Ультрафиолетовый фильтр для объектива назначение
Перейти к содержимому

Ультрафиолетовый фильтр для объектива назначение

  • автор:

Ультрафиолетовые и защитные фильтры

Светофильтр – это оптическое устройство, которое устанавливают на объектив для изменения яркости и контраста фотографии, корректировки цветов и регулировки количества света. Существует множество разновидностей светофильтров, из которых условно можно выделить группу защитных фильтров, в числе которых ультрафиолетовый фильтр.

Защитный светофильтр для объективов

Функции защитных фильтров:

  • предохраняют переднюю линзу объектива от механических повреждений: царапин, ударов, отпечатков пальцев
  • защищают линзу от пыли, песка и влаги
  • корректируют количество света и контраст фотографии

Все защитные фильтры делятся на четыре группы:

  • ультрафиолетовый фильтр(обозначается – UV)
  • нейтральный фильтр (N)
  • skylight фильтр (SKY)
  • фильтр против дымки (Haze)

Рассмотрим их подробнее.

Ультрафиолетовый UV фильтр для объективов

  • Ультрафиолетовый фильтр (УФ фильтр) защищает матрицу фотоаппарата от ультрафиолетовых волн, помогает бороться с бликами солнца на фотографиях, повышает контраст и резкость изображения. Ультрафиолетовый фильтр улучшает качество фотографий при открытой съемке в солнечный день.
  • Нейтральный фильтр – предназначен для уменьшения количества света, попадающего на сенсор фотокамеры. Он также очень полезен для получения большого времени экспозиции.
  • Skylight фильтр имеет светло-розовый оттенок, благодаря которому фотографии получаются в теплых тонах. Он поглощает избыток цветов голубого спектра. Подходит для съемки романтических портретов или пейзажей со слишком голубым и холодным небом.
  • Фильтр против дымки – задерживает максимальное количество ультрафиолета и рассеивает дымку при съемке удаленных объектов, повышает четкость фотографий.

    Иногда на фильтре имеется обозначение WPC (waterproof coat), что означает наличие у фильтра водозащитного покрытия. С таким защитным фильтром вы сможете спокойно фотографировать под дождем или на берегу моря.

    Как подобрать фильтр к объективу?

    Чтобы купить подходящий светофильтр, нужно знать диаметр вашего объектива, его обычно пишут на самом объективе или на крышке от него. А чтобы определиться, какой именно светофильтр вам нужен, УФ фильтр, skylight или нейтральный, купите сразу несколько, тем более, что такие фильтры стоят не слишком дорого. Новичкам рекомендуется использовать прежде всего ультрафиолетовый фильтр. В любом случае, новый объектив выйдет дороже, чем защитный светофильтр.

    Фильтры для объективов: что это и зачем нужно?

    Как фильтр объектива меняет изображение

    Фильтры на объектив камеры могут использоваться для различных целей в цифровой фотографии. Они могут быть незаменимы для съемки пейзажей в чрезвычайно сложных условиях освещения, они могут улучшить цвета и уменьшить отражения или могут просто защитить линзы объектива. Фильтры широко используются в фотографии и кинематографии, и в то время как некоторые используют фильтры только в редких случаях, другие применяют фильтры в своей повседневной работе постоянно. Например, пейзажные фотографы в значительной степени полагаются на различные фильтры, в то время как уличные и портретные фотографы редко используют их. Поскольку цифровая фотография полностью зависит от качества и интенсивности света, такие фильтры часто необходимы для изменения света до его попадания в объектив. Многие фотографы считают, что некоторые из встроенных в Lightroom и Photoshop инструментов могут имитировать поведение фильтров, что делает фильтры избыточными в эпоху цифровых технологий. На самом деле некоторые фильтры никогда не могут быть смоделированы в программе, а некоторые действительно помогают получить более хороший результат во время постобработки. В этой статье расскажем о различных типах доступных фильтров на объективы, о том, что они делают, когда и как их использовать.

    Что такое фильтры и зачем их использовать?

    Почему вы носите солнцезащитные очки? Потому что наряду с другими преимуществами они помогают вам лучше видеть при интенсивном освещении, защищают ваши глаза от вредных ультрафиолетовых лучей / ветра / пыли и уменьшают блики. Фильтры также служат аналогичной цели — они могут помочь уменьшить отражения, защитить линзы от потенциальных повреждений, полностью или частично уменьшить количество света, попадающего в линзу, и даже улучшить цвета. В то же время фильтры могут повредить фотографии, если они используются неправильно. Хорошей аналогией будет использовать солнцезащитные очки в темной комнате. Следовательно, вам нужно не только знать, какие фильтры использовать, но и обладать знаниями, как их использовать, и в каких ситуациях. Существует много разных видов фильтров — от дешевых УФ-фильтров до очень дорогих фильтров стоимостью в десятки тысяч рублей.

    Формы линзовых фильтров

    Фильтры объектива бывают разных форм и форм, как показано ниже. Наиболее популярными линзовыми фильтрами являются круглые, навинчиваемые фильтры. Они устанавливаются непосредственно на резьбу фильтра перед объективом. Они бывают разных размеров, в зависимости от резьбы объектива для фильтра. Стандартный и самый распространенный размер навинчиваемых фильтров для профессиональных линз составляет 77 мм.

    Типы линзовых фильтров по форме:

    1. Круговые навинчиваемые фильтры

    — наиболее распространенный тип, который монтируется непосредственно на резьбу фильтра на объективе. Примеры круглых навинчиваемых фильтров включают в себя фильтры UV / Clear / Haze, круговые поляризаторы, фильтры нейтральной плотности и цветные фильтры. Круглые фильтры также бывают разной толщины — некоторые из них толстые, они могут добавить виньетирование, а другие ультратонкие, чтобы его уменьшить, но при этом не позволяют надеть крышку объектива.

    2. Квадратные фильтры

    — популярный выбор для пейзажной и другой панорамной фотографии. Держатель фильтра непосредственно прикрепляется к резьбе для фильтра на объективе и может содержать один или несколько фильтров. Самые популярные размеры — 3 × 3 и 4 × 4. В определенных ситуациях их можно сложить вместе, что может отрицательно повлиять на качество изображения и добавить отражения.

    3. Прямоугольные фильтры

    — еще один популярный выбор, прежде всего среди пейзажных фотографов. Устанавливается так же, как квадратные фильтры через систему держателей. Поскольку круглые градуированные фильтры с нейтральной плотностью непрактичны (из-за разных размеров высококонтрастных областей и композиции), прямоугольные фильтры являются основным выбором для пейзажной фотографии. В отличие от квадратных фильтров, у них больше места для перемещения вверх и вниз. Самый популярный размер — 4 × 6, хотя также доступны фильтры большего и меньшего размера.

    4. Встраиваемые фильтры

    — эти фильтры используются внутри длинных телеобъективов из-за большого размера переднего объектива. Для вставных фильтров используются только прозрачные и поляризационные фильтры.

    Виды фильтров для объектива

    Фильтры для объектива

    Давайте подробно рассмотрим каждый тип фильтра и расскажем про эффекты, которые они производят на снимках. Часто бывает слишком сложно понять, что делает конкретный фильтр, и принять решение о том, нужен он вам или нет, а приведенная ниже информация поможет вам решить, хотите ли вы использовать фильтр определенного типа или нет.

    Защитные фильтры UV / Clear / Haze Filter

    Сегодня фильтры UV / Clear / Haze предназначены для простой защиты передней линзы объектива. В прошлом эти фильтры использовались для предотвращения попадания ультрафиолета на пленку. Все датчики цифровых камер имеют УФ / ИК-фильтр перед собой, поэтому больше нет необходимости использовать эти фильтры на зеркальных камерах. Многие фотографы используют эти типы фильтров для защиты, потому что заменить фильтр проще и дешевле, чем пытаться починить поцарапанный или сломанный элемент линзы. Вообще, лучше всегда держать прозрачный фильтр на своих линзах, потому что его легче чистить.

    Прежде чем купить прозрачный фильтр, вы должны убедиться, что вы покупаете высококачественное стекло со специальным мультистойким покрытием (MRC). Худшее, что вы можете сделать, это установить фильтр низкого качества перед дорогим объективом. Это не только ухудшит качество изображения, но и добавит неприятные отражения, призраки и блики к вашим снимкам

    Поляризационный фильтр

    Существует два типа поляризационных фильтров — линейный и круговой. Линейные поляризаторы не должны использоваться на камерах DSLR, поскольку они могут привести к ошибкам измерения. Круглые поляризаторы, с другой стороны, идеально подходят для зеркальных фотокамер и не вызывают проблем с измерением из-за их конструкции. Фильтры с круговой поляризацией — это, по существу, линейные поляризаторы, со вторым стеклянным элементом, прикрепленным к их задней части, который циркулярно поляризует свет, давая точные результаты экспонирования, когда свет попадает на экспонометр. Когда два элемента выровнены и ориентированы относительно солнца, захваченное изображение может иметь более насыщенные цвета, более голубое небо, меньше отражений и более высокую общую контрастность. Поляризационные фильтры также могут уменьшить помутнение, что очень полезно для пейзажных фотографов.

    Существует минимальный и максимальный эффект поляризации, в зависимости от выравнивания фильтра. Вы должны вращать фильтр каждый раз, когда вы снимаете, для достижения наилучших результатов.

    Избегайте использования поляризационного фильтра на ультра широкоугольных объективах. У вас может получиться частично темное небо, которое будет сложно исправить при постобработке. Поляризационные фильтры обычно толще обычных фильтров и поэтому могут привести к нежелательному виньетированию.

    Нейтральный фильтр (ND)

    Назначение фильтров нейтральной плотности — уменьшить количество света, попадающего в камеру, и, таким образом, уменьшить скорость срабатывания затвора и увеличить время экспозиции. Эти типы фильтров особенно полезны в дневное время из-за обилия света, который не может быть значительно уменьшен путем уменьшения диафрагмы объектива и уменьшения ISO.

    Фильтры нейтральной плотности могут быть как круглыми, так и прямоугольными. Наличие прямоугольного фильтра не дает никаких преимуществ, поэтому лучше всего купить кольцевой ND-фильтр для увеличения размера и мобильности. Иногда необходимо соединить фильтры, чтобы еще больше уменьшить выдержку. Старайтесь не складывать ND-фильтры с широкоугольными линзами, чтобы избежать виньетирования.

    Градиентный фильтр (GND)

    Разница между нейтральным и градиентным фильтром заключается в том, что последний постепенно меняет прозрачность. Поскольку размер неба и переднего плана может меняться в зависимости от композиции, большинство фильтров GND имеют прямоугольную форму. Поэтому эти фильтры должны использоваться либо с системой держателей, либо их нужно держать рукой перед объективом. Преимущество использования держателя состоит в том, что вы можете сложить несколько фильтров и вам не нужно беспокоиться о проблемах выравнивания. Недостаток при этом заключается в том, что он может добавить виньетирование, поэтому вы должны быть осторожны при использовании широкоугольных объективов с фокусным расстоянием менее 35 мм.

    Фильтр с резким градиентным переходом (GND)

    Смесь нейтрального и градиентного фильтра с четким переходом, эти фильтры могут быть очень полезны в ситуациях с высокой контрастностью, когда небо очень яркое по сравнению с передним планом, а горизонт плоский (из-за жесткого перехода от темного к ясному). Во время фотографирования жесткий край в центре выровнен с горизонтом. Небо затемняется в зависимости от интенсивности фильтра. Фильтра GND с двумя или тремя остановками часто бывает достаточным для уравновешивания снимка. Проблема с жесткими фильтрами GND заключается в том, что горизонт редко бывает ровным, поэтому фильтры с мягкими краями часто более полезны. Будьте осторожны при укладке жестких фильтров GND в условиях высокой контрастности — оба фильтра должны быть правильно выровнены, чтобы избежать неприятных переходов.

    Фильтр с мягким градиентным переходом (GND)

    По сравнению с приведенными выше GND-фильтрами эти градиентные фильтры с постепенно переходят от темного к прозрачному, что позволяет фотографам использовать их при фотографировании неплоского горизонта. В то время как горы, холмы и другие объекты над горизонтом могут быть проблематичными для жестких фильтров GND, фильтры мягких поверхностей GND работают намного лучше в этих ситуациях, благодаря постепенному переходу.

    Фильтр с обратным градиентным переходом (GND)

    Обратные градиентные фильтры появились не так давно. По сравнению с обычными фильтрами GND с резким / мягким переходом, они темные на горизонте и постепенно смягчаются к вершине. Эти фильтры очень полезны для съемки заката, когда вы снимаете солнце близкое к горизонту. Общая проблема с такими закатами заключается в том, что солнце намного ярче неба. Если вы используете GND-фильтр с резким переходом, небо может стать слишком темным, а если вы используете GND-фильтр с мягкими переходом, солнце будет переэкспонировано. Решением является использование обратного фильтра GND, который уравновешивает солнце и небо в кадре, что приводит к более сбалансированной экспозиции.

    Цветные фильтры

    Цветовые фильтры обычно используются для изменения баланса белого в камере. Существует два типа цветовых фильтров — коррекция цвета и вычитание цвета. Первый используется для корректировки баланса белого, а второй — для поглощения одного цвета и пропуска остальных. Эти фильтры были довольно популярны для пленок, но редко используются для цифровой фотографии, поскольку цветовые эффекты и изменения баланса белого могут быть легко реализованы в таких программах постобработки, как Lightroom и Photoshop.

    Макрофильтр

    Макрофильтры обычно называются макрофокусами, потому что они больше линзы, чем фильтры. Они прикрепляются к объективам так же, как фильтры, поэтому и упомянуты здесь. Эти фильтры в основном используются для макросъемки, чтобы иметь возможность приблизиться к объекту, уменьшив минимальное расстояние фокусировки объектива. Данные фильтры — это дешевый способ преобразования обычного объектива в макрообъектив, хотя они негативно влияют на качество изображения. Для достижения наилучших результатов рекомендуется использовать макрообъектив.

    Фильтр для спецэффектов

    Фильтры для спецэффектов могут создавать интересные эффекты, но поскольку большинство таких эффектов можно легко создавать в Photoshop, эти фильтры уже в значительной степени утратили свою популярность. Единственный фильтр, который не может быть воспроизведен в Photoshop, — это фильтр боке, потому что основные моменты не могут быть легко изменены с помощью методов постобработки.

    Фильтры могут быть изготовлены из стекла, пластика, смолы, полиэстера и поликарбоната. Стеклянные фильтры, как правило, высшего качества, но очень дороги и имеют тенденцию легко ломаться, особенно квадратного или прямоугольного типа.

    Подыскиваете подходящий сервисный центр по ремонту объективов? Обращайтесь в Fotoblick!

    Копирование контента с сайта Fotoblick.ru возможно только при указании ссылки на источник.

    Правильное использование светофильтров

    Даже если вы только начинаете знакомиться с фотографией, вам наверняка доводилось сталкиваться со светофильтрами. Основная функция их понятна без лишних объяснений — они добавляют определенный эффект на фото прямо при съемке. Эффект этот может быть различным, в зависимости от типа фильтра, поэтому сегодня мы посмотрим на то, какие бывают фильтры и как их следует использовать.

    Виды фильтров

    Самый привычный и самый распространенный фильтр — это накручивающаяся прямо на объектив линза, чаще всего из мягкого материала, с определенным покрытием. Как правило, такой фильтр довольно тонкий, а по диаметру должен совпадать с размером линзы. В использовании он также проще остальных, поскольку он надевается на объектив и закрепляется.

    Это, однако, не единственный вид фильтров. Существуют также и фильтры специально для телеобъективов. Они вкладываются в специальное отделение, расположенное ближе к задней линзе объектива. Применяются такие фильтры потому, что фронтальные элементы телеобъективов, как правило, больше стандарта. Потому обычный фильтр для них слишком мал.

    Квадратные фильтры размещаются в специальном креплении, которое размещается перед объективом. Используют их в основном для пейзажной съемки.

    Существуют еще и прямоугольные фильтры, для которых также имеются крепления. Такие фильтры обеспечивают равномерность. Размер их чаще всего составляет 4х6.

    Функции фильтров

    Как мы уже отметили, каждый фильтр дает определенный результат, и все результаты различны.

    УФ и Скайлайт

    Ультрафиолетовые фильтры и фильтры Скайлайт используются для защиты фронтального элемента объектива от пыли, грязи и царапин. Поэтому их использование крайне рекомендовано при съемках на улице особенно в плохую погоду. Раньше такие фильтры защищали объектив от запотевания, но сейчас эти функции выполняют различные покрытия. Кроме того, пленка была куда более чувствительна к УФ лучам, потому использование фильтров было широко распространено.

    Скайлайт имеет еще одну полезную функцию: при съемках в хорошую погоду, когда небо чистое и яркое, эти фильтры корректируют цветопередачу, снижая синий отсвет и отражения на коже от окружающих объектов. Так что использовать скайлайт можно при съемке портретов и пейзажей. Однако, стоит учитывать, что иногда при неправильном использовании этот фильтр усиливает блики, как результат, снижая контрастность фото. Поэтому важно следить за светом, который окружает место съемок.

    При правильном использовании скайлайт делает цвета насыщеннее, а свет — объемнее.

    Поляризационный фильтр

    Этот фильтр можно сравнить с поляризационными очками, функции у него фактически аналогичны. Он добавляет цвету глубину и яркость, попутно снижая количество рефлексов. Фильтр просто крепится на объектив и, поворачивая его, можно уже через видоискатель увидеть, как меняется фотография. Поляризационные фильтры отлично подходят для съемок пейзажей, особенно когда вы имеете дело с водой или снегом. Эти фильтры немного затемняют картинку, небо становится более насыщенным а с воды и стекла убираются заметные отражения. Поэтому с таким фильтром удобно снимать городские виды и современные стеклянные здания. С осторожностью фильтр стоит использовать с широкоугольными объективами, на них из-за присутствия фильтра тон неба может получиться неравномерным. Также не рекомендуется снимать панорамы с использованием поляризационных фильтров.

    В ассортименте Polaroid существует набор, состоящий из УФ фильтра, Поляризационного фильтра и Флуоресцентного фильтра. Последний корректирует зеленоватый оттенок, который дают искусственные источники освещения. Комплект удобен для разных типов фотографии и включает компактный чехол для безопасного хранения и транспортировки фильтров.

    Нейтрально-серые фильтры

    Нейтрально-серый или ND фильтр снижает количество света, которое проходит через объектив и попадает на матрицу. Цвет фотографии при этом не меняется. Такой фильтр одинаково срабатывает как с естественным, так и со студийным светом. ND фильтры бывают различной силы, от более светлого к более темному. Если надеть такой темный фильтр на объектив, вы не сможете использовать режим Live View, но не стоит пугаться, ведь камера все равно сможет увидеть картинку. Все настройки также можно использовать даже когда фильтр надет на камеру. Фильтры такие чаще всего используются для съемок на длинной выдержке, для того, чтобы не пересветить кадр.

    ND фильтр хорош для съемок пейзажей, фотографии со вспышкой в помещении, уличной фотографии и движения на длинной выдержке.

    Polaroid Fader ND — это нейтрально-серый фильтр с регулированием плотности от 1 до 9 шагов. В зависимости от нужной степени затемнения, вы можете выбрать шаг и снимать фото и видео даже в самую яркую погоду.

    Градиентный ND фильтр

    Название этого фильтра говорит само за себя, он создает градиент в кадре от темного к светлому и позволяет сбалансировать экспозицию между самым светлым участком, чаще всего небом, и более темным передним планом. Интенсивность темного участка измеряется в шагах. И количество шагов определяет степень затемнения самых темных участков.

    Градиентные нейтральные фильтры делятся на три типа: с резким переходом, мягким переходом и обратные. Различие очевидно, первый тип затемняет углы по принципу виньетки, переходя от темных участков по углам к светлому в центре. Он балансирует контрастный кадр, например горизонт с ярким небом и темным фронтом. Мягкий переход дает более гладкий и нерезкий градиент. Он подходит для непрямого горизонта: холмов и гор. Обратный фильтр дает горизонтальный градиент от темного к светлому и используется для фотографии восходов и закатов. Темнее вверху, светлее внизу.

    Фильтры цветокоррекции

    Эти фильтры предназначены для исправления температуры и цветового тона снимка: они могут делать кадр холоднее или теплее, или просто давать ему определенный тон. Обычно они применяются для съемок в помещении при искусственном освещении и позволяют создать настроение при помощи определенного света. В принципе, то же самое можно сделать и при пост-обработке, так что эти фильтры лишь позволяют облегчить задачу фотографа.

    Макрофильтры

    Макро или Close-Up фильтры предназначены, что очевидно, для макросъемки. Они позволяют не покупать дорогой объектив с функцией макро, а просто прикрепить на уже имеющийся дополнительную линзу. Увеличение у них не настолько велико, но с простой съемкой макро проблем не возникает. Такие фильтры особенно хороши в случаях, когда вам не нужно снимать макро часто, так что целый объектив обойдется невыгодно.

    В набор Polaroid Close Up всего входит 4 фильтра с увеличением +1, +2, +4 и +10. Их можно использовать по отдельности или совмещать для достижения лучшего эффекта.

    Фильтры со специальными эффектами

    Такие фильтры применяются в разных ситуациях, в зависимости от конкретного эффекта. Существует их тоже довольно много: одни создают более эффектное рассеивание света, другие подчеркивают отражения, есть также и инфракрасные фильтры, дневные и ночные. Такие фильтры не слишком популярны сейчас, поскольку в пост-обработке почти все эффекты можно наложить проще и быстрее. Поэтому пожалуй, самый популярный фильтр, который трудно заменить цифровой обработкой — это фильтр для боке.

    Три светофильтра-помощника — PL, UV, ND

    Дата публикации: 06 июля 2017 . Категория: Советы по фотосъемке.

    В сегодняшнем материале мы поговорим о светофильтрах. Это такие круглые стекляшки, которые крепятся на переднюю линзу объектива. Разумеется, сегодня цифровая обработка (например, в Photoshop) позволяет исправлять практически что угодно, однако в ряде ситуаций фильтры будут поистине незаменимыми.

    В век аналоговых технологий без фильтров было тяжело обойтись – все они служили для того, что сейчас может делать любой продвинутый графический редактор. Однако существует тройка светофильтров, которые востребованы и по сей день. Речь идет об ультрафиолетовом (UV), нейтральном сером и поляризационном фильтре. Далее мы остановимся на каждом из них детальнее, чтобы разобраться, что зачем применяется.

    lens filter uv cpl nd

    Ультрафиолетовые фильтры и иже с ними (защитные).

    Часто фотолюбители путают фильтры в этой категории. Вообще говоря, существуют четыре разных типа светофильтров: UV (ультрафиолетовый), анти-дымка (Haze), SkyLight (или просто Sky) и бесцветный (Neutral). Основная функция всей этой братии – защита стекол объектива от физических повреждений, а также от света УФ-спектра (ведь фотоматрица или фотопленка намного восприимчивее к таким оттенкам, нежели глаза человека) и дымки, характерной на дальних расстояниях. Чаще всего применяют ультрафиолетовый фильтр и Sky.

    Последний, как правило, имеет несколько большую стоимость; зачастую консультанты фотосалонов презентуют его как панацею от всех излучений, но по факту это лишь стекло с розоватым оттенком, призванным обеспечивать более теплый цвет в кадре (причем больше для пленочных фотоаппаратов, т. к. для цифрового подобного эффекта не ощущается, ведь баланс белого сейчас настраивается почти у любого цифровика – следовательно, для цифры такой фильтр необязателен). Иначе говоря, что бы кто ни говорил, а главная функция таких устройств – защита от механических повреждений.

    Защитный светофильтр предотвращает:

    • Попадание пыли и грязи в объектив.
    • Появление царапин, жирных следов, следов от ударов и т. д.
    • Загибание самого края объектива (тонкое кольцо, в которое накручиваются светофильтры) при нечаянном ударе по нему.
    • Появление проблем из-за соленой воды, дождя, снега и т. д.

    Такие фильтры являются самыми дешевыми, сейчас их можно приобрести для любой камеры. Однако при этом следует иметь в виду, что любое стекло перед объективом – это потеря светосилы. Поэтому лучше не поскупиться и не брать совсем уже откровенно дешевые изделия, лучше приобрести качественную продукцию с большой степенью пропускания света. Если вдобавок к защитному УФ фильтру вы хотите приобрести поляризационный, не надо навинчивать их друг на друга – просто накрутите поляризационный, предварительно сняв защитный.

    Поляризационный светофильтр

    Такой тип фильтра (иногда его называют «полярик» или PF) – незаменимый аксессуар, которым должен обладать любой мало-мальски грамотный фотолюбитель. Предназначение такого изделия – убирать отблески с поверхностей (кроме металла). При ярком солнце он может «убавить» яркость неба, сделать его чуть фактурнее (по факту светофильтр просто не дает образовываться отражению от мелких водяных капель, находящихся в воздухе). А если вам потребуется снять водоем, PF поможет скрыть нежелательные отражения от поверхности воды, из-за чего она будет казаться более прозрачной (скажем, при съемке озера с берега).

    Не забывайте, однако, что «полярик» забирает часть светового потока (до 2 шагов экспозиции, это зависит от качества изделия). Но есть выход – использование коррекции экспозиции, если вы применяете поляризационный фильтр. Если освещение откровенно так себе, потребуется штатив. Помимо этого, такой светофильтр обладает возможностью улучшений цветов на снимке – заметьте, без применения Photoshop или иной подобной программы. Объяснение этому то же – фильтр отсекает одни световые волны и преобразует в поляризационные другие, тем самым предотвращает отражения, под которым следует понимать любой отблеск, а вовсе не зеркальные блики.

    На фото ниже можно наблюдать наглядное классическое применение CPL фильтра.

    CPL filter

    «Полярики» подразделяются на линейные и циркулярные. Не будем подробно вдаваться в детали, скажем лишь, что для цифровика изготовители определенно советуют использовать циркулярный, который включает в себя механизм из 2-х оправок. Одна из них (со стеклом) находится в свободном вращении относительно другой. Таким образом, при вращении одной оправки совместно со стеклом, можно прийти к искомому эффекту.

    Ложка дегтя в бочку меда – такой качественный поляризационный фильтр стоит немало. Учитывая то, что с увеличением диаметра объектива цена существенно возрастает, вам может потребоваться или набор колец-переходников, или отдельный фильтр на каждый объектив. Выход тут только один – определиться с самым часто используемым объективом и применять именно его тогда, когда вам может понадобиться поляризация.

    В последнее время рынок стали завоевывать китайские изделия безымянных производителей – так вот, лучше их вообще не покупать. Дешевле 500грн. качественный фильтр вы вряд ли найдете. Толку будет мало, зато потеряете деньги.

    Рекомендации по применению «полярика»:

    • Не применяйте светофильтр для объективов типа «рыбий глаз» (сверхширокоугольники), в этом случае велика вероятность неравномерной поляризации (граница фокусного расстояния – примерно 28 мм). Т. е. для панорамной съемки такой фильтр тоже лучше не применять.
    • Максимальная эффективность достигается, когда источник света располагается под углом 90° по отношению к линии фотограф-объект. Если же солнце находится спереди (или позади), эффект будет наименьшим.
    • При рассеянном типе света от «полярика» толку никакого (скажем, пейзаж в пасмурный день).
    • Установка такого фильтра вместе с другим ведет к еще большей потере светосилы и увеличивает виньетирование.
    • Не следует снимать через стекло или иную прозрачную поверхность (в этом случае есть риск получить нежелательные световые помехи на снимке – например, как показано ниже на фото).

    Нейтральный серый фильтр (ND)

    Такой фильтр (Neutral Density) бывает как простым, так и градиентным. Его целью является помощь снимающему выбрать правильную экспозицию. Порой приходится сокращать количество попадающего на поверхность матрицы света. Вроде бы все просто – достаточно лишь поджать диафрагму, однако так не в каждой ситуации удается добиться желаемого эффекта, да и рукой диафрагму приходится подкручивать. Использование же ND куда удобнее и целесообразнее – световой поток снижается на определенное значение, после чего можно без труда выставить желаемую диафрагму.

    В каких же случаях приходится сокращать световой поток? Например, если необходимо снять «молочную воду». Все мы видели изображения, где морская вода (но чаще – водопад) представляют собой не замершие брызги, а что-то вроде сплошного молочного потока. Подобного результата, разумеется, можно добиться при использовании большой выдержки. Но что вы будете делать, если на улице ярко светит солнце, а вам необходимо установить выдержку на 1-2 секунды? Здесь-то нам нейтральный серый фильтр и поможет. Навинчиваем его на объектив и вот уже мы способны вести дневную съемку со сниженным световым потоком.

    Помимо этого, использование ND сулит следующие преимущества:

    • Применение больших значений диафрагмы при ярком солнце.
    • Добавление размытия на динамические объекты.
    • Обеспечение малой глубины резкости при чрезмерно ярком световом потоке.

    neutral density filter

    Одним из видом ND-фильтра является его градиентный вид – в нем поверхность затемняется поступательно. Зачем это надо? Скажем, тогда, когда потребуется вести съемку с высоким уровнем контрастности (например, чтобы не «потерять» яркое небо). Темную сторону фильтра необходимо выровнять с небом, а светлую – с землей. Там, где фильтр темнее, на матрицы попадает меньше светового потока, и она не засвечивается сильно. Но у этого типа фильтра есть и минус – он дает отличные результаты при четкой или ровной границе световых потоков.
    Как же найти необходимый нейтральный серый фильтр, подходящий по светосиле? Очень просто – ND-фильтры классифицируются по величине экспошагов. Как правило, фотографы выбирают изделия на 1,2 или 3 шага («стопа»), хотя есть продукция и на 10 стопов.
    Если вы впервые слышите мудреные фразы типа «экспозиция» или «стоп», то данная таблица поможет вам выбрать необходимый нейтральный серый фильтр.

    filter bomber

    Производители

    «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» — в случае со светофильтрами эта цитата подходит как нельзя лучше. Необязательно приобретать самый дорогой, но обязательно – продукцию одного из хорошо известных брендов (особенно в случае с «поляриком»), например:
    • Kenko
    • B+W
    • Marumi
    • Hoya
    • Tiffen

    Помните, что наиболее дешевые изделия негативно скажутся на ваших фотографиях. Многие фотографы спешат купить все три фильтра по небольшой стоимости («нужно все, сразу и недорого»), в итоге не редкость, когда все три фильтра малоизвестных (а то и noname) производителей просто откладывается в сторону, как приносящие лишь вред, а не пользу.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *