переключения передач), ведется немало. Аргументы приводят самые разнообразные, объективные и не очень. Вместе с автошколой «Профи Центр» выясняем, что же выбрать. Никаких предубеждений — только факты.

Что нужно знать будущему ученику автошколы

Если вы решили пойти в автошколу, выбрать, на какой коробке передач вы хотите учиться, АКПП или МКПП, необходимо заранее. При обучении на «автомате» вы сможете водить только авто с АКПП. Если возникнет необходимость сесть за руль машины на «механике», вам потребуется дополнительное обучение: переподготовка с АКПП на МКПП . Если же вы выбрали «механику», то сможете управлять ТС как с МКПП, так и с АКПП.

А теперь разбираемся с плюсами и минусами вождения с механической и автоматической коробками передач.

Плюсы и минусы МКПП

Плюсы:

  1. Как правило, автомобили с механической коробкой дешевле аналогов на «автомате», что позволяет сэкономить немало денег при покупке.
  2. Авто на «механике» разгоняется быстрее, а расход топлива — меньше.
  3. Механическая коробка передач долговечнее автоматической. Это не означает, что она никогда не выйдет из строя, но срок службы «автомата» — в среднем 200-250 тыс. километров пробега (а иногда и меньше), а механическая коробка прослужит дольше, да и обслуживать ее нужно реже.
  4. Механическая коробка передач не нуждается в дополнительном прогреве в зимой. Даже в сильные холода авто на «механике» завести легче.
  5. Выбраться из снега или грязи на авто с МКПП проще. К тому же можно буксовать, не опасаясь перегрева «автомата».

Минусы:

  1. Главный минус МКПП для водителя-новичка — сложность взаимодействия. Необходимо выжимать сцепление (и делать это правильно), переключать передачи с помощью рычага, следить за оборотами и грамотно манипулировать педалями акселератора и тормоза.
  2. Увеличенный, если сравнивать с «автоматом», промежуток переключения передач.
  3. Если переключать передачи некорректно, может произойти перегрузка двигателя. Это частая проблема у новичков, которые забывают вовремя переключить передачу.
  4. Необходимо научиться правильно трогаться с места, чтобы не «глохнуть», что тоже вызывает немало фрустрации у начинающих водителей.
  5. Эксплуатировать авто с МКПП в условиях замедленного движения по городу может быть довольно утомительно из-за необходимости постоянно переключать передачи вручную.
Плюсы и минусы АКПП

Плюсы:

  1. Легкость эксплуатации для водителя-новичка — никаких «мучений» со сцеплением и переключением передач.
  2. Исключается возможность перегрузки двигателя из-за неправильного переключения передач.
  3. Промежуток между переключением передач, в отличие от МКПП, минимальный.
  4. Не нужно опасаться «заглохнуть» из-за слишком медленно или слишком быстро отпущенного сцепления.
  5. Максимальный комфорт во время езды: не нужно беспокоиться о сцеплении и переключении передач, достаточно только сконцентрироваться на дорожной обстановке.

Минусы:

  1. Сложность и дороговизна ремонта и восстановления: если АКПП выйдет из строя, потратить на ремонт придется значительно больше денег, чем в случае с «механикой».
  2. Автомобили с АКПП в целом стоят дороже и обслуживать их необходимо чаще.
  3. В условиях эксплуатации в городе авто с АКПП расходует больше топлива.
  4. Авто на «автомате» нужен обязательный прогрев в холодное время года.
  5. Двигатель авто с АКПП будет менее мощным, чем у авто на «механике» — это одна из причин, почему спортивные и гоночные автомобили оснащены механической коробкой передач.

Резюмируя, свои плюсы и минусы есть как у АКПП, так и у МКПП. Выбор для будущего водителя будет зависеть от самых разных факторов: какой автомобиль вы хотите водить в будущем; где будете ездить: по трассе или в основном в городе; каким будет ваш стиль вождения: интересует вас быстрая езда или хочется в первую очередь комфорта и спокойствия за рулем. В автошколе «Профи Центр» во Владивостоке получить права категории B как с АКПП, так и с МКПП — сможет каждый.

Ничего не бойтесь и дерзайте! С нами — значит с правами!

Советы для начинающих водителей
Безопасность за рулем: как вести себя во время вождения

2024 © Профи Центр

АКПП или МКПП: что выбрать будущему водителю?

Споров на предмет, что же лучше: авто на «механике» (МКПП — механическая коробка переключения передач) или на «автомате» (АКПП — автоматическая коробка переключения передач), ведется немало. Аргументы приводят самые разнообразные, объективные и не очень. Вместе с автошколой «Профи Центр» выясняем, что же выбрать. Никаких предубеждений — только факты. Что нужно знать будущему ученику автошколы Если вы решили пойти в автошколу, выбрать, на какой коробке передач вы хотите учиться, АКПП или МКПП, необходимо заранее. При обучении на «автомате» вы сможете водить только авто с АКПП. Если возникнет необходимость сесть за руль машины на «механике», вам потребуется дополнительное обучение: переподготовка с АКПП на МКПП. Если же вы выбрали «механику», то сможете управлять ТС как с МКПП, так и с АКПП. А теперь разбираемся с плюсами и минусами вождения с механической и автоматической коробками передач. Плюсы и минусы МКПП Плюсы: Как правило, автомобили с механической коробкой дешевле аналогов на «автомате», что позволяет сэкономить немало денег при покупке. Авто на «механике» разгоняется быстрее, а расход топлива — меньше. Механическая коробка передач долговечнее автоматической. Это не означает, что она никогда не выйдет из строя, но срок службы «автомата» — в среднем 200-250 тыс. километров пробега (а иногда и меньше), а механическая коробка прослужит дольше, да и обслуживать ее нужно реже. Механическая коробка передач не нуждается в дополнительном прогреве в зимой. Даже в сильные холода авто на «механике» завести легче. Выбраться из снега или грязи на авто с МКПП проще. К тому же можно буксовать, не опасаясь перегрева «автомата». Минусы: Главный минус МКПП для водителя-новичка — сложность взаимодействия. Необходимо выжимать сцепление (и делать это правильно), переключать передачи с помощью рычага, следить за оборотами и грамотно манипулировать педалями акселератора и тормоза. Увеличенный, если сравнивать с «автоматом», промежуток переключения передач. Если переключать передачи некорректно, может произойти перегрузка двигателя. Это частая проблема у новичков, которые забывают вовремя переключить передачу. Необходимо научиться правильно трогаться с места, чтобы не «глохнуть», что тоже вызывает немало фрустрации у начинающих водителей. Эксплуатировать авто с МКПП в условиях замедленного движения по городу может быть довольно утомительно из-за необходимости постоянно переключать передачи вручную. Плюсы и минусы АКПП Плюсы: Легкость эксплуатации для водителя-новичка — никаких «мучений» со сцеплением и переключением передач. Исключается возможность перегрузки двигателя из-за неправильного переключения передач. Промежуток между переключением передач, в отличие от МКПП, минимальный. Не нужно опасаться «заглохнуть» из-за слишком медленно или слишком быстро отпущенного сцепления. Максимальный комфорт во время езды: не нужно беспокоиться о сцеплении и переключении передач, достаточно только сконцентрироваться на дорожной обстановке. Минусы: Сложность и дороговизна ремонта и восстановления: если АКПП выйдет из строя, потратить на ремонт придется значительно больше денег, чем в случае с «механикой». Автомобили с АКПП в целом стоят дороже и обслуживать их необходимо чаще. В условиях эксплуатации в городе авто с АКПП расходует больше топлива. Авто на «автомате» нужен обязательный прогрев в холодное время года. Двигатель авто с АКПП будет менее мощным, чем у авто на «механике» — это одна из причин, почему спортивные и гоночные автомобили оснащены механической коробкой передач. Резюмируя, свои плюсы и минусы есть как у АКПП, так и у МКПП. Выбор для будущего водителя будет зависеть от самых разных факторов: какой автомобиль вы хотите водить в будущем; где будете ездить: по трассе или в основном в городе; каким будет ваш стиль вождения: интересует вас быстрая езда или хочется в первую очередь комфорта и спокойствия за рулем. В автошколе «Профи Центр» во Владивостоке получить права категории B как с АКПП, так и с МКПП — сможет каждый. Ничего не бойтесь и дерзайте! С нами — значит с правами! Советы для начинающих водителей Безопасность за рулем: как вести себя во время вождения

как расшифровывается КПП на авто

Коробка передач автомобиля (КПП) — это устройство, которое отвечает за регулировку скорости при движении автомобиля; с помощью этого механизма машина может дать задний ход. На многих автомобилях устанавливается 3, 4 или 5-скоростная механическая коробка передач или скоростная автоматическая коробка передач. Механическая коробка передач, объединенная с дифференциалом, заключена в картер.

Снятие и установка коробки передач (КПП) производится сначала изнутри отсека двигателя, а затем автомобиль устанавливается на подъемнике или смотровой канаве.

1. Для того чтобы снять коробку передач (КПП) с двигателя, сначала отсоедините провод отрицательной клеммы аккумулятора. Затем снимите воздушный фильтр, бачок охлаждающей жидкости, цилиндр привода выключения сцепления и гидравлические трубки. После этого отсоедините разъемы всех проводов и снимите верхний крепежный болт стартера, отсоедините коробку передач от двигателя, сняв болты крепления. Затем с автомобиля необходимо снять колеса (так, как описано в статье «Замена колеса» ) и грязезащитные экраны.

2. Далее работа проводится снизу двигателя. Слейте масло из коробки передач (КПП) , отсоедините полуоси, выхлопную трубу, открутите болты, при помощи которых коробка передач крепится к двигателю. После того как вы сняли коробку передач (КПП) с двигателя, осмотрите элементы сцепления. Чаще всего следует заменять элементы сцепления на новые. Осмотрите основные узлы коробки, обращая внимание на то, чтобы шестерни, валы не имели видимых повреждений.

3. Произведя замену неисправных или изношенных механизмов, произведите сборку коробки, при этом под все крышки обязательно установите новые прокладки и нанесите на обезжиренную поверхность специальный герметик.

4. Крышки, которые установлены на коробку, также отмойте от грязи, обезжирьте сопрягаемые поверхности, нанесите герметик.

Для того, чтобы снять коробку передач (КПП) используйте домкрат, не забыв положить деревянную пластину между ним и коробкой передач.

Операции по ремонту внутреннего механизма коробки передач (КПП) весьма сложны, его должны выполнять профессионалы, мы рассматриваем лишь основные действия, связанные с ее эксплуатацией.

5. Особое внимание обратите на привод спидометра. Его также необходимо осмотреть на предмет механических повреждений, обязательно осмотреть приводную шестерню, которая не должна иметь сколов, следов износа, и, если требуется, установить привод спидометра на коробку передач.

6. При снятии коробки передач (КПП) с автомобиля одна из операций, которую вам придется выполнить, — это снятие ее траверсы.

7. Для этого вначале отверните два болта крепления траверсы к днищу авто, затем демонтируйте траверсу.

При осмотре коробки передач (КПП) особое внимание обратите на подшипники. Они не должны иметь следы износа и иметь плотную посадку на рабочих валах.

Ни в коем случае не следует нажимать педаль сцепления в тот момент, когда вы снимаете коробку передач (КПП) с вашего автомобиля.

Коробка Переключения Передач.
АКПП — Автоматическая Коробка Переключения Передач.
МКПП — Механическая Коробка Переключения Передач.

Что такое МКПП и как она устроена

Фото: Shutterstock

МКПП — это сокращение от «механическая коробка переключения передач». Тип трансмиссии, в котором изменение передаточного отношения осуществляется вручную водителем. Та самая всем известная механика, она же «ручка», она же «палка» — все зависит от сленга, применяемого в обсуждении. Самый первый вид автомобильной трансмиссии с возможностью изменять передаточное число во время движения.

Несмотря на огромное количество автомобилей с ручной коробкой на наших дорогах, а также общую популярность механики у российского потребителя, на текущий момент МКПП является анахронизмом. Статистика показывает, что доля МКПП в массе выпускаемых сегодня в мире автомобилей составляет лишь несколько процентов.

Устройство МКПП

Механическая коробка передач, как и сцепление, является посредником в передаче крутящего момента от маховика двигателя к дифференциалу — межосевому или межколесному. Подавляющее большинство МКПП легковых автомобилей состоит из трех валов: ведущего (первичного), промежуточного и ведомого (вторичного). Кратко рассмотрим устройство и схему работы простейшей механики.

Фото: Евгений Епанчинцев / ТАСС

Фото: Shutterstock

Ведущий, или входной вал МКПП — это вал, который входит в коробку со стороны мотора. Его задачей является доставка крутящего момента от двигателя (через сцепление) для дальнейшего распределения внутри коробки. Ведомый, или вторичный вал находится на выходе из коробки. Он передает момент дальше: либо непосредственно на дифференциал (передний привод), либо на карданный вал (задний или полный привод). Промежуточный вал МКПП, соответственно, располагается между первичным и вторичным, являясь посредником.

Шестерни на промежуточном вале закреплены жестко, фактически являясь с ним одним целым. А вот на ведомый вал они «нанизаны» свободно, имея возможность прокручиваться. И только муфты, которые скользят вдоль вала (когда водитель двигает рычаг), поочередно вводят то одну, то другую шестерню в зацепление с этим валом. Таким образом, крутящий момент передается от ведущего вала к ведомому через разные пары шестерен, с разным передаточным отношением. Соответственно этому, в зависимости от выбранной водителем передачи, меняется скорость и тяга на колесах.

Суть работы простейшей трехвальной МКПП отлично отражает следующая иллюстрация.

Фото: Grind My Gears / Youtube

Фото: Grind My Gears / Youtube

Крутящий момент от двигателя передается первичным валом (зеленый), который имеет постоянную связь с промежуточным валом (красный). Шестерни разного диаметра (синим) свободно вращаются на вторичном валу (голубой). В зависимости от положения рычага МКПП, одна из муфт (розовый) жестко соединяет ту или иную шестерню с вторичным валом. Это соответствует включению какой либо из передач. Так, на иллюстрации включена первая передача, и крутящий момент из коробки выходит через самую нижнюю шестерню вторичного вала (желтая стрелка).

Как правильно ездить на МКПП

Основные приемы обращения с ручной коробкой передач преподаются в автошколе. Тем не менее, вспомним базовые правила работы с данным типом трансмиссии.

  • Передачи необходимо включать только при полностью выжатом сцеплении.
  • Выбирать передачу нужно из соображений необходимой скорости. Двигатель не должен всегда ехать внатяг (слишком низкие обороты и высокая передача) и, напротив, не должен «реветь» на постоянно высоких оборотах со включенной низкой передачей.
  • Включать заднюю скорость допускается только после полной остановки автомобиля. В противном случае велик риск повредить МКПП.
  • В зимний период первые 5-10 минут езды, пока не прогреется масло в МКПП, рекомендуется включать передачи плавно, перемещая рычаг до упора.
  • Подъезжать к светофору рекомендуется со включенной передачей, оставаясь на ней максимально долго. В этом случае действует эффект торможения двигателем и замедление происходит эффективнее. А при условии скользкого покрытия под колесами — еще и более прогнозируемо.

Уход за МКПП

Современная механическая коробка не требует какого-либо внимания со стороны водителя, кроме регулярной замены масла. Межсервисные интервалы замены масла в МКПП всегда указаны в сервисной книжке или в руководстве по эксплуатации.

Ремонт МКПП

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Механическая коробка передач является сложным агрегатом, вторым по сложности после двигателя. А если речь про современную многоступенчатую МКПП — может ему и не уступать. Таким образом, квалифицированный ремонт этого узла возможен только в условиях сервисной станции. Но ряд симптомов неисправности МКПП владелец может обнаружить самостоятельно. К ним относятся:

  • Хруст при переключении скоростей. Возможно, повреждены синхронизаторы, отвечающие за плавную смену передач. Также не исключен вариант выкрашивания зубьев шестерен или износ их подшипников. В отдельных случаях виновником может оказаться изношенный вторичный вал или не до конца срабатывающее сцепление.
  • Самопроизвольное выключение передачи («выбивает скорость»). Часто происходит при ослаблении пружин синхронизаторов. Вторая вероятная причина: износ шестерен.
  • Нечеткое включение скоростей. Обычно происходит из-за люфта в механическом приводе от ручки МКПП до внутренних тяг (штоков) переключения. Иногда разболтанность привода можно устранить самостоятельно, подтянув болтовые крепления подвижных соединений.
  • Слишком шумная работа МКПП. Вероятен как физический износ деталей, так и низкий уровень масла. Доливка масла, наряду с подтяжкой сочленений из предыдущего пункта — единственное, что способен сделать в качестве «ремонта» МКПП неподготовленный автовладелец. Во всех остальных случаях необходимо обратиться на специализированный сервис.

Коробка переключения передач: виды, чем отличаются и как работают

МКПП, АКПП, РКПП, CVT, DSG, PDK — аббревиатуры, за которым скрывается один и тот же автомобильный агрегат — коробка переключения передач. Каждая из них состоит их сложных технических механизмов, выполняющих одну задачу

Фото: unsplash

Фото: unsplash

Коробка переключения передач (КПП) — элемент трансмиссии автомобиля, который передает мощность от двигателя внутреннего сгорания (ДВС) на ведущие колеса, при этом расширяя диапазон частоты вращения и крутящего момента мотора. Этот узел отвечает за эффективную работу мотора, влияет на динамику движения и расход топлива. Базовым для КПП считается предустановленный набор передаточных чисел — это коэффициент, на который увеличивается или уменьшается крутящий момент, поступающий от двигателя. Передача, а в современных авто их может быть от 5 до 10, помогает работе двигателя в каждом из диапазонов скоростей. Для старта обычно применяется 1-я передача, но реже — 2-я (например, на грузовиках).

В зависимости от степени участия водителя, «коробка» может быть с ручным управлением (механическая) или автоматическая, где выбор передачи выполняет электроника. К таким агрегатам, как правило, относят не только классическую гидромеханику, но также «роботов» и вариаторы [1]. Отдельный класс — секвентальные КПП, которые чаще всего используют для гоночных автомобилей. Разбираемся в устройстве каждой из них и в том, как они работают.

Механическая

Прообраз «механики» впервые использовал на своем авто Карл Бенц. Сегодня ее ставят на все марки от ВАЗа до Porsche

Прообраз «механики» впервые использовал на своем авто Карл Бенц. Сегодня ее ставят на все марки от ВАЗа до Porsche (Фото: Егор Алеев/ТАСС)

  • корзина сцепления, что позволяет «соединять/отсоединять» ДВС и трансмиссию;
  • пары косозубых шестерен, отвечающих за передаточное число и нужную скорость;
  • синхронизаторы, обеспечивающие плавное включение передачи.

Все они расположены на валах, которых может быть два или три.

При выжатой левой педали вал отсоединен от ДВС. Если нога убрана, он соединен, и крутящий момент передается на колеса

При выжатой левой педали вал отсоединен от ДВС. Если нога убрана, он соединен, и крутящий момент передается на колеса (Фото: wikipedia commons)

Первичный или ведущий вал напрямую связан с двигателем через сцепление. Это сделано для возможности «отсоединять/присоединять» трансмиссию к ДВС. Для передачи крутящего момента на конце входного вала жестко зафиксирована шестерня, которая вращает следующий, промежуточный вал.

На нем равно числу передач установлены разноразмерные ведущие зубчатые шестерни. Каждая работает в сцепке с шестеренками (ведомыми) на вторичном или выходном валу. На нем шестерни, в отличие от первых двух валов, свободно вращаются на оси. Образованные зубчатые пары отвечают за передаточное число и динамические характеристики передачи («короткая», «длинная» итд).

В МКПП переключение происходит в ручном режиме. Переводя в салоне рычаг в нужное положение, водитель двигает в сторону соответствующей зубчатой пары муфту. Чтобы избежать удара при смыкании, нужно выровнять частоты вращения валов — для этого применяются синхронизаторы.

Плюсы: долгий опыт эксплуатации в автопроме, простое устройство и ремонт, возможность вручную влиять на динамику авто.

Минусы: утомительное «втыкание» передач и нажатие педали сцепления в плотном трафике, ограниченный набор передач.

Автоматическая

Этот тип трансмиссии появился в начале 1940-ых годов и активно вытесняет «ручку»

Этот тип трансмиссии появился в начале 1940-ых годов и активно вытесняет «ручку» (Фото: pixabay)

Под классической АКПП, как правило, подразумевают гидромеханическую коробку переключения передач. В этом случае у водителя всего две педали, а вместо рычага КПП — селектор, который может быть выполнен в виде шайбы или кнопок, или подрулевой переключатель режимов: P — парковка, D — движение, N — нейтральная и R — задний ход.

В отличие от «механики» передача крутящего момента здесь сложнее, а электронный блок управления (ЭБУ) отвечает за выбор передачи. В современных автоматических трансмиссиях их может быть до 10 включительно.

Принцип работы строится на силе давления трансмиссионной жидкости, отсюда и слово «гидро» в названии. Главные рабочие элементы — гидротрансформатор и планетарная КПП [2].

АКПП — это сложный технический механизм, который состоит нескольких сотен деталей

АКПП — это сложный технический механизм, который состоит нескольких сотен деталей (Фото: wikipedia commons)

  1. Гидротрансформатор или «бублик» (неофициальное название из-за тороидальной формы) отвечает за передачу крутящего от двигателя. В его состав входят три лопастных колеса — насосное, турбинное и реакторное. Все элементы заключены в герметичный кожух и погружены в рабочую жидкость. Насосное колесо соединено с коленчатым валом двигателя, а турбинное — с первичным валом КПП. Когда двигатель заведен, масло в «бублике», нагнетаемое насосом, начинается непрерывно рециркулировать, проходя через крыльчатки реактора. В итоге механическая сила от маховика ДВС переходит в гидравлическую, а крутящий момент передается на планетарный механизм.
  2. Планетарная КПП — это зубчато-шестерной механизм, состоящий из центральной шестерни, сателлитов и неподвижной коронной шестерни. Вращение происходит в одной плоскости относительно центральной шестерни, подобно ходу планет вокруг Солнца. Сателлиты вращают водило, через которое крутящий момент передается на выходной вал КПП. Чтобы обеспечить смену передаточных чисел, эти шестерни имеют разные размеры, а потому движутся внутри короны каждая со своей скоростью.

Планетарный механизм

Планетарный механизм (Фото: shutterstock)

Плюсы: за редким исключением — надежный и проверенный временем агрегат; обычно обеспечивает плавную и тихую езду.

Минусы: очень привередлив к качеству трансмиссионной жидкости, простые агрегаты могут быть «задумчивыми», дорогой и сложный ремонт в случае поломки.

Бесступенчатая

Принцип работы вариатора придумал еще в XV веке Леонардо да Винчи. Первые автомобили с такой трансмиссией выпустил 1950-ых годах завод DAF

Принцип работы вариатора придумал еще в XV веке Леонардо да Винчи. Первые автомобили с такой трансмиссией выпустил 1950-ых годах завод DAF (Фото: wikipedia commons)

CVT или вариатор — это кардинально другой в техническом плане тип КПП [3], который, по большому счету, даже нельзя называть коробкой передач, так как передач в нем как раз-таки нет.

В отличие от классического «автомата» или «механики», он не имеет фиксированного количества предустановленных передач и выдает по сути неограниченное количество передаточных чисел. Такая гибкость достигается за счет работы двух противоположных шкивов конической формы, которые соединены цепью или ремнем.

В бесступенчатой коробке один конус соединен с валом двигателя, а другой — направляет мощность на ведущие колеса. Передаточные числа изменяются по мере того, как шкивы перемещаются все ближе и дальше друг от друга. Решение, на сколько сдвинуть шкивы, принимает электроника.

Эти изменения теоретически происходят все время, чтобы двигатель работал на наиболее эффективных оборотах. Однако современные CVT умеют имитировать фиксированные ступени, так как такое поведение более привычно водителям.

Плюсы: теоретически вариаторы считаются более капризными, чем классические «автоматы», однако наиболее удачные варианты по сроку службы не уступают гидромеханическим КПП.

Минусы: вариаторы не любят пробуксовки и заезда на высокие препятствия, от чего цепь (или ремень) стачивает поверхность шкивов.

Роботизированная

РКП применяются как на грузовых, так и легковых автомобилях

РКП применяются как на грузовых, так и легковых автомобилях (Фото: hippopx)

РКПП или просто «робот» — это гибрид автоматической и механической коробки передач. Для начала движения водитель, также как и на «автомате», выбирает один из режимов (D, P, N, R).

Механическая схема в ней аналогична МКПП, но для переключения передач и смыкания/размыкания сцепления здесь отвечают сервоприводы. Момент выбора нужной ступени контролируется электроникой.

Проще говоря, вместо педали сцепления и рычага коробки стоят электромоторы, которые по команде электроники «выжимают» сцепление и меняют ступени.

Плюсы: недорогая в обслуживании; освобождает водителя от необходимости переключать передачи вручную

Минусы: электронике нужно время, чтобы понять действия водителя и включить передачу, из-за этого разгоны происходят с характерными провалами потока мощности; высокая стоимость актуаторов.

Преселективная

Часто все такие коробки называют DSG. Хотя это только товарный знак Volkswagen, такой же как PowerShift для Ford, S tronic у Audi и PDK на авто Porsche

Часто все такие коробки называют DSG. Хотя это только товарный знак Volkswagen, такой же как PowerShift для Ford, S tronic у Audi и PDK на авто Porsche (Фото: volkswagenag)

По сути это та же роботизированная коробка переключения передач. Главное ее отличие в количестве сцеплений — их два [4]. Этот тип трансмиссии относительно новый — активно внедрение началось с 2003 года. Сегодня их ставят на все классы автомобилей: от небольших хэтчбеков до спорткаров.

Принцип работы такой коробки заключается в том, что каждое из сцеплений управляет своим набором передач: четными и нечетными. В итоге, когда автомобиль работает на одной передаче, следующая уже выбрана и готова к включению.

Например, машина едет на второй передаче и ускоряется. В этот момент электроника подает сигнал, и автоматика двигает муфту к следующей, 3-й передаче. Когда приходит время муфта, которая была включена для 2-й передачи, отключается, и теперь включается та, на которой была предварительно выбрана 3-я передача. В это время освободившееся сцепление уже выбирает 4-ю передачу.

Плюсы: быстрое переключение передач; высокая экономичность.

Минусы: инженерам не сразу удалось сделать этот тип КПП надежным, из-за чего автомобилисты часто избегают таких коробок; «преселективы» не всегда аккуратно работают на низких скоростях — в пробках могут чувствоваться толчки.

Секвентальная

Секвентальные коробки устанавливют на «заряженные» модели, например, BMW и Mercedes-Benz

Секвентальные коробки устанавливют на «заряженные» модели, например, BMW и Mercedes-Benz (Фото: bmwgroup)

Секвентальная или последовательная коробка передач — это разновидность механической трансмиссии, которая чаще всего используется в спортивных и гоночных автомобилях.

В отличие от классической «механики», где переключение происходит по Н-образной схеме, здесь «движение» возможно только последовательно [5]. То есть водитель не может стартовать со 2-й и сразу уйти на 4-ю передачу. В случае с «секвенталкой» ему понадобится пройти все передачи по очереди: от 1-й до 4-й.

Техническое устройство такой коробки схоже с классической «механикой», но есть ряд существенных отличий:

  • отсутствует педаль сцепления, а за отключение вала отвечает электроника;
  • используются прямозубые шестерни (вместо косозубых);
  • переключение между передачами осуществляется гидравлическими сервоприводами.

Плюсы: очень высокая скорость переключения между передачами; нет потери мощности в момент смены; экономия топлива.

Минусы: высокий износ деталей; дорогая в ремонте.

Неисправности коробки переключения передач

Как и любой рабочий элемент, КПП подвержены износу и поломкам. Хотя при бережном уходе некоторые «коробки» готовы служить по несколько сотен тысяч километров. Причину неисправности и особенно ремонт данного узла лучше доверять проверенным мастерам, например, официальным дилерам или специалистам в клубных сервисах.

На что стоит обращать внимание в работе КПП:

  • Вибрации. Их быть не должно. В противном случае, стоит проверить «подушки» КПП, на которые крепится весь узел. Они не только фиксируют «коробку», но и поглощают часть колебаний от движения валов и приводов.
  • Хрусты/хрипы/стуки. Тоже исключены. Если же звуки присутствуют и нарастают, это прямой повод поехать в сервис. В зависимости от типа КПП причины неприятных звуков могут быть разные.
  • Пинки и выбивание передачи прямо свидетельствуют о возможной серьезной неисправности. Не следует испытывать судьбу и лучше как можно быстрее заехать на подъемник.
  • Стружка в масле. Для исправной работы «коробки» следует регулярно менять масло. Для каждой марки и модели установлены свои правила. Если же при смене масла в нем нашлась металлическая стружка, скорее всего, придется разбирать всю коробку — возможно, стерлись шестерни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *